Задачи:
Образовательные:
- формировать умение различать времени глагола;
- расширять знания по теме "Глагол";
- расширять словарный запас учащихся
Развивающие:
- развивать внимание, наблюдательность, умение анализировать, делать выводы;
- развивать искусство монологической речи
Воспитательные:
- воспитывать интерес к родному языку, предмету;
- приобщение младших школьников к русской культуре, обычаям, обрядам, традициям
Оборудование: солнышко с половинками лучей, на которых написаны слова, перфокарты-куличи, рисунки ласточек с записями о глаголе, презентация "Православная Святая Пасха".
Ход урока
1. Актуализация знаний.
Учитель:
Из страны далекой
Ласточки летят,
Весело щебечут,
Людям говорят:"Люди, пробудитесь!
К нам весна идет!
А с весной и Пасха
Радость нам несет".
- О каком празднике мы сегодня будем говорить? (о Пасхе)
- Да, о Пасхе и не только.
2. Чистописание.
3. Определение темы урока.
- Что вы знаете о празднике Пасхи?
Ученик 1.
Пасха - это праздник, посвященный Воскресению Иисуса Христа. Он всегда выпадает на весенние дни.
Ученик 2.
Пасха - это главный христианский праздник. Он означает победу добра надзлом, победу жизни над смертью.
- А знаете ли вы, что если в этот день встать рано утром и дождаться восхода солнца, то можно увидеть как солнышко "играет"?
- Наше солнышко тоже с нами поиграет.
(На доске солнышко с половинками лучей. На них слова: несут, весть, ласточки, нам, радостную. Другие половинки лучей на доске. На них названия частей речи)
- Чтобы солнышко заиграло, надо восстановить лучи.
(учитель показывает слово, а дети добавляют лучиком название части речи)
- Какой лучик заиграл?
- Какое должно быть продолжение? (глагол)
- А почему на доске его нет? Как вы думаете? (Еще не закончили изучение темы "Глагол")
- Назовите тему урока.
(Лучик помещается на другой элемент доски)
4. Работа над предложением.
- Скомпонуйте слова на лучиках и составьте предложение.
(Дети устно предлагают варианты, а затем пишут в тетрадь готовое предложение. Один ребенок работает у доски и объясняет орфограммы)
- Сделайте разбор по членам предложения.
- Какое это предложение по цели высказывания?
Распространенное оно или нераспространенное?
- Выделите грамматическую основу.
(Оценивается каждый этап работы)
5. Работа по теме урока.
а) – На Руси существовал обычай выпускать на волю птиц весной. Вот как об этом писал А.С.Пушкин:
В чужбине свято соблюдаю
Родной обычай старины:
На волю птичку выпускаю
При светлом празднике весны.
- Вот и мы тоже отпустили наших птичек на волю.
- Назовите глагол, который мы использовали при составлении предложения.
- Что такое глагол? (Ребенок подходит и берет птичку с записью часть речи <Рисунок 1> и помещает под названием темы)
- На какие вопросы отвечает глагол?
- Что обозначает? <Рисунок 2>
- Как изменяется глагол? (по числам) <Рисунок 3>
б) – Сколько чисел имеет глагол?
- Как определить число глагола?
- Но птичку отпустим тогда, когда докажем эту часть знания.
(Работа по вариантам. На доске стихотворения.
1 вариант
Из страны далекой ласточки летят.
Весело щебечут, людям говорят:
Люди, пробудитесь,
К вам весна пришла.
А весной и Пасха
Радость принесла!
2 вариант
Христос воскрес!
Повсюду благовест гудит,
Из всех церквей народ валит.
Заря глядит уже с небес ...
Христос воскрес! Христос воскрес!
Вот просыпается земля,
И одеваются поля.
Весна идет, полна чудес!
Христос воскрес! Христос воскрес!
- Прочитайте выразительно стихотворения, найдите глаголы и запишите их в два столбика: ед. ч. и мн. ч.
Проверка.
1 вариант. Назови глаголы ед. ч. Докажи правильность ответа.
Назови глаголы мн. ч. Докажи правильность ответа.
- Кто допустил ошибки? (оцениваются)
2 вариант. Аналогично.
- Можно выпускать птичку.
в) – Как еще изменяется глагол? (по временам) <Рисунок 4>
- Сколько времен имеет глагол?
- Назовите.
- Как определить время глагола?
- Прежде чем отпустить птичку на волю, вспомним, что пекут на Пасху? (куличи)
г) Самостоятельная работа с перфокартами.
- Я тоже приготовила вам куличи. Учитель раздает детям перфокарты в виде куличей. Куличи эти не простые, а временные.
В перфокарту вложен листок на котором в столбик написаны цифры от 1 до 6, справа от них вертикально проведена пунктирная линия (линия сгиба). А по горизонтали написаны заглавные буквы П Н Б (которые обозначают времена глагола).
Готовая перфокарта выглядит так <Рисунок 7>. К перфокарте дается карточка с шестью глаголами (у каждого варианта свои глаголы). Учащиеся должны определить времена глаголов, а в перфокарте, напротив порядкового номера глагола, в клеточке под нужным временем поставить хорошо заметную точку. <Рисунок 8>.
- Вынем листок. Соединим все точки последовательно с помощью линейки. Согнем листок по линии сгиба. Сложим вместе два варианта. Очертание какого предмета напоминает полученная фигура? (свеча)
- Поднимите руки, у кого получилась свеча?
- Эти дети выполнили работу правильно.
- Отпускаем следующую птичку.
д) - Какого вида бывают глаголы? (совершенного и несовершенного)
- Как их распознать? (надо поставить вопрос) <Рисунок 5>
(Задание. В предложения вставить пропущенные глаголы из раздела “Слова для справок” и определите их вид)
- Проверяем.
- Подчеркните в предложениях главные члены.
- Чем являются глаголы в предложении? <Рисунок 6>
- Отпускаем последнюю птичку.
6. Работа над лексическим значением слова.
Учитель читает предложение. На праздник Пасхи делают пасху из творога.
- Что показалось вам необычным в предложении, произнесенным мной?
В первом случае слово Пасха означает название праздника.
Во втором случае слово пасха – особое творожное блюдо, которое готовится раз в году.
(Это напечатано на доске)
- Как называются такие слова? (омонимы)
- Что такое омонимы? (слово одно, а значений несколько)
7. Что является символом Пасхи?
- На Руси к празднику красили и расписывали куриные яйца. Позже пасхальные яйца стали вытачивать из дерева, делать из фарфора, стекла, камня, драгоценных металлов.
Вершиной этих художественных поисков стали пасхальные яйца фирмы Фаберже. Всего фирмой было изготовлено 56 яиц. И только 10 из них находятся в России в экспозиции Оружейной палаты Московского Кремля. <Приложение 1>
- Мы тоже внесли свой вклад в это творческое дело и на уроках технологии выполнили открытку в форме расписного яйца. Теперь эту открытку надо подписать.
8. Итог урока.
- Молодцы! Очень красивые подарки у вас получились, а если прибавить хорошую отметку, то и вовсе здорово!
- Сегодня я не буду спрашивать о том, что узнали и чему научились. Об этом я узнаю от вас на следующем уроке.
9. Дом. задание на усмотрение учителя.