Аннотация работы: Предлагается методика проведения самостоятельной оценки учащимися качества выполнения акробатических элементов.
Ключевые слова: лист самооценки, акробатические элементы, контрольно-оценочные действия.
Многие учащиеся на уроках физической культуры выполняют упражнения бессознательно, повторяя движения за учителем. Даже, если они выполняют упражнение правильно, они не могут провести самооценку действий в сравнении с эталоном (техникой выполнения упражнения), а значит, не понимают причины ошибок при выполнении задания. От этого непонимания снижается мотивация при изучении учебного материала, возникает конфликтная ситуация при оценивании учителем выполнения упражнения.
Поэтому целью нашей работы, было создать такие условия, при которых учащиеся научились видеть не только свои собственные ошибки, но и видеть при выполнении упражнения ошибки других, выявлять причины этих ошибок и пути их исправления.
Для выполнения данной цели были сформулированы следующие задачи.
- Определить темы уроков
- Разработать схему процедуры, введение самооценки и самоконтроля в процесс освоения учебного материала по теме акробатика
- Сформировать у учащихся умение выявлять и оценивать способ технического выполнения гимнастических упражнений.
С нашей точки зрения, наиболее подходящей для реализации наших задач является тема акробатика в разделе гимнастика т.к. эта тема наиболее удобна для выделения операционного состава.
Предварительно способ выполнения действий был прописан и выделен учителем. При изучении темы акробатика в 11 классах совместно с учащимися был разработан лист самооценки для выполнения акробатических элементов. Этот лист включает в себя следующие компоненты способа:
- Схемы элементов
- Техника элемента (эталон)
- критерии оценивания (возможные ошибки)
- причины ошибок
- самооценка
- взаимооценка
- оценка учителя
- уровень усвоения
Ключ к выполнению задания
Лист самооценки и взаимооценки учащихся одиннадцатых классов (девочки) в разделе гимнастика. Тема: “Акробатика”
Основной способ деятельности: элемент акробатики “Ласточка” (равновесие).
Схема элемента | Техника элемента (эталон) | Критерии оценивания (ошибки) | Самооценка | Взаимооценка | Оценка учителя | Уровень освоения | Причины ошибок |
Равновесие | 1) Опорная нога прямая 2) Отведенная назад нога прямая, поднята выше горизонтали, носок вытянут 3) Туловище горизонтально полу 4) Затылок стремится к носку, подбородок поднят 5) Руки прямые в стороны, ладони вниз |
1)Опорная нога согнута 2) Сзади стоящая нога согнута 3) носок не оттянут 4) туловище ниже горизонтали 5) подбородок опущен 6) руки согнуты 7) равновесие не устойчивое или держится менее трех секунд |
14 б | 1) Недостаточная гибкость 2) Недостаточная координация 3) Ненаработанный навык |
|||
Примечание: 1) Каждая ошибка при выполнении элемента влечет за собой потерю одного балла 2) Уровень освоения элемента определяется по формуле 14 - количество баллов потерянных при выполнении элемента. 3) При правильном выполнении контрольно-оценочных действий за выполнение каждого параметра к уровню освоения техники прибавляется 1 балл (всего 4 балла). Максимально за всю работу, включая оценку техники, учащиеся могут получить 15 баллов). |
На основе этого оценочного листа на уроках с учащимися выполнялась работа с упражнением (равновесие). Где успешно выполнялось упражнение на основе оценочного листа. Итогом этого анализа явилось освоение учащимися содержания и критерия оценочного листа. Учащиеся, используя оценочный лист, изучали технику других акробатических упражнений (стойка на лопатках, кувырок и т.д.). Анализируя эти упражнения, ребята научились определять эталон (технику), выявлять возможные ошибки, проводить самооценку и взаимооценку эталона при его выполнении.
Следующим этапом работы учащихся на уроке было задание на составление акробатической связки из ранее изученных упражнений, предполагалось, что успешность выполнения этого задания будет определяться в зависимости от уровня усвоения отдельных элементов (операций). Ценность каждого элемента была выражена в баллах в зависимости от его сложности.
Каждый ученик, исходя из оценки своих физических возможностей, составлял акробатическую связку того уровня, на который он претендует. Такой подход мотивирует учащихся максимальному проявлению своих возможностей и позволяет набрать наибольшее количество балов при выполнении самостоятельно разработанной связки элементов упражнения с учётом техники и сложности его выполнения.
На этапе предварительного контроля в оценочные листы были внесены изменения: в них остались только схемы и эталон техники. Учащимся предлагалось провести по выделенным критериям самооценку и взаимооценку способа выполнения. Кроме этого в оценивание способов выполнения принимал участие и учитель. При сопоставлении показателей самооценки, взаимооценки и оценки учителем техники выполнения упражнения выявились случаи завышения учащимися самооценки, правильности выполнения задания. При взаимооценке, наоборот, правильность выполнения снижалась. В таких ситуациях учителем была внесена корректировка, само- и взаимооценка учащихся, через объяснения правильности способа проведения, проверки и взаимопроверки, выполнение упражнений. В качестве домашнего задания было предложено провести оценку техники выполнение самостоятельно составленных упражнений по критериям оценочного листа.
На итоговом контроле в оценочный лист снова были внесены изменения, оставлено только схематическое изображение. Учащиеся проводили самооценку и взаимооценку выполнения техники акробатической связки по своим оценочным листам. Учитель на основе постановленных критериев, также проводил оценивание техники выполнения упражнений.
Результат превзошёл все наши ожидания - 95,8% правильно выполнили оценку и взаимооценку техники упражнения, которая совпала с оценкой учителя, показали высокий уровень практического владения техникой выполнения акробатической связки - 95,4% - учащихся показали 4 уровень овладения.