Вид занятий: декоративное рисование.
Цели и задачи:
- ознакомление с произведениями и историей развития полхов-майданской росписи;
- развитие эмоциональной отзывчивости на роспись мастеров;
- воспитание любви к декоративно-прикладному искусству.
Оборудование:
- образец работы учителя «Веселые узоры»;
- образцы декоративно-прикладного искусства:
- расписная деревянная доска;
- вязаные варежки с вышивкой;
- керамическая ваза;
- образцы произведений полхов-майданской росписи (грибок-копилка, шкатулка, матрешка).
Ход урока
I. Организация класса.
- Приветствие класса.
- Проверка готовности к уроку.
- Смачивание красок.
II. Постановка темы урока.
Учитель. Сегодня на уроке мы будем выполнять декоративную работу-рисовать узор. Посмотрите на предметы, которые я принесла на урок. Эти красивые вещи не только служат нам в жизни, люди их используют для украшения окружающего нас мира.
III. Вводная беседа.
Учитель. Все эти предметы относятся к произведениям декоративно – прикладного искусства. Декоративно – прикладное искусство – это искусство создания красивых вещей, которые можно использовать в повседневной жизни. Например, когда мне надо поставить цветы в воду, то я для этого беру красивую вазу, а не стеклянную банку. Если я вяжу для ребенка варежки, то украшу их вышивкой . А если задумаю украсить кухню , то для этого распишу деревянную доску . (Рассказ сопровождается показом расписной деревянной доски , вязаных варежек с вышивкой , керамической вазы.)
Декоративно – прикладное искусство широко используется в нашей жизни. Люди издавна занимались созданием красивых вещей, не только полезных, но и украшающих нашу жизнь. Целые деревни занимались народными промыслами – производством декоративно – прикладных изделий. Эти вещи, выполненные умельцами , наиболее ярко передавали национальные особенности, характеризовали быт и обычаи разных народов.
IV. Изучение нового материала .
1.Специфические особенности Полхов – Майдана.
Учитель. В первом классе вы узнали о таких народных промыслах, как Хохлома , Дымково , Городец , Гжель. А сегодня перед вами произведения еще одного известного в России народного промысла – Полхов – Майдана. Посмотрите, какие красочные, нарядные вещи создают мастера Полхов – Майдана. Но эти вещи не только радуют глаз, они еще и служат нам в жизни.
- Как служат? (Ответы детей.)
- Верно. Это – грибок – копилка, а это – шкатулка для мелких предметов.
- Посмотрите, какими выразительными кажутся цвета, используемые мастерами.
- С помощью чего они добиваются этого ? (Ответы детей.)
- Правильно, художники каждый элемент росписи обводят черным контуром, и за этого каждый цвет кажется намного более ярким .
- А какие элементы чаще всего используют мастера полхов – майданской росписи?
- Да, характерными элементами этой росписи являются цветы с пятью лепестками, ягоды смородины и яблоки. При этом у мастеров Полхов-Майдна есть свой секрет. Чтобы цвета были еще более «звучными», художники сначала все элементы росписи покрывают желтым цветом, а затем уже расписывают красным, зеленым цветом. И все - таки небольшой краешек у яблока и у цветка серединка остаются нетронутыми – желтого цвета. Я надеюсь, что вам понравились произведения умельцев из Полхов – Майдана. В этих праздничных и жизнерадостных узорах народные мастера отражают любовь к родному краю.
2. Работа над понятиями «узор», «ритм».
Учитель. Сейчас мы говорили об узоре. (Показывает узор.)
-Что это? (Ответы детей.)
- Верно, узор – это сочетание одного или нескольких одинаковых элементов при украшении предмета.
- А кто помнит, что такое ритм? (Ответы детей.)
- Да, ритм в узоре создается, когда есть чередование элементов.
3. Линия симметрии.
Учитель. Сегодня мы выполняем очень веселый узор, и приемы для его исполнения будут необычными. Ягоды делаем с помощью приема тычка, а листья – приемом прикладывания кисти с дорисовкой кистью так, как это делают народные мастера. Работу надо выполнить очень аккуратно. В этом нам поможет линия симметрии – это линия, которая делит ту иную фигуру на две равные и похожие части. В декоративных работах эта линия имеет большое значение. Посмотрите, как я буду использовать линию симметрии.
V. Педагогический рисунок.
Учитель объясняет этапы выполнения рисунка и показывает на образцах.
Образец рисунка «Веселый узор».
- Располагаю лист по горизонтали. Делю его на две равные части по вертикали с помощью линии симметрии.
- А теперь в каждой из частей нарисую одинаковые элементы – яблоки и листья с помощью приемов тычка и прикладывания кисти. Будьте внимательны: все элементы надо расположить на одинаковом расстоянии от линии симметрии.
- Теперь дорисую все элементы кистью так, как делают народные мастера Полхов – Майдана. Проработаю каждый из элементов росписи. Яблоки дорисую красным цветом, оставляя желтый низ. У листочков также не все буду закрашивать зеленым.
- Затем для того, чтобы узор был еще более нарядным, надо все элементы обвести черным цветом. Рисунок закончен.
VI. Физминутка.
Поедем с вами весело! Поехали – поехали
В лес за орехами! (дети встают, маршируют)
Наклонились – собираем!
Потянулись вверх – срывам!
Их в корзиночку кладем и на ярмарку везём!
VII. Самостоятельная работа учащихся.
Задание. Выполните рисунок «Веселые узоры». Помните о том, как надо использовать линию симметрии, чтобы узор получился красивым.
VIII. Итог урока.
- Выставка работ учащихся.
Учитель. Полюбуйтесь «Веселыми узорами», выполненными вами сегодня на уроке. - Обобщение материала, изученного на уроке.
Вопросы классу:
- Какой промысел вы сегодня копировали?
- Что интересного вы узнали об этом промысле?
- Как называется линия, с помощью которой вы выполняли узоры?
- А что такое узор?
- Кто помнит, что такое ритм?
Учитель. Молодцы! Вы хорошо поработали на уроке.