Мы и наши дети - вот главная тема, которая определяет нашу жизнь и труд. Мы, взрослые, подарили детям удивительный мир, который им предстоит освоить, возвысить, защитить.
Задача всех работников образования, родителей состоит в том, чтобы помочь детям постичь законы и взаимосвязи окружающего мира, научить сопрягать своё личное существование со всем многообразием жизни. Путь к педагогическому мастерству лежит через творческую работу самого учителя: проблема методов обучения родному языку в плане активизации самостоятельной работы учащихся, проблема современного урока с применением активных методов, технических средств обучения, проблема единства и воспитания. Урок - это основная организационная форма обучения в школе. Он является не только важной организационной, но и прежде всего педагогической единицей процесса обучения и воспитания, его нравственность, а также основные принципы, методы и средства обучения получают реальную конкретизацию и находят свое правильное решение и воплощаются в жизнь только в ходе урока и через него. Каждый урок вносит свой специфический, свойственный лишь ему вклад в решение задач. Урок выполняет конкретную функцию, в которой находит выражение определенная часть более крупных блоков учебного материала. В настоящее время большое внимание уделяется новым технологиям. В своей работе я использую:
Большое внимание уделяю нетрадиционным формам обучения: урок-лекция, урок-семинар, урок-диспут, урок-суд, урок-конференция, круглый стол. Такие уроки повышают интерес к предмету, к данной теме, повышают творческую активность, развивают мыслительную деятельность, позволяют вовлечь в учебный процесс большое количество учащихся. Такие формы обучения способствуют развитию речи, памяти, воображения школьников, приносят чувство радости и удовлетворения. Они дают эмоциональный настрой, обостряют их мыслительную деятельность. В результате материал усваивается прочно.
Проектная технология
Считаю, что проектная деятельность - один
из лучших способов для совмещения современных
информационных технологий,
личностно-ориентированного обучения
и самостоятельной работы учащихся. Обращение
к методу проектов возможно на уроке при
проверке домашнего задания (сообщение, доклад),
при изучении новой темы (защита реферата,
выполнение творческой работы и т. д.), при
закреплении изученного (сочинение, создание
сборников, презентаций).
Опираясь на собственный опыт, могу заметить, что
метод проекта лучше реализуется с опережающей
подготовкой консультантов групп. Задачи,
решаемые в ходе выполнения проекта, можно
разделить на 4 группы: коммуникативные,
образовательные, воспитательные и развивающие.
Решение правильно поставленных
исследовательских задач существенным образом
может изменить весь процесс обучения и резко
повысить интерес учащихся к предмету,
В своей практике эту технологию я применяю в основном на уроках литературы.
Например: ученики 9 класса в прошлом году составили проект по теме: "Хэти ащыгъупшагъэп, сыди ащыгъупшагъэп". ("Никто не забыт, ничто не забыто")
Учащиеся разделились на 3 группы. Каждая группа получила задание.
- 1 группа - собрать материал, подготовить сообщения и составить презентацию о Х.Б. Андрухаеве.
- 2 группа - написать сочинения по теме: "Сигупсэмэ ащыщэу тишъхьафитныгъэ къэзыухъумагъэр". Лучшие работы были напечатаны в газете, был оформлен стенд "Къэлэм лъэуж".
- 3 группа - собрать материал, подготовить сообщения и составить презентацию о Золотых звездах Адыгеи. Итогом этого проекта стал урок-мужества, который был проведен в музее им. Х.Б. Андрухаева.
В процессе подготовки, участники групп занимались исследовательской деятельностью: работали с дополнительным материалом, используя информационную сеть - Интернет; учащиеся выбирали наиболее важный материал.
Тестовая технология.
Тесты провожу в качестве текущего и промежуточного контроля преимущественно на уроках адыгейского языка. На основе полученных данных выстраиваю коррекционную работу для более успешного овладения материалом. В текущем контроле использую в основном корректирующую функцию, а в промежуточном или итоговом контроле знаний - контролирующую функцию, которая дает четкое представление о знаниях, навыках и умениях учеников и позволяет оценить степень их подготовленности. Тестирование провожу по разработанным мной специальным тест-картам. По адыгейскому языку составлены тесты по следующим темам: лексикэр 5 кл., фонетикэмрэ графикэмрэ 5кл, гущыIэгъэпсыныр 5кл., кIэджыкIыжьыныр 5кл., пкъыгъуацIэр 6кл., плъышъуацIэр 6кл., цIэпапкIэр 6кл., пчъэгъацIэр 6кл., кIэджыкIыжьын 6кл., глаголыр 7кл., наречиер 7 кл., бзэ IэпыIэгъу гущыIэхэр 7кл., кIэджыкIыжьын 7кл., гущыIэухыгъэзэхэлъхэр 9кл., зэпх зыхэмыт гущыIэухыгъэзэхэлъхэр 9кл., кIэджыкIыжьын 9 кл., кIэджыкIыжьын 10кл., кIэджыкIыжьын 11 кл. По литературе: литературнэ пшысэхэр 5кл., кIэджыкIыжьын 5кл., кIэджыкIыжьын 6кл., кIэджыкIыжьын 7кл., кIэджыкIыжьын 9 кл., 10кл., 11 кл. Тестирование служит средством проверки и самопроверки знаний учащихся
Информационные технологии.
Познавательная деятельность для учащихся - это огромный труд. Труд внимания, памяти, мышления, труд противоречий между "хочу" и "надо". Усилия, старания учащиеся вырабатывают на протяжении многих лет учёбы в школе.
В меру возможностей, я применяю на уроках адыгейского языка и литературы современные технические средства обучения: компьютер, различные историко-документальные фильмы, аудиокассеты, видеозаписи. В этом мне помогают телепередачи "Тарихъым инэкIубгъохэр", ("Страницы истории"), "Къэлэм лъэуж" ("Проба пера")
Компьютер применяю на уроках, во-первых, для формирования прочных знаний умений и навыков, обогащения словарного запаса, овладения нормами литературного языка.
Во-вторых, при организации самостоятельной работы учащихся по формированию основополагающих знаний школьного курса, по коррекции и учету знаний учащихся используется обучение и тестирование с помощью компьютера.
В-третьих, позволяет повысить интерес учащихся к предмету, успеваемость и качество знаний учащихся, сэкономить время на опрос.
С помощью программы Power Point заранее создаю слайды для объяснения новой темы (т.е. иллюстрированный материал), что помогает воздействовать на сознание учащихся не только через слух, но и зрительно. Мною подготовлены презентации к урокам по адыгейскому языку и литературе по следующим темам 5класс: Хьаткъо А. усэу "Гъатхэ", Бэрэтэрэ Хь. Усэу "Синыдэлъфыбз", сказка "Акъылыр зыщэфыгъэ лIыр". 6 класс: Жэнэ Къ. итворчеств, Жэнэ Къ. Усэу "Ц1ыфыр зык1ыщы1эр" По адыгейскому языку: фонетикэр 5кл., пкъыгъуацIэр 6кл., плъышъуацIэр 6 кл., ц1эпапкIэр 6кл., пчъэгъацIэр 6кл., наречиер 7 кл., глаголыр 7 кл., Причастиер 7 кл., деепричастиер 7 кл.
Методы и приёмы использования информационных технологий на уроке - разные, но при их внедрении мы выполняем единственную задачу: сделать урок интересным а чтение увлекательным.
Компьютер использую на всех этапах урока: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний умений и навыков. При этом он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничащего коллектива, игровой среды. В функции учителя он представляет источник учебной информации (частично или полностью заменяющий учителя и книгу), наглядное пособие, средство диагностики и контроля.
На сегодняшний день в моей педагогической копилке накопилось очень много исторических фильмов из телепередач "Тарихъым инэкIубгъохэр": "Фэрзэпэ зау" "Бжъэдыгъумэ япщыхэр" (Бзыикъо зау), "Лъэгэ шъхьартIупщ зэIукI" (Урыс-Кавказ зау), "Хъырцыжъ Алэ ик1одык1" (Урыс-Кавказ зау), "Абдзахэмэ ян" (Урыс-Кавказ зау), "Къанжьал зау" и др.
Старинных песен (гъыбзэхэр): "Къоджэбэрдыкъо Мыхьамэт игъыбз", "ОщнэIу зау", "Хьатх Мыхьамэт гъуазэ игъыбз" и др.
Из телепередач "Къэлэм лъэуж" Теуцожь Цыгъу, Къуекъо Налбый, Нэхэе Руслъан, Хъурмэ Хъусен, Емыж МулиIат, Къуикъо Шыхьамбый, и др. которые включены в школьную программу.
Здоровьесберегающие технологии.
Здоровьесберегающие технологии - это система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье. Считаю, что здоровье подрастающего человека - это главная проблема современной школы и не только социальная, но и нравственная. Основной формой организации учебной работы был и остаётся урок, на котором должно использоваться всё умение учителя и другие резервы по решению данной проблемы. Каждый новый урок - это ступенька в знаниях и развитии ученика, новый вклад в формирование его умственной и моральной культуры. Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, я провожу физкультминутки. Кроме того, определяю и фиксирую психологический климат на уроке, провожу эмоциональную разрядку, строго слежу за соблюдением учащихся правильной осанки, позы. Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток - положительный эмоциональный фон. На уроках применяю разные физминутки: упражнения, способствующие для улучшения мозгового кровообращения, для снятия утомления с плечевого пояса и рук, для снятия напряжения с мышц и туловища, для профилактики зрительного утомления
Технология дебатыНа уроках литературы, я использую технологию дебаты.
Технология "Дебаты", представляет собой не просто увлекательную игру, но и эффективное средство развития учащихся, формирования у них качеств, способствующих эффективной деятельности в условиях современного общества. Дебаты способствуют формированию критического мышления, навыков системного анализа, формированию собственной позиции, искусства аргументации. Данную технологию, как показал мой опыт, эффективно использовать в 10-11-х классах. Дебаты могут принимать различные формы, их можно проводить как на обычном, так и на сдвоенном уроке. Дебаты способствуют расширению кругозора, развитию интеллектуальных способностей, исследовательских и организационных навыков, творческих качеств, коммуникативных умений, ораторских способностей, формированию гражданской позиции и навыков жизнедеятельности в демократическом обществе. В качестве примеров приведу некоторые темы, предложенные учащимся для проведения дебатов.Литература 10-й класс: "Хэты уфэд, сыдым уфэд, джырэ адыгэ пшъашъ?" Адыгэ бзылъфыгъэм иобраз ХьадэгъэлIэ Аскэр итворчествэ къызэрэщигъэлъагъорэр. (поэмэхэу "Адыгэм ыпхъу", "Батмэтыкъохэр", "Лащын") джырэ адыгэ пшъашъэмрэ. (Зэрагъапшэ)
11 класс: "Урыс-Кавказ зор лъэпкъым игууз".
В целом, следует отметить, что использование технологии "Дебаты" в преподавании ведёт к повышению эффективности преподавания, создаёт необходимые условия для формирования познавательной и коммуникативной культуры учащихся в соответствии с их индивидуальными особенностями и потребностями. "Дебаты" вырабатывают умение полноценно воспринимать художественные произведения; работать с критической, научно-популярной, публицистической и справочной литературой; владеть монологической и диалогической речью; умение вести полемику по обсуждаемой проблеме.
Игровые технологии
В.А.Сухомлинский писал: "Без игры не может
быть полноценного умственного развития. Игра -
это огромное светлое окно, через которое в
духовный мир ребёнка вливается живительный
поток представлений, понятий. Игра - это искра,
зажигающая огонёк пытливости и
любознательности".
Формирование и развитие познавательных
интересов - часть широкой проблемы воспитания
всесторонне развитой личности. Принцип
активности ребёнка в процессе обучения был и
остаётся одним из основных в дидактике. Под этим
понятием подразумевается такое качество,
которое характеризуется высоким уровнем
мотивации в усвоении знаний и умений. Одной из
таких технологий является игровая. Игровая
технология обеспечивает единство
эмоционального и рационального в обучении. Игра
- это вид деятельности в условиях ситуаций,
направленных на воссоздание и усвоение
общественного опыта, в котором складывается и
совершенствуется самоуправление поведением.
Мотивация игровой деятельности обеспечивается
её добровольностью, возможностями выбора и
элементами соревнования, удовлетворения
потребности в самоутверждении, самореализации.
Уроки-игры в основном я провожу на обобщающих уроках. Для таких уроков применяю игры: "Лото", "Домино", "Поле чудес", "Умники и умницы" и др. В основном в своей работе применяю игру "Домино". Заранее к уроку готовлю карточки. Они разделены на две части (как домино) в одной половинке содержится вопрос, а в другой - ответ. Учащиеся делятся на две или три команды. Я раздаю карточки. Ученик читает вопрос. Другой, у кого есть, ответ на этот вопрос отвечает, кладет карточку и читает свой вопрос. Третий ученик отвечает на этот вопрос и читает вопрос в своей карточке и т. д. Карточки, которые применяю на таких уроках:
С помощью игр можно снять утомление, её можно использовать для мобилизации умственных усилий учащихся, для развития у них организаторских способностей, привития навыков самодисциплины, создания обстановки радости на занятиях.
В играх активизируется внимание детей, творческая фантазия, формируются вычислительные навыки, нравственные качества личности, развивается чувство ответственности, коллективизма, дисциплина, воля, характер.
Дифференцированное обучение.Свои уроки я строю с учетом индивидуальных возможностей и способностей учащегося. И у меня появляется возможность дифференцированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более эффективно работать с трудными детьми. Сильные учащиеся активно реализуют своё стремление быстрее продвигаться вперёд и вглубь, слабые - меньше. В своей работе использую различные формы работы:
- коллективная
Цель состоит в том, чтобы привести требования к учащимся в соответствие с их возможностями, создать оптимальные условия для обучения и способствовать систематическому росту школьника, переходу его из одной группы в другую. На уроках адыгейского языка веду дифференцированную работу по ликвидации пробелов в знаниях и учёту знаний учащихся с помощью зачётных карточек. После каждой изученной темы предлагаю детям разноуровневые карточки. Это помогает адаптироваться к индивидуальным особенностям учащихся во время урока, такой подход позволяет абсолютному большинству школьников добиваться без ущерба здоровью, не подавляя других интересов и склонностей.
Самостоятельная работа.
Под самостоятельной работой учащихся мы понимаем такую работу, которая выполняется учащимися по заданию и под контролем учителя, но без непосредственного его участия в ней, в специально предоставленное для этого время. При этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной цели, употребляя свои умственные усилия и выражая в той или иной форме (устный ответ, графическое построение, описание опытов, расчеты и т.д.) результат умственных и физических действий.
Самостоятельная работа предполагает активные умственные действия учащихся, связанные с поисками наиболее рациональных способов выполнения предложенных учителем заданий, с анализом результатов работы.
Одна из основных задач моей работы - использование передового опыта учителей-новаторов. На уроках адыгейского языка я использую "Комплексный анализ текста" - опыт учителя адыгейского языка и литературы Адыгейской Республиканской гимназии Блягоз М. А. На уроке раздаю каждому ученику карточки с текстами, и дети работают самостоятельно.
В заключении хочу отметить, что использование
современных технологий на каждом уроке, конечно,
не реально, да и не нужно. Компьютер не может
заменить учителя и учебник, поэтому эти
технологии необходимо использовать в комплексе
с имеющимися в распоряжении учителя другими
методическими средствами. Необходимо научиться
использовать компьютерную поддержку
продуктивно, уместно и интересно.
Современный педагог обязательно должен
научиться работать с новыми средствами обучения
хотя бы для того, чтобы обеспечить одно из
главнейших прав ученика - право на качественное
образование.
Девизом каждого учителя сегодня пусть станут слова Эмиля Золя, касающиеся всех сфер нашей жизни: "Единственное счастье в жизни - это постоянное стремление вперёд..."
Литература
1. Гребнева М.И. (Муниципальная гимназия № 10 г. Новосибирск.) Актуализация исторических знаний путем использования новых информационных технологий // Материалы IX Международной конференции-выставки "Информационные технологии в образовании". М., 3-6 ноября 1999.
2. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М., 1198.
3. Козырева Е.А. Дидактические основы личностно-ориетированных технологий обучения и их реализация. М.: Прометей 2002г.
4. Полат Е.С. Как рождается проект.- М., 1995.