Цель урока: актуализация знаний учащихся о природных сообществах родного края.
Задачи урока:
1) образовательные
– актуализировать знания учащихся о родном крае; показать взаимную приспособленность живых организмов к окружающей среде;
– построить проблемную ситуацию и создать условия для её решения;
– осознанно “открыть” новые задания и закрепить их при выполнении практических заданий.
2) развивающие
– развивать первоначальные навыки наблюдения;
– развивать умение сотрудничать с учителем и друг с другом (работа в паре) развивать логическое мышление, речь, творческое воображение.
3) воспитательные
– воспитывать любовь и бережное отношение к растениям и животным родного края.
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: ИКТ-технологии, технологии логического мышления.
Методические приёмы: виртуальная экскурсия, работа в парах, работа с дидактическим материалом, беседа, решение экологической проблемы.
Оборудование: видеоролик “Природные сообщества родного края”, мультимедийная презентация, гербарий, пазлы, карточки-задания, Красная книга Саратовской области.
Ход урока
Организационный момент
Психологический настрой на работу.
- Тихо в школе, тихо в классе. Улыбнитесь, здравствуйте! Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесет вам радость от общение друг с другом.
- Тема урока “Многообразие живых организмов”. Цель нашего урока: познакомиться с многообразием живых организмов и природными сообществами нашей местности, расширить знания о природе родного края.
Мотивация учебной деятельности.
Ребята, сегодня мы вместе с вами, отправимся на экскурсию по природным сообществам родного края. Ведь природа – это целый сказочный мир. Он полон загадок и тайн. Мы увидим с вами приют зверей и птиц, лягушек, жуков и бабочек. Познакомимся с растительным миром нашей местности. Сама природа приглашает нас полюбоваться, порадоваться красоте, вдохнуть чистый и добрый воздух. Чтобы природа долго жила и радовала нас своими дарами, мы должны бережно относиться к ней.
- Ну, что, ребята, вы готовы отправиться в путешествие по родному краю? (Да)
- Ну, тогда нам нужно получить билеты на экскурсионный автобус и мы незамедлительно сможем с вами отправиться на экскурсию. Для получения билетов, вы должны отгадать загадки.
Загадка 1:
Весной зелена,
Летом загорела,
Осенью одела
Красные кораллы. (Рябина)
Загадка 2:
Золотой и молодой
За неделю стал седой
А денечка через два
Облысела голова. (Одуванчик)
Загадка 3:
Первый вышел из Земли
На проталинке
Он мороза не боится
Хоть и маленький. (Подснежник)
Загадка 4:
У меня длинней иголки, чем у елки
Очень прямо я росту – в высоту
Если я не на опушке,
Ветки только на макушке. (Сосна)
Загадка 5:
А как зовут иголки
У сосны и у елки? (Хвоя)
Загадка 6:
Наткет, наплетет
Сядет и добычу ждет. (Паук)
Загадка 7:
Волосата, зелена
В листьях прячется она
Хоть и много ножек
Бегать все равно не может. (Гусеница)
Загадка 8:
Она – сова и воробей,
Она кукушка, соловей,
Она журавель и синица
Так кто же это? (Птица)
Загадка 9:
Спинка зеленовата,
Хвостиком желтовата
Черненькая шапочка
И полоска шарфиком. (Синица)
Загадка 10:
Что за зверь лесной
Встал как столбик, под сосной
И стоит среди травы
Уши больше головы. (Заяц)
- Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданиями, теперь пришло время отправиться на экскурсию.
Просмотр видеоролика “Природные сообщества родного края”
Динамичная физминутка
1) Для глаз:
Давайте ещё немного погуляем. Встаньте, пожалуйста. Будьте внимательны. Если я назову птицу - вы поднимите глаза вверх, если животных, деревья или кустарники - смотрите по сторонам. Если я называю грибы, вы смотрите под ноги. Но я расставила вам ловушки. Если услышите название животного или растения, которое в лесу не встретишь – говорите “Не может быть!”
Кукушка, липа, лисичка, лиса, малина, соловей, опенок, крокодил, сова, кабан, верблюд.
2) Для тела:
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем –
Крылья сложили назад.
Основная часть урока. Презентация
Беседа:
- Ребята, давайте с вами вспомним, что такое природное сообщество? (Природное сообщество – это совокупность растений, животных, микроорганизмов, приспособленных к условиям жизни на определенной территории, влияющих друг на друга и на окружающую среду)
- А сколько природных сообществ мы с вами посетили во время нашей виртуальной экскурсии? (Три: лес, луг, река)
- Конечно, каждое природное сообщество имеет свои особенности, поэтому и животные и растения, обитающие в их пределах, имеют определённые приспособления, для существования в таких условиях. Вот сейчас, мы с вами поговорим о растениях.
- Но для начала, растительная разминка.
- Цветы какого дерева издавна собирают и заваривают, их отвар пьют как чай? (липа).
- Назови дерево: высокое, стройное, с желтовато-красной или бурой корой. Ветви только на вершине. Хвоинки длинные. Шишки мелкие, округлые. (сосна).
- Белые пятна на шапочке красной.
Он для людей чрезвычайно опасный,
Здесь ни к чему нам сомненья и спор- это же гриб, а точней. (мухомор)
- Плодами какого дерева являются желуди? (дуб)
- Какое дерево является символом России? (береза).
- Какое растение и слепой узнает? (крапива)
Работа с гербарием растений нашей местности
Детям раздаются гербарные растения, они определяют, к какому природному сообществу они относятся, разделяют их на три группы: лесные растения, растения луга и растения поймы реки.
- Ребята, вы разделили растения, каждое, по отношению к своему природному сообществу, а теперь давайте с вами попробуем назвать, какими особенностями и различиями по отношению друг другу, они обладают.
- Растения леса – это в первую очередь деревья. Какие деревья нашей местности вы знаете? (Клён, берёза, вяз, дуб и т.д.) Так же там произрастают растения, которые приспособились расти в тени: ландыш, купена, сныть и т.д. Для леса характерно ярусное расположение растений. (Работа с таблицей “Ярусы леса”)
- Растения луга – это разнообразные травы. Какие травы луга вы знаете? (одуванчик, ромашка, клевер, цикорий, ковыль и т.д.) Растения луга отличаются от растений леса тем, что они светолюбивые, хорошо растут на открытых, хорошо освещаемых местах, среди них не так выражены ярусы как среди растений леса, даже самым низким растениям достаётся всё равно достаточное количество света.
- Растения поймы реки – это растения, произрастающие в местах с избытком влаги, водолюбивые растения. Это рогоз, камыш, аир болотный, стрелолист и т.д. Некоторые растения произрастают прямо в воде: лилия белая, кубышка жёлтая, водоросли – сине-зелёные, элодея и т.д. В народе считается, что когда листья лилий и кубышек будут полностью раскрыты над водой, пора высаживать рассаду помидоров, сажать огурцы в огороде, значит больше не будет заморозков.
Пазл. Одна из любимых детских игр – это собирание пазлов. Каждый из вас сейчас получит конверт со своим пазлом, когда вы его соберёте, у вас получится животное, которое обитает в одном из природных сообществ. (сбор пазлов - работа в группах)
Животные природных сообществ
- Ребята, а теперь давайте с вами поговорим о том, какими особенностями обладают животные и птицы, живущие в разных природных сообществах.
Животные леса
Белка
Быстрый, рыжий Огонёк
Между ёлок прыг да скок.
Дубы грибами наряжает.
Детвору он обожает.
С ветки на ветку –
Просит конфетку. (белка)
Белка – это обитатель лесов и парков. Она предпочитает смешанные хвойно-широколиственные леса, так как основной рацион ее питания составляют семена древесных пород растений, то такие леса предоставляют для нее наилучшую кормовую базу. Образ жизни этого зверька преимущественно древесный. Белка является живым и очень подвижным зверьком. Она с легкостью совершает прыжки с одного дерева на другое, преодолевая расстояние в 3-4 метра. Белка – очень общительный зверёк, многие из них, которые живут в городских парках, настолько привыкают к людям и к тому что им дают что-нибудь вкусненькое, что начинают вести себя очень нагло, выпрашивая себе корм.
Дятел
Я по дереву стучу,
Червячка добыть хочу,
Хоть и скрылся под корой,
Все равно он будет мой. (дятел)
Главный санитар леса. Он избавляет деревья от жуков-короедов.
Лось.
Тяжелы рога по весу,
Ходит важно он по лесу:
Он хозяин, а не гость –
Хмурый и сердитый (лось)
Лось – самое крупное животное нашей местности, чаще его можно увидеть в лесу, но он может выходить пастись и на луг и на водопой к реке. Их численность невелика, в Саратовской области их насчитывается около 3421 особи. Наша задача охранять их.
Животные луга
Хомяк
Рыжий маленький зверёк
Стал еду готовить впрок:
Он устроил ловко
За щекой кладовку. (Хомяк)
Это один из самых популярных домашних животных.
Шмель
Его фигура подвела –
Гораздо толще, чем пчела.
Полоски - словно у осы,
На брюшке - капельки росы. (шмель)
Так что в пасмурный прохладный весенний день именно шмели позаботятся о вашем будущем урожае. Особенно велика польза шмелей в опылении бобовых. Луговых растений, например таких как клевер, лучший корм для коров, а если его будет много, значит коровы будут давать много молока.
Дрофа
Дрофа — красивая крупная птица, достигающая веса шестнадцати килограммов. Она имеет покровительственную окраску, которая делает её малозаметной в траве. Занесена в Красную книгу России и Саратовской области. В настоящее время в Саратовской области насчитывается примерно около одной тысячи особей, а по европейской части России – около 8 тысяч. В настоящее время дрофа в международном аспекте относится к числу видов, находящихся под угрозой глобального исчезновения (Демонстрация Красной книги)
Эта книга называется так потому, что красный цвет – действительно означает сигнал опасности. Он заставляет своей яркостью всех обратить внимание на указанную опасность, в данном случае предостерегает людей о возможных тяжёлых последствиях, которые произойдут с гибелью целых видов растений и животных. Красная книга была учреждена Международным союзом охраны природы в 1966 году. Хранится в швейцарском городе Морже. В неё заносятся все данные о растениях и животных, которые срочно нуждаются в защите.
Животные поймы реки
Лягушка
Не зверь, и не птица,
Всего боится.
Наловит мух –
И в воду – плюх! (лягушка)
В прибрежной части водоемов живут лягушки. Лягушка – полезное животное. Она питается мухами, комарами.
Лягушки всегда привлекали внимание людей. О них даже сочиняли литературные произведения. Какие сказки о лягушках вы читали? (Русская народная сказка “Царевна-лягушка”, “Лягушка-путешественница” Всеволод Гаршин, “Дюймовочка” Андерсона)
Цапля
Длинным клювом тонким
Схватит лягушонка.
Капнет с клюва капля.
Кто же это? (Цапля.)
— Цапля — красивая птица. Цапля умеет проворно лазать в тростнике и отлично плавать. Голос у нее неприятный, часто напоминает ужасной силы рев. Питается цапля рыбой, лягушками, моллюсками, а также с удовольствием поедает мелких птиц, червей и раков. Свое гнездо строит в камышах или на больших деревьях.
Бобры
Есть на речке лесорубы
В серебристо-серых шубах...
Из деревьев, веток, глины
Строят прочные плотины.(Бобры.)
(Демонстрируется иллюстрация бобра, бобровой хатки.)
— По берегам водоемов, — говорит учитель, — встречаются странные сооружения из поленьев и прутьев, скрепленных засохшей грязью. Это жилища трудолюбивых бобров — бобровые хатки. Вход в них всегда находится под водой, чтобы в хатку не попали посторонние. Если же уровень воды в реке опускается ниже лаза, бобры возводят плотину и поднимают уровень воды до нужной отметки. Внутри хатки есть возвышение, на котором бобры отдыхают. Живут же они в норах, которые роют в высоких берегах водоемов.
Тело бобра покрыто густым, красивым мехом, хвост покрыт чешуей.
- Зачем бобру хвост?
— Похожий на лопату, покрытый чешуей хвост бобра при плавании выполняет функцию руля. Кроме того, бобр очень ловко использует его при замазывании отверстий в плотинах. Хвост также выполняет роль средства сигнализации. В случае опасности бобр громко шлепает им по воде, предупреждая своих сородичей.
Динамичная физминутка
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке
И по этой по дорожке
Скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежим,
До лужайки добежим
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем как зайки.
Стоп. Немного отдохнем
И домой пешком пойдем.
Проблемная ситуация. Работа в группах.
Послушайте рассказ “Воскресенье в лесу”.
За неделю только и было разговоров в классе, что о будущей поездке в лес. Мы запаслись продуктами, водой и отправились на природу.
Веселой музыкой оповестили лес – мы приехали! Дни стояли жаркие, сухие. Знакомая дорога привела нас к березовой роще, перед ней располагался луг, а в нескольких метрах от него протекала река. На пути попадались грибы. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто их вырывал. А грибы, которые мы не знали, сбивали палками.
Быстро наломали веток, разожгли костер. Заварили чай, закусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи мы выбросили пустые банки и полиэтиленовые пакеты. Костёр тушить не стали- сам потухнет.
В кустах мы нашли гнездо какой – то птицы. Там был птенчик. Один из нас взял его с собой. С охапками луговых и лесных цветов мы вернулись домой. Весело прошел день.
- В группах обсудить ошибки, которые сделали дети.
Затем группы по очереди рассказывают об ошибках и знаках.
- Перечислите ошибки, которые совершили школьники во время прогулки.
- В лесу нельзя включать громкую музыку – она распугивает птиц и зверей.
- Вырывать грибы, сбивать даже несъедобные не следует, т. к. разрушается грибница, исчезает лекарство для зверей.
- Для костра собирается сушняк, а не ломать ветки.
- Полиэтилен, банки очень долго разлагаются в природе, их нельзя выбрасывать в лесу. Надо забрать домой и выбросить в мусорный бак.
- Костер после прогорания следует забросать землей или залить водой.
- Брать птиц не следует – в неволе они погибнут.
- Луговые и лесные цветы брать не следует – жизнь оборванных цветов недолговечна.
Рефлексия. Итоги урока.
Сегодня урок экологии:
– легкий – трудный;
– интересный – скучный;
– полезный – ненужный.
Я ученик:
– старательный – ленивый;
– внимательный – невнимательный;
– урок усвоил – не усвоил.
Я запомнил....
- узнал...
- повторил...
- удивился ...
Оценки.
Домашнее задание
Экологическая сказка. (Учитель)
Возле моего окна живёт синичка. Она каждый день прилетает к кормушке. Вот что она мне рассказала: “Скоро наступит новый год, все звери готовятся, только ёлочка стоит печальная. И чем ближе Новый год, тем печальнее становится ёлочка. А почему не знаю?
– Ребята, почему ёлочка была печальная? (ответы детей)
Правильно, потому что в Новый год люди вырубают ёлки, а они потом погибают.
Ваше домашнее задание будет такое, нарисовать рисунок в защиту “Зелёной красавицы”.