Формирование основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников

Разделы: Работа с дошкольниками


Безопасность — это “Состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз” (Ст. 1 Закона Российской Федерации от 5 марта 1992 г. № 2446—I "О безопасности").

Безопасность бытовая (см.:Безопасность жизнедеятельности) — состояние защищенности человека (как биологического существа) от негативных воздействий, способных нанести ущерб его организму.

Безопасность - состояние деятельности, при котором с определенной вероятностью исключено проявление опасностей или отсутствие чрезмерной опасности.

Об актуальности данной темы можно говорить много, и все будет главное. Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как сберечь здоровье ребенка? Как научить помогать друг другу?

Актуальность и востребованность исследуемой проблемы определяются реальными потребностями системы отечественного дошкольного образования и существующими противоречиями. Между объективной необходимостью более раннего информирования ребенка о правилах безопасного поведения, и отсутствием образовательных программ обучения детей основам безопасности жизнедеятельности; потребностями жизни в накоплении ребенком опыта безопасного поведения в быту и отсутствием научно обоснованной педагогической методики, направленной на формирование данного опыта у дошкольников; важностью целенаправленной деятельности родителей, всех работников ДОУ и недостаточным практикоориентированным уровнем знаний и умений, обеспечиваемых содержанием подготовки педагогов.

До введения ФГТ понятие безопасности жизнедеятельности в ДОУ ранее включало в себя следующие аспекты:

  • Охрана жизни и здоровья детей
  • Обеспечение безопасных условий труда сотрудников ДОУ

После введения ФГТ. Современный мир изменил подход к проблеме безопасности, в нее вошли и такие понятия, как экологическая катастрофа и терроризм.

  • Содержание образовательной области “Безопасность” в ДОУ направлено на достижение целей :
  • Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности
  • Формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) через решение образовательных задач:

- формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;

- приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;

- передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;

- формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.

Абсолютной безопасности не бывает. Всегда существует некоторый остаточный риск.

Подготовка человека к безопасному существованию в окружающей среде должна проходить на всех этапах жизни человека, а начинать ее необходимо с дошкольного возраста. Задача педагогов и родителей, по мнению Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной, состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.

Для решения поставленных целей коллективом ДОУ разработаны следующие направления:

- определить содержание работы по проблеме обучения детей основам безопасности в окружающем мире;

- разработать формы организации деятельности с детьми, родителями, педагогами;

- разработать и подготовить наглядно-дидактический материал;

- разработать систему планирования;

- обеспечить методическое сопровождение данного направления работы.

Блоки работы с детьми.

Работу с детьми построили по следующим блокам:

1. Бережём своё здоровье.

  • Ценности здорового образа жизни
  • Навыки личной гигиены
  • Поговорим о болезнях
  • Врачи – наши друзья
  • О роли лекарств и витаминов
  • Изучаем свой организм

2. Безопасный отдых на природе

  • Бережное отношение к живой природе
  • Ядовитые растения и грибы
  • В природе все взаимосвязано
  • Правила поведения на природе
  • Контакты с животными и насекомыми
  • Первая помощь

3. Безопасность на дорогах города

  • Устройство проезжей части
  • “Зебра”, светофор и другие дорожные знаки
  • для пешеходов и водителей
  • О работе ДПС (дорожно-патрульная служба)
  • Правила поведения в транспорте

4. Семейное благополучие

  • Взаимная забота и помощь в семье
  • Осторожно! Чужой!
  • Если ты потерялся
  • Осторожно! Электроприборы
  • Огонь – это очень опасно
  • Правила поведения при пожаре
  • Конфликты и ссоры между детьми

Чтобы выстроить систему работы с детьми по данной образовательной области нам предстояло на основе целей и задач, оформленных в ФГТ разработать содержание образования. Но с выпуском “Примерной ООП ДО Детство” содержание образования более детализировалось в соответствии с возрастом детей.

Круг проблем, связанных с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада. Поэтому важно обеспечить преемственность в вопросах воспитания безопасного поведения детей между детским садом и семьей. Мы провели анкетирование родителей и получили следующие результаты.

  1. Попадал ли ваш ребенок в опасную ситуацию дома, на улице, природе?
    Да - (16%), нет – (84%)
  2. Могли избежать опасности, зная о последствия могли бы , по мнению родителей, 60% , 16%- не смогли бы избежать опасной ситуации и 26% опрошенных затруднились ответить.
  3. 88% родителей знакомят детей с правилами обращения с опасными предметами (острые предметы, утюг, спички и т.д.), 12% родителей оставляют этот вопрос без внимания.
  4. Все родители стараются объяснять детям какая им угрожает опасность при общении с незнакомыми людьми.
  5. Не знают ПДД 5% детей, остальные 95% знают как и где правильно переходить дорогу.
  6. 12% родителей формируют безопасное поведение ребенка через прямые запреты, 88% опрошенных- через подробное объяснение ситуации.
  7. Поощряют за соблюдение правил безопасного поведения 80% родителей (похвала словом). 20% - не поощряют детей.
  8. На вопрос придерживаетесь ли Вы сами данных правил: 48% ответили –“всегда”, “часто”-45% респондентов, 8%-“иногда”.
  9. Целесообразным проведение мероприятий по основам безопасности считают 98% родителей, 2 %-считают это бесполезным.
  10. Наиболее актуальными темами по ОБЖ родители считают:
    1. Ребенок и незнакомые люди-81%
    2. Ребенок дома-65%
    3. Ребенок и природа -60%
    4. Здоровье и эмоциональное благополучие ребенка -45%
    5. Ребенок и дорога – 80 %
    6. Ребенок и огонь 66%
    7. Ребенок и животные 61%
  11. 93% родителей готовы принимать участие в обсуждении тем и проведении различных мероприятий на закрепление навыков безопасного поведения, 7 % опрошенных предпочли оставаться безучастными.

Затем разработали план мероприятий с участием педагогов и родителей, медицинских работников с целью формирования практических навыков взаимодействия детей и взрослых в различных ситуациях. В настоящее время родители являются заинтересованными, активными помощниками в работе по данному направлению.

Одной из важнейших задач дошкольного образования является формирование безопасной, здоровой образовательной среды и осознанного безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях.

Для этого в групповых помещениях мы организовали специальную предметно – развивающую среду.

В некоторых группах выделены специальные центры (уголки) безопасности.

Созданы макеты улицы с дорожными знаками, разметкой для транспорта и пешеходов, светофорами, разными видами наземного транспорта, куклами для обыгрывания ситуаций.

Также в группах имеется богатый наглядно - демонстрационный материал “Здоровый ребёнок”, “Малыши – крепыши”, “Как избежать опасности”, “Если малыш поранился”, “Осторожно! Огонь”, план-схема территории, в которой находится детский сад и где живет большинство детей, с отметкой опасных участков, мест, благоприятных для разнообразных детских игр, плакаты по ОБЖ - “Если ты потерялся на улице”, “Внимание! Дорога”, “Пожарная безопасность для дошкольников”, “Права ребёнка” и другие.

Педагоги образовательного учреждения должны быть компетентными в вопросах формирования у дошкольников опыта безопасного поведения в быту, на улице, в природе, иметь представление и применять на практике современные педагогические технологии.

Одной из годовых задач прошлого учебного года была задача: “Совершенствовать взаимодействие детского сада и семьи по приобщению детей к ЗОЖ и формированию основ собственной безопасности”.

В рамках решения годовой задачи педагогами разработаны проекты; подобраны картотеки по ознакомлению детей с ОБЖ; картотеки художественного слова; анкеты, консультации, памятки для родителей в данном направлении работы.

Наши малыши усваивают основы ЗОЖ, правила безопасного поведения дома, на городской улице, в природе на занятиях и в игровой деятельности, умеют творчески подходить к решению проблем.

Детский сад поддерживает тесную связь с Пожарной частью, проводя совместные мероприятия. В прошлом году приглашали на педагогическое мероприятие “Служба спасения” в качестве членов жюри сотрудников ПЧ, Мы помогаем детям осмысливать правила поведения, учим принимать правильное решение в экстренной ситуации, воспитываем желание помочь другому человеку.

Разработан план совместных мероприятий с библиотекой на текущий учебный год, а также со школой.

Психология дошкольника такова, что всё должно быть освоено и закреплено им в практической деятельности. Поэтому педагоги вдумчиво и рационально организуют развивающее пространство в соответствии с принципами и требованиями, предъявляемыми к организации предметно-развивающей среды (С.Л.Новосёлова, В.А. Петровский).

Но вместе с тем мы каждый центр в группе обозначили своим значком в соответствии с видом деятельности, дополнительно на значке знаковые символы, которые обозначают охрану здоровья, о чём должен знать ребёнок, играя или занимаясь в определённом центре (ухо, глаз, нос, сидеть прямо, громко не разговаривать), также символ половой принадлежности и количественное (числовое обозначение).

Анализ литературы позволил составить характеристику ребенка, обладающего опытом безопасного поведения:

  • это ребенок, у которого сформированы представления о безопасности жизнедеятельности, который мотивирован к охране своих жизни и здоровья, а также окружающих его людей, общества в целом.
  • это ребенок, знающий свои возможности и верящий в собственные силы, выполняющий правила безопасного поведения в быту, имеющий опыт безопасного поведения в быту;
  • это ребенок, который знает: свое имя, фамилию, домашний адрес; предметы бытовой техники, инструменты, используемые дома и в ДОУ: утюг, чайник, лампа, пылесос, мясорубка, терка (овощерезка), стиральная машина, молоток, гвозди, ножницы, нож, иголки; их назначение и правила обращения;
  • знает, что порядок в доме и ДОУ не только для красоты, но и для безопасности, поэтому предметы и игрушки надо класть на свое место;
  • возможные травмирующие ситуации, опасные для здоровья и жизни (при неосторожном обращении с острыми, колющими и режущими предметами можно пораниться: порезаться или уколоться; нельзя играть и пользоваться без разрешения электроприборами;
  • знает, что дома и в ДОУ можно упасть на ровном месте, из окна, с балкона, с мебели, поэтому следует соблюдать осторожность и безопасность);
  • как обращаться с ножницами, ножом, гвоздями и молотком, теркой, мясорубкой, иголкой;
  • умеет пользоваться с осторожностью: самостоятельно - столовыми приборами; с разрешения взрослых - иголкой, теркой, молотком, гвоздями; совместно со взрослыми - мясорубкой, утюгом и другими инструментами и бытовыми приборами (по усмотрению родителей);
  • обращаться к взрослым в использовании пожароопасных предметов; в случае любой беды рассказать и показать рану взрослым; пользоваться телефоном, если родителей нет дома, для вызова пожарных (01);
  • оказать себе при необходимости первую помощь при порезах, ссадинах, ожогах, ушибах, а также обратиться за помощью;
  • выполнять инструкции взрослого в определенных обстоятельствах; различать съедобные и несъедобные ягоды и грибы;
  • проявлять осторожность при общении с незнакомыми животными;
  • соблюдать правила дорожного движения;
  • держаться на воде, плавать, правильно вести себя на воде;
  • правильно вести себя на солнце;
  • элементарно обезопасить себя от контакта с незнакомым человеком на улице;
  • как себя вести при встрече с незнакомым животным в случае его атаки;
  • оказать элементарную помощь самому себе и другому (промыть глаза, ранку, обработать ее, обратиться к взрослому за помощью), приемы оказания первой помощи при порезах, ссадинах и ушибах;

Стремление ребенка этого возраста к логичности поможет взрослым обучить его правилам безопасности. П. Лич и П. Статмэн в своих исследованиях отмечают, что преимущество дошкольников в обучении персональной безопасности состоит в том, что они любят правила и целиком придерживаются их. Если правила кем то забываются, отклоняются, то малыш мгновенно реагирует на это. Стремление ребенка этого возраста к логичности поможет взрослым обучить его правилам безопасности.

Презентация.

Литература.

1. Смирнов, А.Т., Мишин, Б.И., Васнев, В.А. Основы безопасности жизнедетельности. / А.Т. Смирнов, Б.И.Мишин, В.А. Васнев. - М.: Просвещение, 2007.

2. Хромцова,Т.Г. Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста. / Т.Г.Хромцова. - М.: Педагогическое общество России, 2005.

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009г. № 655 “Об утверждении федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования”.

4. Лукина, Л.И Безопасность дошкольного образовательного учреждения. /Л.И. Лукина. // Управление ДОУ, № 4, 2007. – С. 33-40.

5. Детство: Программа развития и обучения детей в детском саду / В.И.Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др./под ред. Т.И.Бабаевой, З.А.Михайловой, Л.М.Гурович. – СПб.: Из-во “ДЕТСТВО-ПРЕСС”,2010. –

6. Билибенко, Г.Г. Создание ДОУ с приоритетным направлением развития. / Г.Г. Билибенко. - М.: ТЦ Сфера, 2005.