Введение
Одной из закономерностей современного социального процесса является информатизация общества. Основное внимание при этом уделяется комплексу мер, направленных на обеспечение полного использования достоверного и своевременного знания во всех сферах человеческой деятельности. Это может быть достигнуто на основании внедрения компьютерных технологий во все сферы деятельности и в сферу образования, в частности.
В процессе перехода к информационному обществу человек должен быть подготовлен к быстрому восприятию больших объёмов информации, овладению современными средствами и методами её обработки, должен обладать определённым уровнем культуры по общению с информацией, владеть современными техническими средствами.
В настоящее время учебный процесс требует постоянного совершенствования, так как происходит смена приоритетов и социальных ценностей: научно-технический прогресс все больше осознается как средство достижения такого уровня производства, который в наибольшей мере отвечает удовлетворению постоянно повышающихся потребностей человека, развитию духовного богатства личности. Поэтому современная ситуация в подготовке учащихся требует коренного изменения стратегии и тактики обучения. Главными характеристиками учащегося любого образовательного учреждения являются его компетентность и мобильность. В этой связи акценты при изучении учебных дисциплин переносятся на сам процесс познания, эффективность которого полностью зависит от познавательной активности самого учащегося. Успешность достижения этой цели зависит не только от того, что усваивается (содержание обучения), но и от того, как усваивается: индивидуально или коллективно, в авторитарных или гуманистических условиях, с опорой на внимание, восприятие, память или на весь личностный потенциал человека, с помощью репродуктивных или активных методов обучения.
Разработка и внедрение активных методов обучения представлена в разных областях научного знания и исследована многими педагогами и психологами, но недостаточно изучено использование активных методов обучения в школе, что предопределило актуальность данной темы.
Актуальность темы:
Учиться можно только весело...
Чтобы переваривать знания,
надо поглощать их с аппетитом.
А.Франс
Интерес к изучению информатики во многом зависит от того, как проходят уроки. Даже на самых хороших уроках элемент обязательности сдерживает развитие увлечённости предметом. Поэтому на уроках информатики нужно как можно шире применять нетрадиционные формы.
Обучение любому предмету в школе должно быть организовано таким образом, чтобы ученикам было интересно на уроках, чтобы они сами стремились получать новые знания, и учителю не приходилось заставлять их усваивать учебный материал. Информатика, с одной стороны, находится в более выгодном положении, нежели другие школьные предметы, так как в силу повсеместного использования информационных и коммуникационных технологий, бурного развития компьютерной техники интерес к данному предмету у школьников достаточно высок; использование на уроке компьютера само по себе уже привлекательно для ребят. Но с другой стороны, многие ученики связывают компьютер исключительно с играми, а детей нужно научить использовать компьютер не только для игровых целей, но и для учебных, а впоследствии профессиональных. Кроме того , на уроках информатики ребята не только приобретают пользовательские навыки работы на ПК, но и изучают теорию, которая не всегда проста. А там, где начинаются трудности, происходит снижение интереса к предмету.
Урок информатики нужен и интересен, когда урок – это искусство.
Так в чём же источник возбуждения и поддержания интереса у учащихся к предмету информатики? Интерес к предмету можно повышать, используя разные методы, но самым привлекательным для детей является занимательность. Даже у самых слабых учеников можно вызвать интерес к предмету , используя нестандартные уроки.
Объект исследования: процесс подготовки детей в школе.
Предмет исследования: использование активных методов обучения при различных формах организации учебно-воспитательного процесса.
Гипотеза: если использовать нестандартные методы в различных формах обучения, то подготовка учеников станет более эффективной.
Цель: В связи с этим положением целью исследования является рассмотреть влияние нестандартных уроков на процесс подготовки учащихся в школе.
Задачи:
1. Определить психолого-педагогические основы активных методов обучения.
2. Разработать нестандартные уроки с использованием активных методов обучения учащихся на уроках информатики.
3. Апробировать нестандартные уроки с использованием активных методов обучения.
I. Теоретическая часть.
Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании необходимости использования нестандартных уроков с применением активных методов для повышения эффективности процесса обучения.
1. Формы и методы обучения информатике
Методы подразделяют:
- по источникам получения знаний (словесные, наглядные, практические);
- по характеру руководства мыслительной деятельностью учащихся (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый, исследовательский методы).
Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный методы связаны с усвоением готовых знаний, которые сообщаются учителем и затем воспроизводятся учащимися. Им соответствуют рассказ, объяснение, лекция, демонстрация, работа с учебником, компьютером и др.
Проблемный метод предполагает активное участие школьников в решении проблемы, сформулированной учителем в виде познавательной задачи. При использовании частично-поискового метода школьники привлекаются к созданию гипотезы, решению задач путем наблюдения, эксперимента, составления плана или алгоритма решения познавательной задачи, проектирования и др.
Исследовательский метод, включает в себя наблюдение, эксперимент, работу с компьютером, плакатами и др. В этом случае учитель выступает в качестве организатора самостоятельной поисковой деятельности обучаемых.
Программированный метод позволяет в значительной степени активизировать познавательную деятельность школьников.
Модельный метод в современной литературе рассматривается как завтрашний день школы. При его использовании учащимся предоставляется возможность организации самостоятельного творческого поиска.
Метод проектов являет собой пример деятельностного подхода к обучению (точнее, компьютерной технологии), когда речь идет о разработке учебного проекта – определенным образом организованной целенаправленной деятельности таким образом, что школьник не только самостоятельно находит и усваивает информацию, но и сам генерирует новые идеи.
1.2. Классификация методов активного обучения
Схематично данную классификацию можно представить следующим образом:
активные методы обучения | ||
неимитационные | имитационные | |
игровые | неигровые | |
проблемная лекция, лекция вдвоём,
лекция с заранее запланированными ошибками,
лекция пресс-конференция; эвристическая беседа; поисковая лабораторная дента; учебная дискуссия; самостоятельная работа с литературой; семинары; дискуссии |
деловая игра; педагогические ситуации; педагогические задачи; ситуация инсценирования различной деятельности |
коллективная мыслительная
деятельность; ТРИЗ работа; |
1. Деловая игра
Одним из наиболее эффективных активных методов обучения является деловая игра.
В увлекательной игровой форме возможно дать детям тот материал, который в традиционной форме усваивается очень слабо и без интереса, провести неординарно обобщающий урок по теме. В процессе игры можно выработать у детей умение сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивать внимание и стремление к знаниям. Увлёкшись, ребёнок и не замечает, что учится – он познаёт, запоминает новое, ориентируется в необычной ситуации.
В процессе подготовки и проведения деловой игры, каждый участник должен иметь возможность для самоутверждения и саморазвития. Преподаватель должен помочь ребёнку стать в игре тем, кем он хочет быть, показать ему самому его лучшие качества, которые могли бы раскрыться в ходе общения.
1) игра должна быть логическим продолжением и завершением конкретной теоретической темы (раздела) учебной дисциплины, практическим дополнением изучения дисциплины в целом;
2) максимальная приближенность к реальным профессиональным условиям;
3) создание атмосферы поиска и непринужденности;
4) тщательная подготовка учебно-методической документации;
5) четко сформулированные задачи; условия и правила игры;
6) выявление возможных вариантов решения указанной проблемы;
7) наличие необходимого оборудования.
В использовании деловой игры можно отметить положительные и отрицательные моменты.
Положительное в применении деловых игры: высокая мотивация, эмоциональная насыщенность процесса обучения; подготовка к профессиональной деятельности, формируются знания и умения, студенты учатся применять свои знания; после игровое обсуждение способствует закреплению знаний.
Отрицательным является: высокая трудоемкость к занятию для преподавателя. Он может брать за основу различные игровые программы, предлагаемые телевидением – это могут быть КВН, “Что? Где? Когда?”, “Поле чудес” и т.д.
Деловые игры строятся на принципах коллективной работы, практической полезности, демократичности, гласности, соревновательности, максимальной занятости каждого и неограниченной перспективы творческой деятельности в рамках деловой игры.
1.2.2. Дидактическая игра, как один из наиболее эффектных способов организации учебного процесса [приложение1]
В настоящее время не только педагогов, но и школьников не устраивают традиционные формы и методы организации учебно-воспитательного процесса. Ученик стремится реализовать свой интеллектуальный потенциал уже сегодня, ищет более активные способы приложения своих сил, а современная социально-экономическая и нравственно-политическая ситуация стимулирует многие негативные явления, в том числе и в среде школьников (культ денег, жажда наживы, пренебрежение к знаниям и нормам морали, стремление жить только сегодняшним днем и т. п.). Задача школы помочь растущему человеку найти смысл и свое достойное место в жизни, создать для этого соответствующие условия и предпосылки. Все это возможно при систематическом использовании игры с современным содержанием.
Игра является методом обучения, который направлен на моделирование реальной действительности с целью принятия решений в моделируемой ситуации, ее основной целью является углубление интереса к учебе, и, тем самым, повышение эффективности обучения. Игра имеет такое же значение в жизни ребенка, какое у взрослого производственная деятельность, работа. внешне кажущаяся беззаботной и легкой, на самом деле, игра требует у ребенка отдачи максимума своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности.
Нередко педагог предпочитает проводить с детьми занятия в привычной для них и для него урочной форме только потому, что боится шума, беспорядка, которые нередко сопровождают игру. Этого бояться не следует, когда дети научатся играть, а педагог научится руководить, управляя игрой, он начнет чувствовать, как все в игре подчиняется ему, находится в его власти, даже шум, которого обычно так бояться педагоги. Условия игры требуют от ребенка быстроты мысли, особого внимания, эмоционального длительного напряжения, он должен войти в игру. Главная задача педагога – поощрять подобные игры детей, учить в процессе игры, поддерживать детскую инициативу в придумывании и организации различных игр, оказать им необходимую помощь. Нельзя забывать о том, что дидактическая игра очень эмоционально насыщена, участвуя в ней, ребенок переживает волнение, радость от удачно выполненной задачи, огорчение по поводу неудачи, желание заново испытать свои силы. Общий эмоциональный подъем захватывает всех детей, даже обычно пассивных, легко отвлекающихся от решения учебной задачи. Дети испытывают радость от того, что они что-то умеют, знают
Игры очень хорошо уживаются с “серьезным” учением, включение их в урок делает процесс обучения интенсивным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету. В своей работе я использую игры как на уроке, так и во внеурочной деятельности школьников, кроме того, провожу их в интеграции с другими предметами.
Заключение
В заключении хочется отметить, что в процессе обучения важны не только знания, получаемые воспитанниками, но и впечатления с которым ребёнок уходит с занятия. И пусть в последствии он не станет программистом и его профессиональный путь не будет связан с работой на персональном компьютере, но если воспитанник получил хоть частичку того положительного эмоционального настроя, которым хотел поделиться с ним педагог, значит время занятия потрачено не зря.
Выводы
1. Нестандартные уроки с применением активных методов получают отражение во многих технология обучения, направленных на перестройку и совершенствование учебно-воспитательного процесса и подготовки учащихся к профессиональной деятельности в современный период.
2. Активные методы обучения создают необходимые условия для развития умений самостоятельно мыслить, ориентироваться в новой ситуации, находить свои подходы к решению проблем.
3. Активные методы оказывают большое влияние на подготовку учащихся к будущей профессиональной деятельности. Вооружают школьников основными знаниями, формируют профессиональные умения и навыки, т.к. для практики необходима теория, а для теории практика.
5. В результате проведения нестандартных уроков с использованием активных методов в школе повышается эмоциональный отклик детей на процесс познания, мотивацию учебной деятельности, интерес на овладение новыми знаниями, умениями и практическом их применении.
6. Способствуют развитию творческих способностей детей, устной речи, умения формулировать и высказывать свою точку зрения, активизируют мышление.
7. Использование преподавателями нестандартных уроков с применением активных методов обучения в школе способствует преодолению стереотипов в обучении, выработке новых подходов к профессиональным ситуациям, развитию творческих способностей школьников.