Способы активизации познавательной деятельности учащихся

Разделы: Общепедагогические технологии


Неуспевающий школьник – фигура легендарная и в жизни, и в педагогике. Среди неуспевающих были Ньютон, Дарвин, Вальтер Скотт, Линней, Эйнштейн, Эдисон, Шекспир, Байрон, Гоголь, Герцен. Последним в математическом классе был Пушкин. Много других знаменитостей и выдающихся людей испытывали трудности с обучением еще в начальной школе и были отнесены к категории безнадежных. Эти факты подтверждают, что с отстающим, неуспевающим учеником не все обстоит просто и однозначно.

Причин, вызывающих школьную неуспеваемость, много. Среди них причины органического и неорганического, внешкольного и школьного, объективного и субъективного происхождения. Среди причин органического происхождения - неблагоприятная наследственность. По некоторым данным, детей с интеллектуальной патологией рождается около 20%, с другими нарушениями, могущими повлечь отклонения в развитии, - более 50%.

Для детей с генетическими пороками развития характерны нарушения познавательной деятельности, которые связаны с недостаточностью памяти, внимания, темпа и подвижности психических процессов, повышенной истощаемостью, низкой работоспособностью, недостаточной развитостью корковых функций мозга. Нарушение психического развития у таких детей нередко сочетается с психомоторной расторможенностью либо, наоборот, с вялостью и апатичностью, с невротическими расстройствами, с задержкой физического развития, общей ослабленностью здоровья. В результате математика является для таких детей одним из самых трудных школьных предметов.

Специальные исследования В.А Крутецкого показали, что для творческого овладения математикой как учебным предметом необходима способность к формализованному восприятию математического материала (схватыванию формальной структуры задачи), способность к быстрому и широкому обобщению математических объектов, отношений, действий, способность мыслить свернутыми структурами (свертывание процесса математического рассуждения), гибкость мыслительных процессов, способность к быстрой перестройке направленности мыслительного процесса, математическая память (обобщенная память на математические отношения, методы решения задач, принципы подхода к ним).

Овладение даже самыми элементарными математическими понятиями требует от ребенка достаточно высокого уровня развития таких процессов логического мышления, как анализ, синтез, обобщение, сравнение. Поэтому одной из важных специфических задач обучения детей с интеллектуальными нарушениями на уроках математики является преодоление недостатков познавательной деятельности, а также их личностных качеств.

Анализ педагогической литературы и собственной педагогической практики позволяет выделить следующие способы активизации познавательной деятельности учащихся.

Применение нетрадиционных форм урока. Можно выделить несколько десятков типов нестандартных уроков (уроки – деловые игры, уроки – соревнования, уроки типа КВН, уроки – конкурсы, уроки – экскурсии, уроки - аукционы и т. д.).

Использование нетрадиционных форм учебных занятий: интегрированные (межпредметные) занятия, объединенные единой темой или проблемой; комбинированные занятия, способствующие системному восприятию учебного материала; проектные занятия, направленные на воспитание культуры сотрудничества (субъект – субъектных отношений) и культуры умственного, учебно-продуктивного и творческого труда (субъект – объектных отношений).

  1. Применение игровых форм, методов и приемов обучения: ролевые, дидактические, имитационные, организационно – деятельностные.
  2. Переход от монологического взаимодействия к диалогическому (субъект – субъектному). Что способствует самопознанию, самоопределению и самореализации всех участников диалога.
  3. Применение проблемно – задачного подхода (системы познавательных и практических задач, проблемных вопросов, ситуаций). Виды ситуаций: ситуация-выбор, ситуация-неопределенность, ситуация-конфликт, ситуация-неожиданность, ситуация-предложение, ситуация-опровержение, ситуация-несоответствие и др.
  4. Использование всех форм учебной работы учащихся: индивидуальные, парные, групповые, коллективные, фронтальные.
  5. Повышение удельного веса интерактивных методов обучения, в основе которых лежит самостоятельность учащихся в приобретении знаний.
  6. Систематическое использование различных дидактических средств: тестовые задания, дидактические карточки, проблемные вопросы, терминологические кроссворды и др.
  7. Разработка и внедрение развивающих дидактических приемов: “Хочу спросить” (любой ученик может спросить педагога или товарища по предмету разговора, получает ответ и сообщает о мере своей удовлетворенности полученным ответом); “Для меня сегодняшний урок...” (ожидание от изучения темы, установка на объект изучения, пожелания в адрес организуемых занятий); “Сообщи свое Я” (высказывание предварительного мнения о способе выполнения чего – либо); метод недописанного тезиса (письменно или устно:“Самым трудным для меня было...”); художественное изображение (схема, рисунок, символьный знак) и др.
  8. Использование всех методов мотивации и стимулирования деятельности обучающихся: эмоциональные (поощрение, учебно-познавательные игры, создание ситуаций успеха, стимулирующее оценивание, свободный выбор заданий, удовлетворение желания быть значимой личностью); познавательные (опора на жизненный опыт, учет познавательных интересов, создание проблемных ситуаций, побуждение к поиску альтернативных решений, выполнение творческих заданий); волевые (информирование об обязательных результатах, формирование ответственного отношения, выявление познавательных затруднений, самооценка и коррекция своей деятельности, формирование рефлексивности, прогнозирование будущей деятельности); социальные (развитие желания быть полезным, создание ситуаций взаимопомощи, развитие эмпатии, сопереживания, поиск контактов и сотрудничества, заинтересованность результатами коллективной работы, организация само- и взаимопроверки).

Комплексное использование методов активного обучения приносят удовольствие от процесса познания, доказывая, что обучение математике – не всегда нудное занятие.

Проблема возвращения обществу нормальных полноценных людей, исправление отсталости – сложная и чрезвычайно важная. Ее пытаются решить издавна и самыми различными способами. Конечно, Эйнштейнов из детей с ограниченными интеллектуальными возможностями не получится, но воспитание и обучение таких детей – гуманное, благородное дело. Без специального воспитания и обучения эти дети могут стать беспомощными, бесполезными инвалидами, а иногда и нравственными уродами.

Согласно статистическому исследованию почти 80% детей, которые плохо овладели программой 1 класса, оставались среди неудачников не только все годы школьного обучения, но и перенесли свои неудачи во взрослую жизнь. Поэтому качество овладения базовыми знаниями имеет определяющее значение для дальнейшей судьбы человека.

Знания и умения, приобретенные в школе, стимулируют дальнейшее психическое развитие, помогают стать полноценными членами семьи и общества. А математика как учебный предмет является одним из средств коррекции и адаптации учащихся, подготовки их к овладению профессией.

“Мы строго спрашиваем с детей. А если бы дети строго могли требовать от нас, чтобы мы выполняли честно свой долг воспитания, то многие специальные проблемы были бы решены”. (Ш.А.Амонашвили).