Цели:
- познакомить с понятием площади, свойствами измерения площадей, единицами измерения площадей;
- развивать логическое мышление, умение аргументировать ответ, быстроту вычислительных навыков;
- воспитывать внимательность, аккуратность, умение слушать.
Ход урока
I. Орг. момент.
II. Проверка домашнего задания
№ 15.15(а)
Обыкновенная черепаха имеет:
- длину 10 вершков (4,5х10 =45см),
- ширину 4 вершка (4,5х4=18 см), высоту полвершка (4,5х0,5=2,25см)
№ 15.9
Рост Конька-Горбунка 3 вершка (3х4,5=13,5см), длина ушей аршин (1 аршин = 71см)
1. Сумма длин сторон геометрической фигуры.
2. Инструмент для измерения длины отрезка.
3. Часть прямой, ограниченная двумя точками.
4. Линия составленная из отрезков.
5. Расстояние от любой точки окружности до центра.
Вопрос: Какое получилось слово по вертикали?
Правильно, это слово “площадь”.
Сообщение темы и цели урока.
III. Объяснение нового материала.
Слово “площадь” вам уже знакомо.
Вопрос: А как вы думаете, что такое площадь?
Выслушать ответы учащихся.
Определение: Величину той части плоскости, которую занимает плоская фигура, называют площадью фигуры.
IV. Закрепление нового материала
Задание №1: Нарисуй любую геометрическую фигуру, закрась её площадь.
Задание №2: Нарисуй фигуры, имеющие равные площади.
Задание№3: (Работа с раздаточным материалом. По 2 комплекта). Составьте различные фигуры. Как вы думаете будут ли равны их площади?
Да, действительно, площади полученных фигур равны, так как они состоят из равных геометрических фигур.
Задание №4. Определи, какой из предметов мебели занимает в классной комнате наименьшую площадь?
Решая задачи, мы познакомились с важными свойствами измерения площадей.
- Площади равных фигур равны.
- Площадь всей фигуры равна сумме площадей её частей. S = S1 + S2
- Меньшая фигура имеет меньшую площадь.
Вопрос: А как измерить площадь фигуры?
Чтобы измерить площадь фигуры, нужно выбрать единицу измерения и найти число, которое показывает сколько раз данная фигура содержится в измеряемой фигуре.
№16.9
За единицу измерения можно взять треугольник, параллелограмм и фигуры.
Процесс покрытия измеряемой фигуры равными фигурами напоминает укладку паркета. Поэтому покрытие некоторой фигуры равными фигурами часто называют укладкой паркета.
Задание №5: Придумай вариант укладка паркета из квадратов и треугольников.
Показать работы Мориса Эшера и кратко его биографию.
Фигуры, из которых составляется паркет, могут быть самыми разнообразными, в том числе и необычными. В контурах этих фигур можно увидеть силуэты животных, людей, различных предметов.
Легко покрыть плоскость параллелограммами:
Вообще можно замостить плоскость копиями произвольного четырехугольника, необязательно выпуклого:
Можно составить паркет из копий произвольного треугольника: из двух равных треугольников можно сложить параллелограмм, и покрыть плоскость копиями этого параллелограмма
Каждую из фигур, положенных в основу паркета, можно использовать для измерения площади, считая площадь этой фигуры единицей измерения площади, но это неудобно, поэтому договорились за единицу измерения площади брать квадрат, сторона которого равна единицы длины, а единицу измерения площади назвали квадратной единицей.
S =1 кв. ед. S = ед.2
Задание № 6: Нарисуй 1 квадратный сантиметр.
Чтобы измерить площадь в квадратных сантиметрах, нужно узнать, а сколько раз этот квадрат можно уложить в данной фигуре.
Задание № 7: Найти площадь данной фигуры.
Сравнить решения.
Вопрос: Какие квадратные единицы вы знаете?
Записать их соотношения.
Итог урока:
1. Что такое площадь?
2. Что значит найти площадь?
3. Что такое 1 квадратный сантиметр?
4. Площадь каких предметов в классе вы можете найти?
5. В каких единицах её можно измерить?
Дома:
1. Стр.88 – 92
2. № 16.14
3. Нарисовать паркет