Цели урока:
- систематизировать и обобщить знания по теме;
- развитие орфографической зоркости, умения обосновывать правильность выбора орфограммы при написании числительных;
- развивать умение грамотно выражать свои мысли;
- закрепить умение употреблять числительные в речи;
- воспитывать любовь к столице нашей Республики.
Тип урока: систематизация и обобщение знаний по теме.
Формы работы: индивидуальная, коллективная.
Вид урока: заочная экскурсия.
Технология: использование ИКТ.
Оборудование: презентация, карта-схема Казани, рисунки, буклеты, тексты, раздаточный материал, проектор.
Ход урока
Учитель: Ребята, мы с вами закончили изучать тему “Имя числительное”. А заодно вы убедитесь, какая это важная часть речи – числительное. Ведь задача нашего урока – повторить все, что мы о числительном знаем. Сегодня у нас есть возможность ещё раз убедиться в том, как необходима эта часть речи. Для этого я приглашаю вас совершить увлекательную экскурсию по Казани. В поездке вы должны быть очень внимательными, так как по окончании экскурсии вам нужно будет рассказать о своих впечатлениях. Для начала давайте разберёмся в том, что такое “экскурсия”.
Ученики дают разное толкование. Ответ подготовленного ученика.
“Экскурсия” – это
- Посещение (обычно коллективное) достопримечательного места, поездка куда-либо с целью ознакомления с чем-либо.
- Организованный, сопровождаемый объяснением, показ чего-либо, проводимый по определённому плану с образовательной или ознакомительной целью.
Учитель: Сегодня мы совершим образовательную экскурсию. Для этого у нас есть всё необходимое. У вас на столах лежат буклеты, по которым можно будет узнать о наших остановках, о также “Путевые листки”, где вы будете делать необходимые записи.
Мы поговорим о географическом положении города Казани, о его прошлом, проедем по современным улицам. И вы лишний раз убедитесь, что имена числительные очень важны в нашей речи, без них трудно обойтись, общаясь друг с другом.
Нашу заочную общеобразовательную экскурсию мы совершим на воображаемом автобусе.
2 ученика выходят с изображением автобуса. Рассказывают в 2-3 предложениях о нём с использованием числительных (описание, технические характеристики).
Учитель: Вот на таком автобусе мы и отправляемся в путь. У нас сегодня роль экскурсовода будут выполнять разные ученики.
На экране появляются картинки: Казань, центр.
Экскурсовод-1 (читает текст, потом садится на место)
Казань – столица Республики Татарстан один из крупных экономических, научных, культурных центров и древних городов нашей страны. Стоящая, как и вечный Рим, на 7 холмах, Казань – столица древнего народа и древней страны. Первое упоминание о Казани относится к 1177 году. Город расположен на левобережье реки Волга по обеим сторонам реки Казанка и занимает площадь 288 км2.
Одним из наиболее примечательных архитектурных памятников Кремля в Казани является легендарная башня Сююмбике, ставшая своеобразным символом города.
Учитель: Пожалуй, всё, с чего начал свой рассказ экскурсовод, мы знаем. Вы, конечно, обратили внимание на большое количество числительных в этом тексте. Давайте вспомним и расскажем всё об имени числительном как части речи.
– Какие бывают числительные по значению?
– Чем отличаются количественные числительные от порядковых?
– А чем отличаются порядковые числительные от прилагательных?
Учитель: Наш автобус сделал первую остановку Встречающиеся в тексте СС “сущ.+числ.” занесите в нужные графы таблицы. Запишите каждое числительное прописью. Запись ведите а аккуратно. Ученики работают 3 мин.
Учитель: Назовите порядковые числительные в тексте. (Первое.)
Как склоняются порядковые числительные?
Устно склоняют.
На экране: набережная реки – Казанка.
Учитель: Наш автобус продолжает путь. Мы едем по набережной реки – Казанка. Расскажите нам о реке Казанка.
Экскурсовод-2: Казанка – река, левый приток Волги. Длина около 140 км, площадь бассейна 2600 км². Впадает в Куйбышевское водохранилище в черте города Казань. Одним из притоков реки является река Булак. Казанка является 62 левым притоком Волги и впадает в неё на 1825 километре. В свою очередь, Казанка принимает в себя 31 притоков.
Учитель: Сделаем небольшую остановку. Продолжим нашу запись в путевом листке.
Запишем СС с числительными из текста. Вспомним орфограмму. В каких числительных пишется Ь знак в середине? Приведите примеры из текста.
Учитель: Трогаемся в путь. Сейчас мы едем по городу со скоростью 40-50 км в час, чтобы всё успеть разглядеть. Максимальная скорость в городе – 60 км/час. На трассе наш автобус идёт со скоростью до 70-ти и даже 80-ти км/час.
Скажите, какой вопрос спрятан в тексте, который я только что прочла? О каких числительных идёт речь и в чём их особенность?
Ответ: О склонении числительных от 50 до 80.
Учитель: Пока наш автобус двигается медленно, запишите числительное 50 в Т.п. и П.п. (Дети выполняют.) У меня к вам вопрос. Слова, обозначающие 20, 30, 50, 60. 70, 80, похожи между собой: два+дцать; три+дцать и т.д. Почему слово СОРОК не похоже ни на одно из них? Как появилось числительное 40?
– Ребята, мы вот сейчас едем на комфортабельном автобусе, а знаете ли вы, когда появился в Казани первый автобус? Давайте спросим у экскурсовода.
На экране: изображение первого автобуса.
Экскурсовод-3: За время существования автобусного движения в Казани его развитие происходило так же, как и большинстве крупных городов страны. Первые автобусные маршруты в Казани появились в сентябре 1926 года. Тогда для организации автобусных маршрутов в город были поставлены первые автобусы, пока еще зарубежного производства. Ими стали автобусы итальянской фирмы ФИАТ. Для своего времени эти модели были довольно комфортабельной машиной, в которой, в зависимости от модификации, могло быть организовано от 20 до 36 пассажирских мест. Первый маршрут протянулся от центра города до слободы Восстания.
Учитель: В каком падеже употребляются СС с порядковым числительными?
Ответ учеников с приведением примеров.
На экране: карта-схема города.
Учитель: Давайте посмотрим на карту – схему города. Большие площади, широкие набережные, чёткая композиция улиц и проспектов придают великолепный вид столице. Слово нашему экскурсоводу.
Экскурсовод-4: Казань сегодня – это 1540 улиц, площадей, переулков протяженностью 987 км, 34 моста и путепровода. В городе располагается множество парков, садов и скверов, действует 31 фонтан. Протяженность городских улиц, проездов, набережных, площадей 990,5 км.
– А вы знаете, ребята, ведь есть в Казани улицы, названия которых содержат имена числительные. Давайте, пока наш автобус едет, вспомним и назовём эти улицы.
Ответы учеников.
Учитель: Продолжаем наше путешествие. Сейчас мы с вами направляемся в гости к братьям нашим меньшим. Мы подъехали к зоопарку.
На экране: Зоопарк с единственной записью у входа.
Учитель: Странно, а нас никто не встречает, нет экскурсовода. Придётся самим разбираться. Я думаю, вам это сделать будет нетрудно. Мы будем подходить к вольерам и знакомиться с их обитателями.
Читает любой ученик.
Ученик-1: Казанский зооботсад является одним из старейших в Европе учреждений подобного рода. Был основан при Казанском университете как ботанический сад в 1806 году. На самом деле полное название Казанского зоопарка звучит как “Казанский зооботанический сад”, т.к. помимо животных, там находится один из старейших дендрариев России (если его так можно назвать). В настоящее время в коллекции зооботсада насчитывается 148 видов 2462 экземпляров животных и 936 видов и культиваров 4950 экземпляров растений.
На экране появляется картинка.
Ученик-2: Полосатая гиена, продолжительность её жизни составляет 23–24 года.
На экране появляется картинка.
Ученик-3: Уникальное событие произошло в передвижном зоопарке. У бурой медведицы родилось сразу четверо детенышей. Весят сейчас детеныши всего по 200–300 граммов.
На экране появляется картинка.
Ученик-4: Впервые в России появилось очень редкое животное – трубкозуб, которое больше напоминает инопланетное существо. Оно поселилось в Казанском зоопарке. Такое название он получил благодаря славе отличного землекопа и своему аккуратному “пятачку” на конце удлиненной мордочки. За 5 минут он может выкопать яму глубиной около 1 метра.
На экране появляется картинка.
Учитель: Назовите собирательное числительное, которое встретилось в тексте (четверо).
– С помощью чего образуются собирательные числительные?
– Приведите пример с собирательным числительным.
– Что вы можете рассказать о собирательных числительных оба, обе?
Заполните, пожалуйста, нужные графы в путевом листке.
Дети выполняют задание.
Учитель: Образовалась на дороге небольшая пробка. Чтобы не было скучно в долгом, утомительном ожидании, давайте вспомним фильмы, в которых встречаются числительные.
Предполагаемые ответы учеников: “Три+Два”, “Трое в лодке, не считая собаки” и т.д.
Учитель: Едем дальше.
На экране: коллаж с изображением вузов Казани.
Экскурсовод: Сегодняшняя Казань – крупный центр науки и образования. В Казани насчитывается 44 ВУЗа, 178 общеобразовательных школ, более сорока средних специальных учебных заведений, 49 музыкальных, десять художественных школ и 43 спортивные школы.
Слово учителя: Мы подъехали к КФУ. Посмотрите, стоит группа студентов! Давайте подойдём к ним и спросим, откуда они, и, если можно будет, сфотографируемся: они такие красивые!
Сценка на 2–3 минутки. Стоят студенты-иностранцы в национальных костюмах. К ним подходят ученики (2–3 ч.), поздоровавшись, начинают спрашивать, откуда они, на каком факультете, курсе учатся, сколько им лет, когда приехали в Казань и т.д. Раздаётся сигнал автобуса. Попрощавшись, дети расходятся.
Учитель: Итак, что мы сегодня интересного узнали на уроке?
Дети отвечают.
(Можно задать вопросы по экскурсии: год основания Казани, о протяжённости реки Казанки т.д.)
Учитель: Путевые листки нужно будет сдать на проверку диспетчеру экскурсионного бюро. Закончилась наша познавательная экскурсия по Казани, в ходе которой вы многое узнали не только о ней, но и систематизировали свои знания о сложной и интересной части речи – имени числительном. Благодарю вас за активное участие.
Выставление оценок.
Домашнее задание: написать свои впечатления об экскурсии.