Безопасность — это “Состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз” (Ст. 1 Закона Российской Федерации от 5 марта 1992 г. № 2446—I "О безопасности").
Безопасность бытовая (см.:Безопасность жизнедеятельности) — состояние защищенности человека (как биологического существа) от негативных воздействий, способных нанести ущерб его организму.
Безопасность - состояние деятельности, при котором с определенной вероятностью исключено проявление опасностей или отсутствие чрезмерной опасности.
Об актуальности данной темы можно говорить много, и все будет главное. Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как сберечь здоровье ребенка? Как научить помогать друг другу?
Актуальность и востребованность исследуемой проблемы определяются реальными потребностями системы отечественного дошкольного образования и существующими противоречиями. Между объективной необходимостью более раннего информирования ребенка о правилах безопасного поведения, и отсутствием образовательных программ обучения детей основам безопасности жизнедеятельности; потребностями жизни в накоплении ребенком опыта безопасного поведения в быту и отсутствием научно обоснованной педагогической методики, направленной на формирование данного опыта у дошкольников; важностью целенаправленной деятельности родителей, всех работников ДОУ и недостаточным практикоориентированным уровнем знаний и умений, обеспечиваемых содержанием подготовки педагогов.
До введения ФГТ понятие безопасности жизнедеятельности в ДОУ ранее включало в себя следующие аспекты:
- Охрана жизни и здоровья детей
- Обеспечение безопасных условий труда сотрудников ДОУ
После введения ФГТ. Современный мир изменил подход к проблеме безопасности, в нее вошли и такие понятия, как экологическая катастрофа и терроризм.
- Содержание образовательной области “Безопасность” в ДОУ направлено на достижение целей :
- Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности
- Формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) через решение образовательных задач:
- формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
- приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
- передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
- формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
Абсолютной безопасности не бывает. Всегда существует некоторый остаточный риск.
Подготовка человека к безопасному существованию в окружающей среде должна проходить на всех этапах жизни человека, а начинать ее необходимо с дошкольного возраста. Задача педагогов и родителей, по мнению Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной, состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.
Для решения поставленных целей коллективом ДОУ разработаны следующие направления:
- определить содержание работы по проблеме обучения детей основам безопасности в окружающем мире;
- разработать формы организации деятельности с детьми, родителями, педагогами;
- разработать и подготовить наглядно-дидактический материал;
- разработать систему планирования;
- обеспечить методическое сопровождение данного направления работы.
Блоки работы с детьми.
Работу с детьми построили по следующим блокам:
1. Бережём своё здоровье.
- Ценности здорового образа жизни
- Навыки личной гигиены
- Поговорим о болезнях
- Врачи – наши друзья
- О роли лекарств и витаминов
- Изучаем свой организм
2. Безопасный отдых на природе
- Бережное отношение к живой природе
- Ядовитые растения и грибы
- В природе все взаимосвязано
- Правила поведения на природе
- Контакты с животными и насекомыми
- Первая помощь
3. Безопасность на дорогах города
- Устройство проезжей части
- “Зебра”, светофор и другие дорожные знаки
- для пешеходов и водителей
- О работе ДПС (дорожно-патрульная служба)
- Правила поведения в транспорте
4. Семейное благополучие
- Взаимная забота и помощь в семье
- Осторожно! Чужой!
- Если ты потерялся
- Осторожно! Электроприборы
- Огонь – это очень опасно
- Правила поведения при пожаре
- Конфликты и ссоры между детьми
Чтобы выстроить систему работы с детьми по данной образовательной области нам предстояло на основе целей и задач, оформленных в ФГТ разработать содержание образования. Но с выпуском “Примерной ООП ДО Детство” содержание образования более детализировалось в соответствии с возрастом детей.
Круг проблем, связанных с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада. Поэтому важно обеспечить преемственность в вопросах воспитания безопасного поведения детей между детским садом и семьей. Мы провели анкетирование родителей и получили следующие результаты.
- Попадал ли ваш ребенок в опасную ситуацию дома,
на улице, природе?
Да - (16%), нет – (84%) - Могли избежать опасности, зная о последствия могли бы , по мнению родителей, 60% , 16%- не смогли бы избежать опасной ситуации и 26% опрошенных затруднились ответить.
- 88% родителей знакомят детей с правилами обращения с опасными предметами (острые предметы, утюг, спички и т.д.), 12% родителей оставляют этот вопрос без внимания.
- Все родители стараются объяснять детям какая им угрожает опасность при общении с незнакомыми людьми.
- Не знают ПДД 5% детей, остальные 95% знают как и где правильно переходить дорогу.
- 12% родителей формируют безопасное поведение ребенка через прямые запреты, 88% опрошенных- через подробное объяснение ситуации.
- Поощряют за соблюдение правил безопасного поведения 80% родителей (похвала словом). 20% - не поощряют детей.
- На вопрос придерживаетесь ли Вы сами данных правил: 48% ответили –“всегда”, “часто”-45% респондентов, 8%-“иногда”.
- Целесообразным проведение мероприятий по основам безопасности считают 98% родителей, 2 %-считают это бесполезным.
- Наиболее актуальными темами по ОБЖ родители
считают:
- Ребенок и незнакомые люди-81%
- Ребенок дома-65%
- Ребенок и природа -60%
- Здоровье и эмоциональное благополучие ребенка -45%
- Ребенок и дорога – 80 %
- Ребенок и огонь 66%
- Ребенок и животные 61%
- 93% родителей готовы принимать участие в обсуждении тем и проведении различных мероприятий на закрепление навыков безопасного поведения, 7 % опрошенных предпочли оставаться безучастными.
Затем разработали план мероприятий с участием педагогов и родителей, медицинских работников с целью формирования практических навыков взаимодействия детей и взрослых в различных ситуациях. В настоящее время родители являются заинтересованными, активными помощниками в работе по данному направлению.
Одной из важнейших задач дошкольного образования является формирование безопасной, здоровой образовательной среды и осознанного безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях.
Для этого в групповых помещениях мы организовали специальную предметно – развивающую среду.
В некоторых группах выделены специальные центры (уголки) безопасности.
Созданы макеты улицы с дорожными знаками, разметкой для транспорта и пешеходов, светофорами, разными видами наземного транспорта, куклами для обыгрывания ситуаций.
Также в группах имеется богатый наглядно - демонстрационный материал “Здоровый ребёнок”, “Малыши – крепыши”, “Как избежать опасности”, “Если малыш поранился”, “Осторожно! Огонь”, план-схема территории, в которой находится детский сад и где живет большинство детей, с отметкой опасных участков, мест, благоприятных для разнообразных детских игр, плакаты по ОБЖ - “Если ты потерялся на улице”, “Внимание! Дорога”, “Пожарная безопасность для дошкольников”, “Права ребёнка” и другие.
Педагоги образовательного учреждения должны быть компетентными в вопросах формирования у дошкольников опыта безопасного поведения в быту, на улице, в природе, иметь представление и применять на практике современные педагогические технологии.
Одной из годовых задач прошлого учебного года была задача: “Совершенствовать взаимодействие детского сада и семьи по приобщению детей к ЗОЖ и формированию основ собственной безопасности”.
В рамках решения годовой задачи педагогами разработаны проекты; подобраны картотеки по ознакомлению детей с ОБЖ; картотеки художественного слова; анкеты, консультации, памятки для родителей в данном направлении работы.
Наши малыши усваивают основы ЗОЖ, правила безопасного поведения дома, на городской улице, в природе на занятиях и в игровой деятельности, умеют творчески подходить к решению проблем.
Детский сад поддерживает тесную связь с Пожарной частью, проводя совместные мероприятия. В прошлом году приглашали на педагогическое мероприятие “Служба спасения” в качестве членов жюри сотрудников ПЧ, Мы помогаем детям осмысливать правила поведения, учим принимать правильное решение в экстренной ситуации, воспитываем желание помочь другому человеку.
Разработан план совместных мероприятий с библиотекой на текущий учебный год, а также со школой.
Психология дошкольника такова, что всё должно быть освоено и закреплено им в практической деятельности. Поэтому педагоги вдумчиво и рационально организуют развивающее пространство в соответствии с принципами и требованиями, предъявляемыми к организации предметно-развивающей среды (С.Л.Новосёлова, В.А. Петровский).
Но вместе с тем мы каждый центр в группе обозначили своим значком в соответствии с видом деятельности, дополнительно на значке знаковые символы, которые обозначают охрану здоровья, о чём должен знать ребёнок, играя или занимаясь в определённом центре (ухо, глаз, нос, сидеть прямо, громко не разговаривать), также символ половой принадлежности и количественное (числовое обозначение).
Анализ литературы позволил составить характеристику ребенка, обладающего опытом безопасного поведения:
- это ребенок, у которого сформированы представления о безопасности жизнедеятельности, который мотивирован к охране своих жизни и здоровья, а также окружающих его людей, общества в целом.
- это ребенок, знающий свои возможности и верящий в собственные силы, выполняющий правила безопасного поведения в быту, имеющий опыт безопасного поведения в быту;
- это ребенок, который знает: свое имя, фамилию, домашний адрес; предметы бытовой техники, инструменты, используемые дома и в ДОУ: утюг, чайник, лампа, пылесос, мясорубка, терка (овощерезка), стиральная машина, молоток, гвозди, ножницы, нож, иголки; их назначение и правила обращения;
- знает, что порядок в доме и ДОУ не только для красоты, но и для безопасности, поэтому предметы и игрушки надо класть на свое место;
- возможные травмирующие ситуации, опасные для здоровья и жизни (при неосторожном обращении с острыми, колющими и режущими предметами можно пораниться: порезаться или уколоться; нельзя играть и пользоваться без разрешения электроприборами;
- знает, что дома и в ДОУ можно упасть на ровном месте, из окна, с балкона, с мебели, поэтому следует соблюдать осторожность и безопасность);
- как обращаться с ножницами, ножом, гвоздями и молотком, теркой, мясорубкой, иголкой;
- умеет пользоваться с осторожностью: самостоятельно - столовыми приборами; с разрешения взрослых - иголкой, теркой, молотком, гвоздями; совместно со взрослыми - мясорубкой, утюгом и другими инструментами и бытовыми приборами (по усмотрению родителей);
- обращаться к взрослым в использовании пожароопасных предметов; в случае любой беды рассказать и показать рану взрослым; пользоваться телефоном, если родителей нет дома, для вызова пожарных (01);
- оказать себе при необходимости первую помощь при порезах, ссадинах, ожогах, ушибах, а также обратиться за помощью;
- выполнять инструкции взрослого в определенных обстоятельствах; различать съедобные и несъедобные ягоды и грибы;
- проявлять осторожность при общении с незнакомыми животными;
- соблюдать правила дорожного движения;
- держаться на воде, плавать, правильно вести себя на воде;
- правильно вести себя на солнце;
- элементарно обезопасить себя от контакта с незнакомым человеком на улице;
- как себя вести при встрече с незнакомым животным в случае его атаки;
- оказать элементарную помощь самому себе и другому (промыть глаза, ранку, обработать ее, обратиться к взрослому за помощью), приемы оказания первой помощи при порезах, ссадинах и ушибах;
Стремление ребенка этого возраста к логичности поможет взрослым обучить его правилам безопасности. П. Лич и П. Статмэн в своих исследованиях отмечают, что преимущество дошкольников в обучении персональной безопасности состоит в том, что они любят правила и целиком придерживаются их. Если правила кем то забываются, отклоняются, то малыш мгновенно реагирует на это. Стремление ребенка этого возраста к логичности поможет взрослым обучить его правилам безопасности.
Литература.
1. Смирнов, А.Т., Мишин, Б.И., Васнев, В.А. Основы безопасности жизнедетельности. / А.Т. Смирнов, Б.И.Мишин, В.А. Васнев. - М.: Просвещение, 2007.
2. Хромцова,Т.Г. Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста. / Т.Г.Хромцова. - М.: Педагогическое общество России, 2005.
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009г. № 655 “Об утверждении федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования”.
4. Лукина, Л.И Безопасность дошкольного образовательного учреждения. /Л.И. Лукина. // Управление ДОУ, № 4, 2007. – С. 33-40.
5. Детство: Программа развития и обучения детей в детском саду / В.И.Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др./под ред. Т.И.Бабаевой, З.А.Михайловой, Л.М.Гурович. – СПб.: Из-во “ДЕТСТВО-ПРЕСС”,2010. –
6. Билибенко, Г.Г. Создание ДОУ с приоритетным направлением развития. / Г.Г. Билибенко. - М.: ТЦ Сфера, 2005.