“Забота о здоровье ребенка – это важный труд педагога”.
Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более чем остро.
Словосочетание “здоровье - сберегающих технологий” и “ формирование здорового образа жизни” заняли прочное место в нашей жизни. Сохранение здоровья детей является одной из самых актуальных проблем дошкольного образования. Одной из основных задач является: формирование привычки к здоровому образу жизни, сохранение и укрепление, формирование у детей привычки к здоровому образу жизни особенно у детей с особенностями здоровья.
Очень важным на сегодняшний день является формирование у детей дошкольного возраста убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и укрепление его посредством здоровье сберегающих технологий к здоровому образу жизни. Для того, чтобы с меньшими затратами достичь лучшего результата, я использую наряду с традиционными новые коррекционно – развивающие технологии, методы и приемы. Вот у же 4 года я активно применяю с детьми с особыми потребностями здоровья кинезиологические упражнения и могу с уверенностью сказать, что кинезиологические методы оказывают благотворное на коррекцию обучение и на развитие умственных способностей но и благотворно способствуют улучшению состояния физического здоровья и социальной адаптации детей.
В частности, применение данного метода позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, мелкую и крупную моторику, снижает утомленность, формирует осознанную потребность в физическом и психологическом здоровье дошкольника, а так же воспитывает у детей и их родителей сознательную установку на ведение здорового образа жизни.
Что бы стало понятно, что это за упражнение, поясню:
Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Кинезиология – гимнастика ума.
К сожалению, не всегда есть возможность выделить в учебном плане специально занятия для подобных упражнений поэтому был выбран оптимальный вариант работы. Кинезиологические упражнения проводятся в начале учебного дня как утренняя гимнастика и перед занятием и на всех занятиях без исключения в качестве динамических пауз. Время проведения 3-5 минут, в общей сложности это составляет 20-25 минут в день. Для результативности коррекционно – развивающей работы необходимо учитывать определенные условия:
- Занятия проводятся утром.
- Занятия проводятся ежедневно, без пропусков.
- Занятия проводятся в доброжелательной обстановке.
- От детей требуется точное выполнение движений и приемов.
- Упражнения проводятся стоя или сидя за партой.
В комплексы упражнений включены растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию и массаж.
Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное) мышечное напряжение упражнение “Кобра, Струна, Снеговик”.
Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.
- Упражнение: Горизонтальная восьмерка
- Глаз – путешественник
- Симметричные рисунки
Дыхательные упражнение – улучшают ритмику организма развивают самоконтроль и произвольность .
Такие упражнения “ Шарик, Свеча, Ныряльщик”.
Упражнение для релаксации – способствуют расслаблению, снятию напряжения:
- Дирижёр
- Путешествие на облака
- Чашка доброты.
Развитие движений кистей и пальцев рук – является важнейшим фактором стимулирующим речевое развитие ребенка.
- Упражнение: Колечко
- Лезгинка
- Ножницы
- Репка
- Коготки
При выполнении телесных движений развивается межполушарное взаимодействие снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы так как ребенку для закрепления мысли необходимо движение.
Такие упражнения: Перекрёстное марширование.
- Паровозик
- Робот
- Мельница
Признаки, по которым я сужу о достижениях детей таковы:
- У ребенка пропал страх отвечать, он стал спокойнее, увереннее в себе.
- Детям стали по силам задания, требующие выполнение классификации, обобщение.
- У некоторых детей появилась готовность и желание выполнять дополнительные задания.
- У детей прослеживается уменьшение простудных заболеваний.