Цели и задачи:
- cформировать представление о строении земной коры; познакомить с классификацией горных пород и минералов;
- научить давать описание горных пород, объяснить различие между горной породой и минералом; объяснять термины “полезные ископаемые”, “строительные материалы”, рассказать о науках, изучающих горные породы и минералы.
Оборудование:
- схемы на доске; раздаточный материал (коллекции горных пород и минералов);
- презентация;
- атлас.
Ход урока
1. Организационный момент. 1-3 мин.
Сообщение темы и целей урока.
2. Проверка домашнего задания. 10 мин.
Одновременно с пересказами параграфа и заслушивания сообщений раздаю карточки 3-5 ученикам.
1. Толщина земной коры наибольшая под:
а) океанами
б) равнинами;
в) материками;
г) горными массивами.
2. В центре Земли находится:
а) мантия
б) эпицентр
в) ядро
г) земная кора.
3. Расплавленная масса в недрах Земли называется:
а) плазмой
б) лавой
в) магмой
г) пеной.
4. Сколько слоев составляют океаническую земную кору:
а) 1
б) 2
в) 3
г) 4.
5. Какая температура в центре ядра?
а) 1000С
б) 2000С
в) 4000С
г) 10000С
6. Какова будет температура в шахте глубиной 290 м., если в среднем каждые 33 м. температура возрастает на 1 градус (на поверхности Земли +15С).
а) 14С
б) 24С
в) 34С
г) 44С
Устно по вопросам:
- Земля и ее строение.
- Литосфера и ее строение. Астеносфера.
- Строение земной коры. Различия в строении океанической и материковой коры.
- Cпособы изучения строения Земли.
3. Изучение нового материала. 15-20 мин.
- Работа с текстом учебника, презентацией.
- Заполнение таблицы классификации горных пород и минералов. (Заранее раздаю наборы коллекций: каменный уголь, известняк, гранит, медную руду, мрамор. При заполнении таблицы рассматриваем каждый минерал и породу.)
- Объяснение отличия горной породы от минерала.
- Беседа о науках, изучающие горные породы и минералы.
2 слайд:
Сегодня на уроке вы узнаете из чего состоит земная кора. Слои и океанической, и материковой земной коры состоят из горных пород и минералов.
В 1763 году М.В. Ломоносову было известно всего 58 минералов. В 1907 году упоминалось 662 минерала. В 1940 году выдающийся минералог В.И. Вернадский отмечал 1515 видов. В настоящее время наука знает более 4000 минеральных видов и число их непременно возрастает.
Минералами называют однородные образования, из которых часто состоят горные породы, например полевой шпат, слюда и кварц образуют гранит и метаморфическую породу гнейс.
Из горных пород состоят планеты земной группы и некоторые метеориты.
3 слайд:
Классификация магматических пород. Здесь следует отметить, что все руды имеют глубинное происхождение. А если лава, изливаясь из жерла вулкана насыщена кислородом, образуется пемза, которая есть у каждого в ванной.
4 слайд:
Классификация осадочных пород. Осадочные горные породы образуют пласты, слои, линзы и другие геологические тела разной формы и размера, залегающие в земной коре нормально-горизонтально, наклонно или в виде сложных складок. Образование осадочных горных пород происходит по следующей схеме: возникновение исходных продуктов путём разрушения материнских пород, перенос вещества водой, ветром, ледником и осаждение его на поверхности суши и в водных бассейнах.
5 слайд:
Метаморфические породы — горные породы, образованные в толще земной коры в результате изменения (метаморфизма) осадочных и магматических горных пород вследствие изменения физико-химических условий. Благодаря движениям земной коры, осадочные горные породы и магматические горные породы подвергаются воздействию высокой температуры, большого давления и различных газовых и водных растворов, при этом они начинают изменяться.
4. Работа с атласом. 10 мин.
Учащиеся рассматривают условные знаки полезных ископаемых в атласе и зарисовывают их в таблицу, распределяя по классификации горных пород.
Минеральные ресурсы подразделяются на несколько видов:
- топливные – уголь, торф, горючие сланцы и, конечно, нефть и газ. Это не только топливо для ТЭС (электричество) и ТЭЦ (отопление и горячая вода), но и сырье для химической промышленности.
- рудные – черные металлы (железная руда) и цветные металлы (медная, оловянная, алюминиевая и др. руды).
- строительные материалы – цементное сырье, гранит и мрамор, песчаник и известняк.
- нерудные – фосфориты и апатиты (фосфорное удобрение), соли (пищевая соль, калийное удобрение), сера (для производство серной кислоты), селитра и т.д.
Типичная ошибка учащихся: они ставят знак равенства между терминами “горные породы” и “полезные ископаемые”.
6 слайд:
Учащиеся рассматривают группы полезных ископаемых и дают им характеристику.
В заключении урока (7 слайд) учитель рассказывает о науках, изучающие строение земной коры, состав горных пород и минералов; о науке, изучающую историю развития планеты. Я показываю слепки и отпечатки древних животных и растений в песчанике и меле, рассказываю о геологических эпохах. Подавляющее большинство ископаемых остатков находят в осадочных породах – глинах, меле, известняках и песчаниках, поскольку остатки погибших организмов лучше всего сохраняются в морях и озерах. Окаменелости – это ископаемые остатки живших когда-то организмов, сохранившиеся в горных породах. Большинство живых организмов либо были съедены, либо умерли своей смертью, и их мягкие ткани бесследно сгнили. Однако твердые ткани – раковины, кости, зубы, рога и когти животных или кора, шишки и семена растений порой сохраняются. Иногда от древних организмов остаются лишь окаменевшие следы – отпечатки лап, яичная скорлупа или помет.
6. Итог и домашнее задание. 2-3 мин. (8 слайд)
Тема урока: “Горные породы и минералы, определение и их назначение”.