Урок изобразительного искусства по теме "Портрет в живописи". 6-й класс

Разделы: МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 6


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Цель: познакомить обучающихся с ролью и местом живописного портрета в творчестве М.А.Врубеля.

Задачи:

  • актуализировать и расширить приобретенные знания о роли и месте живописного портрета в истории искусства;
  • прививать интерес к искусству через самостоятельное извлечение информации о творчестве художника;
  • воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и любовь к искусству через знакомство с особенностями живописного портрета М.А.Врубеля;
  • развитие у обучающихся умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, обобщать, формулировать выводы;
  • развивать ассоциативно-образное мышление, творческую и познавательную активность через использование нетрадиционной формы проведения урока, развивать умение объяснять особенности, закономерности.

Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Тип урока: интегрированный урок исследование.

Формы: фронтальная, групповая.

Оборудование и материалы: ПК, проектор, художественные материалы, презентация, учебник для 6 класса Л.А. Неменская “Искусство в жизни человека”

Зрительный ряд: презентация, карточки-задания (приложение №1).

Раздаточный материал: , энциклопедии, справочный материал.

Содержание  урока.

  1. Мотивация учащихся – 3 мин.
  2. Сообщение темы и ожидаемого результата урока – 3 мин.
  3. Творческий поиск – 12 мин.
  4. Самостоятельная работа – 15 мин.
  5. Контрольно – оценочный этап – 5 мин.
  6. Сообщение домашнего задания – 2 мин.

ХОД УРОКА

1. Мотивация

- Ребята, сегодня мы сделаем ещё один шаг к освоению техники работы над живописным портретом. Но для этого вы должны выполнить задание на карточках. (Приложение 1)

- Из представленных картин выберите те, что относятся к жанру портрета. - Как называется картина и кто ее автор

- Определили, молодцы.(подвести итог самостоятельной работы).

- А вот автора и название репродукцию картины №5 не смогли определить.

2. Целеполагание

- Сегодня на уроке вы познакомитесь с творчеством одного из великих русских художников, узнаете автора и название произведения на вашей карточке. Научитесь решать композиционные задачи, создавая свой живописный портрет.

Вступительное слово учителя. Презентация (Слайд 1).

Творчество Михаила Александровича Врубеля - одно из самых значительных и загадочных явлений русского искусства конца XIX века. Великое мастерство, трагизм, героический дух и неповторимый декоративный дар делают Врубеля художником на все времена. (Слайд 2) Подлинная стихия произведений Врубеля - молчание, тишина, которую, кажется, можно слышать. В молчание погружен его мир. Он изображает моменты неизреченные, чувства, которые не умещаются в слова. Молчаливый поединок сердец, взглядов, глубокое раздумье, безмолвное духовное общение.

Цели творческого поиска. (Слайд 3)

  • Творчество М.А. Врубеля в жанре портрета;
  • Особенности творчества Михаила Александровича;
  • Завершение работы с карточкой-заданием.

Творческий поиск

УЧИТЕЛЬ. Анализ автопортретов. (Слайд 4) Творчество Врубеля может быть уподоблено взволнованной исповеди. И дело не только в том, что он говорит о себе во множестве автопортретов и изображений, носящих автопортретный характер. Едва ли не любая его композиция и даже портрет - выражение "громадного личного мира художника", по словам Александра Блока.

Врубель был невероятно разносторонним художником. В среде живописцев-современников именно ему, пожалуй, более всего подходит определение - "универсал в искусстве". Он выполнял монументальные росписи, работал в станковой живописи, много рисовал, оформлял театральные постановки, увлекался скульптурой и дизайном и пр. Михаила Александровича можно назвать революционером в живописи, чутко уловившего запросы времени, а во многом и предвосхитившего их. 

Развитие творческой манеры Врубеля была стремительной. Несомненными художественными способностями он отличался с детства. Совсем мальчиком он делал небезынтересные наброски семейного быта, портретировал родных, много занимался рисунком, успешно копировал "тронутых" романтизмом Айвазовского и Доу.

Немало вдохновлял молодого художника и Рафаэль. Настоящим потрясением для него стала командировка в Венецию в 1884 году - для ознакомления с шедеврами венецианской живописи эпохи Возрождения (из этой поездки он привез "декоративные" идеи и привязанность ко всякой мозаичности). 

Но, главную роль в формировании знаменитого врубелевского стиля сыграл его мастер в Академии П. Чистяков.

Портреты в наследии Врубеля занимают довольно заметное место В этом жанре художник тоже выступает новатором - хотя и не столь отчетливым, как в своей "сюжетной" живописи. Во всяком случае, для каждого нового портрета он измысливает все новые и новые приемы, пытаясь выявить "другого" (портретируемого), найти его, объяснить, поместить в неожиданный контекст.

- Обратим внимание на один из ранних портретов врубеля “Девочка на фоне персидского ковра” (Слайд 5). На картине изображена девочка-подросток, одетая в розовое атласное платье, на фоне персидского ковра, руки девочки положены ладонями на розу и богато инкрустированный кинжал — традиционные эмблемы любви и смерти. На шее девочки — жемчужное ожерелье, пальцы рук унизаны перстнями. Картина выполнена на холсте маслом.

Сообщения обучающихся

Главная особенность картин Врубеля - слить реальное и фантастическое.

Его сказочные картины:

“Пан” (слайд 6) - античный бог лесов и пастбищ, покровитель охотников и пастухов. Древние греки изображали Пана безобразным существом, с телом, поросшим шерстью, с козлиными копытами, хвостом и рожками. Врублевского Пана невозможно представить в окружении южной природы, лесов и скал Греции. Он часть того мира, в котором его поселил русский художник, - мира болотистых низин, лесных чащоб, тоненьких трепетных берёзок. У него корявая фигура, шерсть на теле. Всё напоминает торчащий из земли пень: сучки – пальцы, сжимающие свирель, его морщинистое стариковское лицо, голова, украшенная рожками, и, как завитки стружек, волосы, усы и борода. Глаза его, прозрачные и голубые, смотрят каким-то невидящим взглядом и цветом своим перекликаются с цветом воды в речке, мелькающей в кустах. Одновременно ночь у него здесь становится уже типично "символистской" и является в этом смысле "окном" в неведомое, в другие миры, недоступные дневному сознанию. Пан, божество лесов и полей, выступает ее символом.

“Царевна-Лебедь” (слайд 7) — картина Михаила Александровича Врубеля, написанная на основе сценического образа героини оперыН. А. Римского-Корсакова “Сказка о царе Салтане” по сюжету одноимённой  сказки А. С. Пушкина. Царевна с полотна Врубеля таинственна и загадочна, лицо её печально. Изображена Царевна-Лебедь на фоне спускающихся над морем сумерек, узкой полоски заката на горизонте и далёкого города.

 Особую красоту рисункам Врубеля придают богатые градации темного и светлого. Игра пятен различной светонасышенности создавала иллюзию красочного ковра. На рисунках с натуры, более простых по сюжету, подобный прием вытекал из созерцания реальных предметов. Врубель начинал с прокладки основных пятен - от темных к светлым. В светлых местах прикосновениями острого карандаша намечал детали и наносил штриховые арабески, которые строили форму и несли в себе неповторимое очарование врубелевского почерка. Иногда оставлял часть листа нетронутым. Тональные отношения были найдены так безошибочно, что белая бумага становилась органичной частью изображения.

Особенно интенсивно Врубель занимался портретом в середине 1890-х годов - объяснялось это и элементарно бытовыми неурядицами: заказывая ему портреты, друзья и поклонники его таланта пытались помочь художнику встать на ноги. К этому времени относится, в частности, (слайд 8) "Портрет К. Д. Арцыбушева", 1895-96 . К. Арцыбушев, инженер-железнодорожник, был другом С. Мамонтова и с большим интересом относился к новым художественным веяниям. Врубель к тому же вызывал у него чисто человеческую симпатию. Этот портрет пронизан духовным драматизмом. В конце своей жизни Врубель создал (не успев окончить) знаменитый "Портрет В. Я. Брюсова", 1906. И настолько точно угодил в самую сердцевину брюсовского внутреннего мира, что поэт не однажды говорил о том, что всю жизнь хотел быть похожим на этот портрет.

“Демон сидящий” (1890) (слайд 9) , Государственная Третьяковская галерея, Москва

    Этот образ, во многом навеянный поэмой Лермонтова и оказавшийся необыкновенно созвучным наступающей эпохе символизма, был задуман Врубелем еще во время его работы в Киеве. Удивительно - занятия иконописью словно подвигли художника на разработку богоборческого сюжета. Но подобные парадоксы были в духе времени.  В эту картину был влюблен А. Блок, назвавший ее "символом нашего времени". Он же усмотрел в колористических соцветьях полотна полную аналогию лермонтовскому: "Он был похож на вечер ясный - Ни день, ни ночь, ни мрак, ни свет".

Обобщение изученного материала. (слайд 10) 

Воздействие творчества Врубеля на искусство XX века трудно переоценить. В 1906 году, когда художник окончательно погрузился в мрак безумия и слепоты, в парижском Осеннем салоне один зал полностью отвели для экспонирования его произведений. По свидетельству С. Судейкина и М. Ларионова, в этом зале часами простаивал молодой П. Пикассо, позже признавшийся, что единственным русским художником, оказавшим на него влияние, был Врубель. Немудрено - во врубелевском "гранении" форм уже словно рвется на волю будущий кубизм. Во врубелевских произведениях - исток будущих откровений М. Шагала, К. Петрова-Водкина и немецких экспрессионистов, зачатки аналитической живописи П. Филонова и "лучизма" М. Ларионова и Н. Гончаровой. Благотворное воздействие искусства Врубеля длится до наших дней.

4. Самостоятельная работа: Выполнение зарисовок композиций портретов героев литературных произведени

5. Контрольно-оценочный этап

Рефлексия: учитель создает условия для благоприятного анализа собственной и партнерской деятельности учащихся на уроке, для подведения итогов.

Презентация зарисовок: учащиеся, завершившие работу, объясняют портретк какого персонажа они создали.

Оценка деятельности на уроке: учащиеся высказывают свое мнение об уроке, заполнив сигнальные листы.

6. Домашнее задание

Подобрать информацию по теме урока; по желанию подготовить рассказ об одном портрете любого художника, который привлек ваше внимание и вызвал интерес.

Используемая литература

  1. Энциклопедия “Шедевры русской живописи”;
  2. http://vrubel-world.ru/dmitr22.php
  3. http://bibliotekar.ru/rusVrubel/index.htm
  4. http://www.artprojekt.ru/gallery/vrubel/Vr02.html