Проект урока русского языка по теме "Уточняющие члены предложения". 8-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 8


Цель урока: сформулировать правила обособления уточняющих членов предложения и вывести определение этой синтаксической конструкции.

Ход урока

1. Урок начинается с проверки домашнего задания. На перемене просим одного из учащихся заполнить форму в презентации (Приложение 1), связанную с домашней работой (Слайд 2). Учитель проверяет, верно ли выполнено задание, не нужно ли что-то подкорректировать.

На предыдущем уроке ученики получили следующее задание: списать текст, расставить в нём знаки препинания, связанные с уже известными учащимся обособленными членами предложения – причастными и деепричастными оборотами, обособленными определениями.

Текст:

В субботу к вечеру метель утихла. Стало морозить. Свежий снег начинал скрипеть и хрустеть под ногами и полозьями.

На тротуаре под окнами огромного недостроенного дома тёмного и пустого стоял человек по уши обвязанный шарфом в короткой бархатной куртке и мягкой широкополой шляпе надвинутой ниже бровей. Скрываясь за углом выдававшегося подъезда и переминаясь с ноги на ногу он стоял ёжась и скрестив на груди руки. Под его тужуркой почти у самого сердца сидело не шевелясь маленькое непонятное существо закутанное в лохмотья с головой покрытой ситцевым грязным платком. Это была обезьяна дрожавшая от стужи вместе со своим хозяином у которого усы и борода заиндевели и он казался от этого седым стариком.

Самопроверка идёт под комментарий учащегося, заполнявшего форму. Чтобы убедиться, что всё выполнено верно, предлагаем нажать кнопку проверки на слайде. Выясняется, что в тексте присутствуют какие-то ошибки. (Слайд 3)

Предлагаем учащимся подумать, в чём состоит ошибка. Как правило, проверив ещё раз текст и убедившись в том, что обособленные члены выделены верно, кто-то предлагает версию, что в тексте присутствуют ещё какие-то конструкции, о которых пока учащиеся не знают.

2. Выбираем на Слайде 3 подсказку. Слайд 4 предлагает выполнить сопоставительный анализ предложенных предложений:

  • Впереди, версты за две от обоза, белели длинные невысокие амбары и домишки с черепичными крышами.
  • Осенью, на пятнадцатом году жизни, Артур Грей тайно покинул дом и проник за золотые ворота моря.
  • Сейчас, в зрелом возрасте, я с благодарностью вспоминаю о детских своих влечениях.
  • Ночами слева от нашего дома дрожащими алмазными огнями играла Ялта.
  • С рассветом у дома пастуха стали собираться деревенские бабы.
  • Вечером в воскресенье за столом собралась вся семья.

Раздаём учащимся карточки с таким же заданием и просим поработать в парах. Кроме предложений, для сопоставления предлагаются вопросы, на которые учащиеся должны будут ответить:

1) определите подчёркнутые конструкции как члены предложения;

2) определите, какими разрядными разновидностями они представлены;

3) сравните предложения первого и второго столбиков с точки зрения смыслового различия;

4) объясните, почему в первом случае стоят знаки препинания, а во втором – нет.

На данную работу отводится минут 7–10. Далее опрашиваем учащихся, выясняя, к каким результатам они пришли.

По первому-второму вопросам выделенные конструкции определяются как обстоятельства места и времени. Сопоставление предложений по третьему вопросу приведёт к мысли, что слова первой группы делятся на широкие и узкие по значению, в то время как слова второй группы так разделить нельзя (в 1-м и 2-м предложении они различны по разряду, а в 3 конструкция заменяется словосочетанием воскресным вечером). Важно обратить внимание (если не найдётся ученик, сам это сделавший), в каком порядке стоят слова первой группы: сначала широкое по смыслу, а потом – узкое, которое уточняет значение первого! Поменять их местами нельзя, так как нарушится смысловая цельность высказывания. Именно присутствующее значение уточнения и даёт возможность расставить знаки.

3. На основе стандартного упражнения учебника в устной форме закрепляем умение выделять конструкции такой же структуры (задание может быть сформулировано так: определите, есть ли в предложениях уточняющие конструкции).

4. Предлагаем учащимся сформулировать на основе уже известных им данных определение уточняющей конструкции и особенность постановки знаков препинания в ней:

5. Возвращаемся к тексту домашнего задания (Слайд 5) и проверяем, нет ли в нём уточняющих конструкций. После их обнаружения по щелчку мышки в тексте они выделятся красным цветом. Проверяем (Слайд 6) и видим, что на этот раз задание выполнено верно и все знаки в тексте расставлены.

6. В качестве домашнего задания даётся упражнение из учебника на постановку знаков препинания в предложениях в уточняющими конструкциями.