Цели и задачи: ознакомить с понятием симметрии в ИЗО и музыке, расширить знания о бабочках, совершенствовать умение изображать способом монотипии, развивать творческое воображение, воспитывать бережное отношение к природе и родному краю.
Оборудование:
- для учителя - компьютерная презентация, шаблоны бабочек, аудиозапись М.Яруллин “Танец бабочек”, фонограммы песен: Л.Батыр-Булгари “Родной край”, В.Шаинский “Дети любят рисовать”.
- для учащихся – альбомный лист, гуашь, кисти, ватные палочки, ножницы.
Ход урока
Организационный момент исполнение песни В.Шаинского “Дети любят рисовать”.
Беседа по теме урока
Зелёный лист (луг) цветёт кругом
И будто замер в зное пряном.
Лишь стая бабочек на нём
Весь день танцует неустанно
Взгляни на них: живым цветком
Порхают нежные создания.
Забудь на миг об остальном,
Чтоб обратить на них вниманье.
В момент порывов их благих
Иль просто в шутку, мимоходом
Как тонко расписала их
На краски щедрая природа!..
Ю.Коваленко
Бабочки появились на Земле 250 миллионов лет назад – раньше, чем динозавры, и живут по сей день. Что же это за удивительные существа? Чем они питаются? Где обитают?
Вряд ли найдётся человек, который не восхищался бы этими насекомыми. Бабочку иногда называют летающим цветком. У поэтов это символ нежной красоты и воздушности.
В Древнем Риме верили, что бабочка произошла от цветов, оторвавшихся растений. В Индии бабочка – знак влюблённых. Во все времена бабочками любовались, их красота переносилась на полотна художников, изображениями бабочек украшалась одежда и жилище людей. Послушайте, как воспел в своём стихотворении бабочек Афанасий Фет.
“Танцы с бабочками” (читает ученица) (слайд)
Ты прав. Одним воздушным очертаньем я так мила.
Весь бархат мой с его живым миганьем- лишь два крыла.
Не спрашивай: откуда появилась? Куда спешу?
Здесь на цветок я летний опустилась и вот – дышу.
Надолго ли, без цели, без усилья, дышать хочу?
Вот-вот сейчас сорвусь, раскину крылья и улечу.
За красоту, люди дали этим насекомым красивые имена. Названия каких бабочек вы знаете? (махаон, крапивница…)
Раньше всех вылетает яркая желтая бабочка – лимонница. (слайд) Она живет дольше всех – 10 месяцев: родится летом, перезимует, весной отложит яички и умирает. Кто знает что происходит дальше? (из яичек появляются гусеницы, которые превратятся в куколку, а из куколки вновь вылетит красивая бабочка)
Как называется бабочка, которая в середине лета порхает над капустными грядками? (капустница)
Какого она цвета? слайд
Белыми крыльями машет капустница.
Только поднимется – тут же опустится.
Носиком водит по краю ромашки:
Мед или чай в этой беленькой чашке?
Г. Глушнев
Белянки-капустницы - огородные вредители. Гусеницы бабочек очень прожорливы. Можно и без урожая остаться.
- Кто знает, что это за бабочка? слайд крапивница
- Чем она отличается от лимонницы и капустницы? (у неё есть узоры на крыльях)
- Просмотр слайдов бабочки с узорами на крыльях
- Какие нарядные платья у бабочек – бабочки очень красивы, а кто рисует эти узоры? (природа)
Слайд строение бабочки.
Рассказ о строении, крылья состоят из чешуек очень нежных и хрупких, поэтому брать в руки бабочек нельзя- повредятся чешуйки - повредиться крыло, и бабочка не сможет летать и погибнет.
Сколько крыльев у бабочки? (четыре – два больших крыла впереди и два поменьше сзади)
Если провести вдоль туловища бабочки границу, то бабочка будет разделена на две одинаковые части ( учитель показывает вырезанную из бумаги бабочку, проводит границу вдоль туловища). Если сложить одну половинку с другой, крылья точно совпадут – так действует закон симметрии. Линия которая делит предмет на равные половины называется осью симметрии.
Слайды
Учитель музыки знакомит учащихся с симметрией в музыке. На примере 3-х частной формы. Слайд
Слайд
Яруллин Мирсаид Загидуллович - композитор, заслуженный деятель искусств России и Татарстана, умер в апреле 2009 года.
Работал деканом факультета татарского музыкального искусства в Казанской консерватории. Основные сочинения: концерт для скрипки с оркестром, оратория "Человек", музыка к театральным постановкам; лауреат премии имени Муссы Джалиля
Произведение, которое мы с вами послушаем называется “Танец бабочек” послушайте его внимательно, определите настроение и музыкальную форму.
Слушание М.З. Яруллин “Танец бабочек”
Физминутка
Под музыку двигаются имитируя движения бабочек.
Учитель рисования объясняет, как можно нарисовать бабочку с помощью монотипии
(нарисовать половину бабочки и отпечатать на другой половине) – учитель показывает этапы работы
- согнуть лист пополам
- нарисовать и вырезать бабочку
- смочить и нарисовать одну половину
- отпечатать на вторую половину
- дополнить узорами, фломастерами, ватными палочами.
Ребята работают под музыку.
Итог урока
К нашим работам хорошо подходят стихи Коробовой “Танцы бабочек” (читает ребенок)
Бабочки-лимонницы друг за дружкой гонятся,
Золотая в воздухе чехарда.
Бабочки-красавицы детям очень нравятся:
“Мы не напугаем вас никогда”.
Над зелёным листиком белые капустницы –
Балерины кружатся, посмотри!
Балерины кружатся в белом-белом кружевце…
Только в руку бабочку не бери.
А крапивниц пестреньких в сарафанах легеньких
Мы попросим полечку станцевать.
Без крапивниц радостных в сарафанах праздничных
Лета настоящего не видать!
Ученики вывешивают на панно своих бабочек и исполняют песню Л.Батыр-Булгари”Родной край”
Вывод
- что нового узнали на уроке? (симметрия, монотипия)
- почему нельзя брать бабочек в руки?
Природа людям дарит красоту и наша задача научиться видеть и беречь эту красоту!
Уборка рабочего места.