Обоснование актуальности проекта
Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни, возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В то же время мы видим, как нарастает миграция молодежи из села в город. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический потенциал.
Сельская школа призвана заботиться о будущем деревни, поскольку готовить подрастающее поколение к жизни и труду невозможно без четкого представления перспективы развития деревни и обучения людей, которые в ней живут. В связи с этим сельская школа формирует систему образовательно-культурной деятельности, нацеленную на подготовку обучающихся к успешной жизни в условиях сельской местности. Особую значимость приобретает задача подготовки личности современного жителя деревни - человека с широким кругозором, культурного, рачительного хозяина, готового успешно трудиться в новых экономических условиях, активного гражданина, способного на коренные преобразования общественной жизни в сельской местности.
Деятельность по гражданско- патриотическому воспитанию включена в воспитательную систему нашего образовательного учреждения и является частью её образовательной среды, реализуется через интеграцию урочной и внеурочной деятельности (уроки, кружки, внеклассные и внешкольные мероприятия, коллективно-творческие дела). В школе разработана система мероприятий, направленных на патриотическое воспитание обучающихся. На уроках и внеклассных мероприятиях педагоги стремятся формировать у ребят активную жизненную позицию личности, приобретать опыт гражданских действий, демократического поведения и общения, развивать умения и навыки конструктивно - критического мышления, самостоятельности, воспитывать уважение к народным традициям и культуре, уважительного и толерантного отношения к культуре и традициям других народов, учат детей понимать принципы и ценности демократического гражданского общества, жизни и деятельности человека в таком обществе.
Осуществляется взаимодействие коллектива образовательного учреждения с общественными организациями, учреждениями дополнительного образования, учреждениями культуры в гражданском и патриотическом воспитании молодежи. Проводятся совместные праздники, вечера, конкурсы, концерты. Учащиеся образовательного учреждения ежегодно успешно участвуют в конференциях, конкурсах, фестивалях, соревнованиях разного уровня.
В образовательном учреждении 20 лет функционирует комплексный школьный музей, в рамках работы которого ведется большая поисковая и просветительская работа по истории, традициям и культуре Донского края. Традиционным стало проведение фестиваля "Мы - граждане России", дней Российской Государственной символики, уроков, посвященных родному краю, внеклассных мероприятий, направленных на пропаганду культуры народов, проживающих на Дону.
Таким образом, накопленный педагогическим коллективом МБОУ СОШ № 81 п. Юловский опыт гражданско-патриотического воспитания и намеченные ориентиры дают основание для систематизации работы по воспитанию у обучающихся сельской школы гражданского долга, патриотизма - важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей.
Цели проекта:
- Систематизация и обобщение опыта по гражданско-патриотическому воспитанию как основы для углубления межпредметной интеграции, интеграции учебной и воспитательной работы в сельской школе на школьном уровне и в образовательной практике региона.
- Создание содержательно-деятельной основы для становления ученических самодеятельных объединений и движений (краеведческого, эстетического, экологического и др. профилей).
- Расширение деятельности школьного комплексного музея, помогающего совершенствовать обучение по разным дисциплинам, выступающего в качестве воспитательной среды и средства подготовки к осуществлению школьниками профессионального выбора в условиях сельской местности.
- Подготовка методических рекомендаций и инструментария для использования системы гражданско-патриотического воспитания в сельской школе.
Задачи проекта:
- Приобщить учащихся к изучению прошлого родного края, его традициям и обычаям.
- Активизировать экскурсионно-исследовательскую работу с учащимися.
- Определить тематическое планирования по учебным дисциплинам, предусматривающее диффузное включение краеведческого материала в изучаемые разделы и темы программ.
- Разработать системы творческих и проблемных заданий по разным учебным дисциплинам, реализующих гражданско-патриотическое направление работы школы.
- Проводить интегрированные уроки на краеведческом гражданско-патриотическом материале.
- Создать условия для творчества обучающихся сельской школы, их гражданского становления и формирование активной жизненной позиции.
- Сформировать политико-правовое понимание воинского долга, политических событий, процессов в обществе.
Принципы гражданско-патриотического воспитания:
- гуманистический (признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью);
- природосообразный (учет в работе с детьми половозрастных, психофизиологических особенностей учащихся);
- культуросообразный (опора в воспитании на национальные традиции народа, его культуру, а также на достижения мировой культуры);
- деятельностный (организация ведущей для данного возраста деятельности);
- средовый (учет, использование в процессе воспитания окружающей среды: семьи, учреждений дополнительного образования, общественных организаций и другого окружения ученика);
- дифференцированный (отбор содержания, форм, методов с учетом особенностей групп и каждого ученика в отдельности).
Направления работы и формы реализации проекта.
Организационно-методическая деятельность:
- Проведение методических семинаров с учителями-предметниками и классными руководителями.
- Участие в заседаниях МО по вопросу организации урочной, внеурочной и внеклассной деятельности.
- Планирование и проведение традиционных общешкольных мероприятий.
- Организация и проведение выборов школьного самоуправления.
- Организация и проведение концертов, посвященных знаменательным датам.
Информационно-пропагандистская деятельность:
- Оформление тематических уголков по государственной символике, краеведению, патриотическому воспитанию в рекреациях школы, кабинетах истории, литературы, в библиотеке школы.
- Выпуск стенгазет, плакатов и бюллетеней.
- Создание экспозиций школьного музея.
- Выпуск календаря знаменательных дат в кабинете истории.
- Проведение открытых уроков, ролевых игр по теме "Выборы" с приглашением главы местного самоуправления и депутатов.
- Оформление книжных тематических выставок.
Поисково-исследовательская деятельность:
- Организация исследовательской деятельности и участие в краеведческих конференциях истории родного края .
- Организация и проведение конкурсов сочинений и рисунков "Мой край родной".
- Проведение исследований по созданию бюллетеней о традициях и обычаях Донского края.
Нравственно-гражданская деятельность:
- Организация и проведение операций "Забота" и "Ветеран живет рядом" по оказанию помощи ветеранам трудового фронта, престарелым и одиноким жителям поселка.
- Уборка территории школы и памятника погибшим воинам.
- Оказание шефской помощи ветеранам.
- Проведение деловой игры "Выборы-20.." по выборам главы сельского поселения.
Туристко-краеведческое-экологическая деятельность:
- Организация турпоходов, экскурсий по историческим местам Ростовской области, Сальского района и поселка Юловский .
- Создание исследовательских групп учащихся с целью изучения экосистемы, истории школы, лингвистического краеведения и т.п.
Эстетическое направление, организация досуга учащихся:
- Участие в сельских концертах, посвященных календарным датам.
- Участие в работе выставок декоративно-прикладного творчества.
Изучение и привитие народных традиций:
- Проведение классных часов и бесед по изучению традиций и обычаев Донской земли.
- Проведение тематических уроков русского языка и литературы, истории, географии, технологии, ИЗО, МХК.
- Посещение экспозиций школьного музея с целью ознакомления с культурными традициями родного края.
Политико-правовая деятельность:
- Изучение российской, областной, районной символики.
- Изучение прав человека и прав ребенка.
- Организация и проведение работы по изучению избирательного права.
Основное содержание процесса гражданско-патриотического образования
Для педагогов:
- повышение квалификации и методическая подготовка педагогических работников по освоению философии содержания гражданско-патриотического образования;
- разработка программ самообразования;
- совершенствование педагогического мастерства, изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта;
- ориентация молодых специалистов на принятие традиций школы;
- определение собственной гражданской позиции, предполагающей уважение к основам конституционного строя, систему ценностей, основанную на толерантности.
Для учеников:
- освоение системы ценностей, основанной на признании многообразия мира и толерантности;
- участие в общественной жизни школы;
- умение давать нравственную оценку всех компонентов жизни, общества, истории, политики, культуры.
Структура гражданско-патриотического образования
Внедрение инновационной и экспериментальной работы:
- внедрение инновационных технологий;
- участие в профессиональных и творческих конкурсах различного уровня.
Профориентационная работа:
- введение элективных курсов;
- организация профориентационной работы через учебные предметы и внеурочную деятельность;
- реализация программы профориентационных классных часов;
- ведение портфолио учащихся;
- реализация программы "Одаренные дети"
- работа летнего лагеря труда и отдыха "Бригантина".
Активизация дополнительного образования и внеурочной деятельности:
- создание военно-патриотического клуба "Орленок";
- работа школьного комплексного музея;
- проведение культурных мероприятий (посещение театров, музеев, библиотек и др.);
- деятельность кружков и секций;
- развитие системы детского ученического самоуправления;
- участие в акциях социального характера;
- участие в волонтёрском движении;
- реализация программы "Мы растим таланты".
Гражданско-патриотическое становление учащихся через урочную деятельность:
- Составление учебного плана с учетом выбранного направления деятельности ОУ;
- Ориентация учебных рабочих программ на изучение вопросов гражданско-патриотического образования.
Механизм реализации программы
Для решения поставленных задач используется сложившееся социально-педагогическое пространство МБОУ СОШ № 81 п. Юловский, а также тесное сотрудничество с Администрацией поселения, сельской библиотекой, Домом культуры, филиалом МБУ ДОД ДШИ № 2 г.Сальска, общественными организациями.
Воспитательная работа строится с учетом возрастного критерия.
При планировании работы учитываются традиционные общешкольные, районные, областные, всероссийские мероприятия, связанные с юбилейными и государственными датами; положения о муниципальных, областных, всероссийских конкурсах.
Ожидаемые результаты внедрения программы
Ожидаемые результаты внедрения Программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными и количественными параметрами.
Нравственно-духовные параметры
1. Сформированность гражданских навыков:
- умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;
- знание своих прав и обязанностей и умение их использовать;
- умение принимать и защищать свои решения;
- готовность к участию в общественных делах;
- готовность к образованию;
2. Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:
- патриотизм и любовь к Родине;
- права и свободы человека и гражданина;
- символика Российской Федерации;
- национальное самосознание;
- уважение чести и достоинства других граждан;
- гражданственность.
Количественные параметры:
- включенность каждого школьника в воспитательные ситуации;
- качество школьных отношений (отношения детей к реалиям школьной жизни, к школе, к учителю, классу, совместным делам);
- отсутствие детей с девиантным поведением;
- деятельность детско-юношеской организации;
- участие в конкурсах по гражданско-патриотической тематике; - проведение мероприятий.
Социальная и воспитательная значимость ожидаемых результатов
В школе как в образовательной системе:
- создание системы гражданско-патриотического воспитания;
-обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания;
- вовлечение в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.
В образе выпускника:
- в познавательной сфере: развитие творческих способностей; - в историко-краеведческой: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений; - в социальной: способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
- в духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией. Конечным результатом реализации программы должны стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности будущего гражданина России.
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ПРОЕКТА
I этап - организационно подготовительный
20..-20.. учебный год
- Обоснование актуальности избранной темы.
- Формирование проблемы, определение целей, задач проекта.
- Определение принципов, направлений, научных и педагогических идей работы.
- Определение целевых показателей индикаторов, отражающих стратегию развития школы. Разработка программ учебно-исследовательских сессий краеведческого характера.
- Разработка программ элективных курсов и курсов по выбору.
- Проведение разъяснительной работы и согласование со всеми участниками образовательного процесса.
- Распределение функциональных обязанностей участников проекта, внедрение психолого-педагогических диагностик гражданско-патриотического образования.
- Определение материально-технической базы, учебно-методического обеспечения эксперимента (проекта).
- Согласование проекта с научным руководителем (координатором) и Управлением образования.
- Определение схем отслеживания результатов проекта и форм подведения итогов, трансляции результатов.
II этап - практический
20..-20.. учебный год
- Накопление банка данных.
- Работа по новым тематическим планам.
- Создание клубов "Орлёнок", "Добрый Дом".
- Апробация новых методик, применение современных педтехнологий, активных форм, способов, видов работы по гражданско-патриотическому образованию школьников в социуме.
- Работа методического семинара по проблеме:
- на муниципальном уровне
- семинар для заместителей директоров по воспитательной работе (20.. г.)
- на школьном уровне
- семинар для учителей начальных классов (ноябрь, 20.. г.)
- семинар для классных руководителей 5-8 классов (декабрь, 20..г.)
- семинар для классных руководителей 9-11 классов (февраль, 20.. г.)
- Разработка и внедрение современных методик всестороннего изучения системы работы по гражданско-патриотическому образованию.
- Ознакомление с содержанием программы по гражданско-патриотическому образованию школьников и методикой её внедрения и вовлечение в совместную учебную и внеклассную деятельность родителей.
- Внедрение системы учебно-исследовательских отчетов краеведческого характера, системы экскурсионной работы.
- Изучение и обобщение передового педагогического опыта.
- Работа с кадрами, повышение их квалификации посредством развития методической службы.
- Анализ промежуточных результатов.
- Информирование всех участников проекта о ходе экспериментальной работы.
III этап - аналитический
20..-20.. учебный год
- Анализ и обобщение опыта результатов эксперимента.
- Обобщение и распространение опыта работы учителей.
- Совместная работа с коллективами других школ по внедрению отдельных направлений проекта.
- Формирование банка данных по итогам работы.
- Представление отчёта о проделанной работе по проведению эксперимента.
- Проведение итоговой конференции.
- Информирование педагогов, родителей и учащихся о результатах реализации проекта.