Применение здоровьесберегающих технологий у дошкольников с особыми потребностями здоровья

Разделы: Коррекционная педагогика


“Забота о здоровье ребенка – это важный труд педагога”.

Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более чем остро.

Словосочетание “здоровье - сберегающих технологий” и “ формирование здорового образа жизни” заняли прочное место в нашей жизни. Сохранение здоровья детей является одной из самых актуальных проблем дошкольного образования. Одной из основных задач является: формирование привычки к здоровому образу жизни, сохранение и укрепление, формирование у детей привычки к здоровому образу жизни особенно у детей с особенностями здоровья.

Очень важным на сегодняшний день является формирование у детей дошкольного возраста убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и укрепление его посредством здоровье сберегающих технологий к здоровому образу жизни. Для того, чтобы с меньшими затратами достичь лучшего результата, я использую наряду с традиционными новые коррекционно – развивающие технологии, методы и приемы. Вот у же 4 года я активно применяю с детьми с особыми потребностями здоровья кинезиологические упражнения и могу с уверенностью сказать, что кинезиологические методы оказывают благотворное на коррекцию обучение и на развитие умственных способностей но и благотворно способствуют улучшению состояния физического здоровья и социальной адаптации детей.

В частности, применение данного метода позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, мелкую и крупную моторику, снижает утомленность, формирует осознанную потребность в физическом и психологическом здоровье дошкольника, а так же воспитывает у детей и их родителей сознательную установку на ведение здорового образа жизни.

Что бы стало понятно, что это за упражнение, поясню:

Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Кинезиология – гимнастика ума.

К сожалению, не всегда есть возможность выделить в учебном плане специально занятия для подобных упражнений поэтому был выбран оптимальный вариант работы. Кинезиологические упражнения проводятся в начале учебного дня как утренняя гимнастика и перед занятием и на всех занятиях без исключения в качестве динамических пауз. Время проведения 3-5 минут, в общей сложности это составляет 20-25 минут в день. Для результативности коррекционно – развивающей работы необходимо учитывать определенные условия:

  1. Занятия проводятся утром.
  2. Занятия проводятся ежедневно, без пропусков.
  3. Занятия проводятся в доброжелательной обстановке.
  4. От детей требуется точное выполнение движений и приемов.
  5. Упражнения проводятся стоя или сидя за партой.

В комплексы упражнений включены растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию и массаж.

Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное) мышечное напряжение упражнение “Кобра, Струна, Снеговик”.

Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.

  • Упражнение: Горизонтальная восьмерка
  • Глаз – путешественник
  • Симметричные рисунки

Дыхательные упражнение – улучшают ритмику организма развивают самоконтроль и произвольность .

Такие упражнения “ Шарик, Свеча, Ныряльщик”.

Упражнение для релаксации – способствуют расслаблению, снятию напряжения:

  • Дирижёр
  • Путешествие на облака
  • Чашка доброты.

Развитие движений кистей и пальцев рук – является важнейшим фактором стимулирующим речевое развитие ребенка.

  • Упражнение: Колечко
  • Лезгинка
  • Ножницы
  • Репка
  • Коготки

При выполнении телесных движений развивается межполушарное взаимодействие снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы так как ребенку для закрепления мысли необходимо движение.

Такие упражнения: Перекрёстное марширование.

  • Паровозик
  • Робот
  • Мельница

Признаки, по которым я сужу о достижениях детей таковы:

  1. У ребенка пропал страх отвечать, он стал спокойнее, увереннее в себе.
  2. Детям стали по силам задания, требующие выполнение классификации, обобщение.
  3. У некоторых детей появилась готовность и желание выполнять дополнительные задания.
  4. У детей прослеживается уменьшение простудных заболеваний.