Игровые технологии можно использовать на любом этапе урока при изучении любой темы. Опыт показывает, что такие методы действительно эффективны и повышают качество знаний. Учащиеся, даже слабые, с удовольствием работают на таких уроках. Можно придумать интересные вопросы, познавательные задачи, необычные конкурсы и задания любой сложности. Предлагаемый урок можно взять за основу, но при необходимости вносить свою корректировку изменяя задания в зависимости от способностей и интересов аудитории.
На этапе подготовки к уроку необходимо определить помощников преподавателя и дать задание учащимся, за две недели:
1) подготовить презентации по темам: "Силы в природе", "Сила тяжести", "Сила упругости", "Сила трения";
2) придумать стихотворение, песню или частушку о физике;
3) повторить пройденные темы;
4) разделить группу на две (или четыре) команды.
Цели урока:
- д и д а к т и ч е с к а я - осуществить повторение, обобщение и закрепление основных формул и понятий по данным разделам; обеспечить применение знаний и способов действий по темам; организовать деятельность по самостоятельному применению знаний в разнообразных ситуациях.
- р а з в и в а ю щ а я - развивать познавательную деятельность, интеллектуальные способности, творческий потенциал учащихся ; содействовать развитию диалогической и монологической речи, умений использовать такие методы познания, как наблюдение, гипотеза, эксперимент; осуществлять взаимоконтроль, самоконтроль и самооценку учебной деятельности.
- в о с п и т а т е л ь н а я - прививать интерес к предмету, окружающему миру, воспитывать коммуникабельность, чувство прекрасного.
Тип урока: урок-игра
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентации: "Силы в природе" (Презентация 1), "Сила тяжести" (Презентация 2), "Сила упругости" (Презентация 3), "Сила трения" (Презентация 4), "Гимнастика для глаз" (Презентация 5), "Тепловые явления" (Презентация 6), "бочонки" с формулами, бумага, черный ящик, спиртовка, зажигалка, железный стержень, карточки - задания в виде кроссвордов (два варианта), конверты с буквами для конкурса "Назови команду", жетоны- "смайлы" (Приложение 6).
Ход урока
1. Организационный момент
Преподаватель:
Здравствуйте, ребята!
Сегодня у нас открытый урок!
Мы давайте повернемся
И улыбкой своей поприветствуем гостей!
Тема урока: "СИЛЫ В ПРИРОДЕ. ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ" (см. Приложение 1)
2. Актуализация знаний (см. Приложение 1)
В одно мгновенье видеть вечность,
Огромный мир - в зерне песка,
В единой горсти - бесконечность,
И небо - в чашечке цветка!
И.А.Бунин
В стихотворении говорится о вечности познания мира. Приступим и мы к познанию.
Проверка домашнего задания:
Опрос по карточкам - заданиям в виде кроссвордов (два варианта по 10 вопросов).
Выполняем в течение 5 минут.
Обмениваемся кроссвордами с рядом сидящим товарищем. Проверяем работы, используя метод взаимопроверки и ответы на кроссворды (см. Презентация 1).
3. Закрепление материала
Преподаватель:
Мы продолжаем наш урок
И всем конечно невдомек,
Что здесь сейчас произойдет!
Интрига есть? Ну что ж, вперед!
Сегодня надо повторить, то, что успели изучить,
Чтоб на экзамене, весной, всем нам пятерки получить!
Есть у меня приятель - Стас,
Дочурка у него - Катюша.
Звонит он мне: "Никак она,
Природу сил не разберет!"
Поможем ей, ребята?
Вот и она! Здравствуй, как дела?
Входит Катя.
Я знаю, силы есть в природе
Запомнить их, никак невмочь!
Прошу скорее мне помочь!
Преподаватель:
Сегодня у нас необычный урок:
Законы механики мы изучили,
Настала пора подвести нам итог
О том, что узнали мы три важных силы.
Ребята, расскажите о силах в природе.
- Выходит студент и делает сообщение по презентации "Силы в природе" (Презентация 1)
- Выходит студент и делает сообщение по презентации "Сила тяжести" (Презентация 2)
- Выходит студент и делает сообщение по презентации "Сила упругости" (Презентация 3)
- Выходит студент и делает сообщение по презентации "Сила трения" (Презентация 4)
Девочка Катя:
Суть вещей теперь понятна,
Смысл вещей известен всем
Ведь без сил природы,
Нам жилось куда сложней!
- Спасибо. Я разобралась.
Преподаватель:
Мы учились, мы читали,
Глазки наши подустали.
Сделаем гимнастику для глаз!
Делаем гимнастику по презентации "Гимнастика для глаз" (Презентация 5)
Преподаватель:
А теперь, давайте перенесемся с вами
С помощью машины времени
В другое измерение...
Про теплоту начнем рассказ,
Все вспомним, обобщим сейчас.
Сегодня на уроке мы закрепим знания по теме " Тепловые явления".
Разделимся на две команды.
1-й конкурс. "Назови свою команду".
Выберите капитана и соберите название команды из букв, лежащих в конвертах (ТЕМПЕРАТУРА, ДЕФОРМАЦИЯ). Команда, раньше справившаяся с заданием, получает первый балл. Напоминаю, что наши задания требуют знания и смекалки. Итоги конкурсов фиксируем в специальной ведомости (см. Приложение №1).
2-й конкурс. "Интеллектуал".
Отвечаем на вопросы. Получаем жетоны - "смайлы". Количество жетонов соответствует количеству полученных баллов.
А. Решим кроссворд "наоборот" и повторим основные понятия темы.
См. презентацию "Тепловые явления" (Презентация 6).
Б. А теперь поищем физические явления в художественных произведениях.
В. Найдите физическую ошибку в тексте.
Г. Фокус "несгораемая бумага".
Д. Дидактическая игра. В "черном ящике".
1) Он бывает спиртовой, электронный, комнатный, ртутный.
2) Из горячего колодца через нос водица льётся. (чайник)
Хоть и задрал он к верху нос,
Но это вовсе не всерьёз.
Ни перед кем он не гордится,
Кто пить захочет - убедится. (чайник)
3-й конкурс. " Заморочки из бочки".
Учащиеся поочередно вытягивают "бочонки" на которых написаны формулы (Приложение 2), но пропущена одна физическая величина. Необходимо правильно назвать пропущенную физическую величину.
4-й конкурс. "Конкурс капитанов".
Капитаны команд решают задачи (см. Презентацию 6), вытянув их по жребию.
Параллельно остальные члены команд участвуют в пятом конкурсе.
5-й конкурс. "Отгадалки".
Преподаватель поочередно зачитывает загадки (Приложение 3) для каждой команды. Если первая команда не ответила то отвечает вторая. За каждый верный ответ ответивший получает жетон - "смайл", а команда - 1 балл. Наиболее активные участники в конце урока поощряются оценками и конфетами.
6-й конкурс. "Мистер Икс".
Преподаватель поочередно зачитывает высказывания о знаменитых ученых, физиках (Приложение 4). Учащимся необходимо отгадать о ком идет речь. За верный ответ ответивший получает жетон - "смайл", а команда - 1 балл.
7-й конкурс. "Агрегатные состояния".
Преподаватель поочередно зачитывает четверостишья и отгадавшие верный ответ получают жетон - "смайл", а команда - 1 балл (Презентация 7).
8-й конкурс. "Творческий".
Учащиеся зачитывают подготовленные заранее стихотворение, песню или частушку о физике, физиках, физических явлениях (Приложение 5).
4. Подведение итогов урока. Выставление оценок учащимся.
5. Домашнее задание в трех уровнях:
- Повторить основные формулы и определения стр.22-234. Готовиться к экзамену.
- Упр.14(6)
- Упр.14(6), Упр.15(3)
- Придумать задачу по теме "Количество теплоты. Первый закон термодинамики".
6. Рефлексия.
Закончите предложения:
- на занятии для меня самым важным было ...
- в нашем общении для меня самым главным было ...
- на месте преподавателя я бы ...