Конспект урока ИЗО по теме "Веселые узоры"

Разделы: МХК и ИЗО


Вид занятий: декоративное рисование.

Цели и задачи:

  • ознакомление с произведениями и историей развития полхов-майданской росписи;
  • развитие эмоциональной отзывчивости на роспись мастеров;
  • воспитание любви к декоративно-прикладному искусству.

Оборудование:

  • образец работы учителя «Веселые узоры»;
  • образцы декоративно-прикладного искусства:
  • расписная деревянная доска;
  • вязаные варежки с вышивкой;
  • керамическая ваза;
  • образцы произведений полхов-майданской росписи (грибок-копилка, шкатулка, матрешка).

Ход урока

I. Организация класса.

  1. Приветствие класса.
  2. Проверка готовности к уроку.
  3. Смачивание красок.

II. Постановка темы урока.

Учитель. Сегодня на уроке мы будем выполнять декоративную работу-рисовать узор. Посмотрите на предметы, которые я принесла на урок. Эти красивые вещи не только служат нам в жизни, люди их используют для украшения окружающего нас мира.

III. Вводная беседа.

Учитель. Все эти предметы относятся к произведениям декоративно – прикладного искусства. Декоративно – прикладное искусство – это искусство создания красивых вещей, которые можно использовать в повседневной жизни. Например, когда мне надо поставить цветы в воду, то я для этого беру красивую вазу, а не стеклянную банку. Если я вяжу для ребенка варежки, то украшу их вышивкой . А если задумаю украсить кухню , то для этого распишу деревянную доску . (Рассказ сопровождается показом расписной деревянной доски , вязаных варежек с вышивкой , керамической вазы.)

Декоративно – прикладное искусство широко используется в нашей жизни. Люди издавна занимались созданием красивых вещей, не только полезных, но и украшающих нашу жизнь. Целые деревни занимались народными промыслами – производством декоративно – прикладных изделий. Эти вещи, выполненные умельцами , наиболее ярко передавали национальные особенности, характеризовали быт и обычаи разных народов.

IV. Изучение нового материала .

1.Специфические особенности Полхов – Майдана.

Учитель. В первом классе вы узнали о таких народных промыслах, как Хохлома , Дымково , Городец , Гжель. А сегодня перед вами произведения еще одного известного в России народного промысла – Полхов – Майдана. Посмотрите, какие красочные, нарядные вещи создают мастера Полхов – Майдана. Но эти вещи не только радуют глаз, они еще и служат нам в жизни.

- Как служат? (Ответы детей.)

- Верно. Это – грибок – копилка, а это – шкатулка для мелких предметов.

- Посмотрите, какими выразительными кажутся цвета, используемые мастерами.

- С помощью чего они добиваются этого ? (Ответы детей.)

- Правильно, художники каждый элемент росписи обводят черным контуром, и за этого каждый цвет кажется намного более ярким .

- А какие элементы чаще всего используют мастера полхов – майданской росписи?

- Да, характерными элементами этой росписи являются цветы с пятью лепестками, ягоды смородины и яблоки. При этом у мастеров Полхов-Майдна есть свой секрет. Чтобы цвета были еще более «звучными», художники сначала все элементы росписи покрывают желтым цветом, а затем уже расписывают красным, зеленым цветом. И все - таки небольшой краешек у яблока и у цветка серединка остаются нетронутыми – желтого цвета. Я надеюсь, что вам понравились произведения умельцев из Полхов – Майдана. В этих праздничных и жизнерадостных узорах народные мастера отражают любовь к родному краю.

2. Работа над понятиями «узор», «ритм».

Учитель. Сейчас мы говорили об узоре. (Показывает узор.)

-Что это? (Ответы детей.)

- Верно, узор – это сочетание одного или нескольких одинаковых элементов при украшении предмета.

- А кто помнит, что такое ритм? (Ответы детей.)

- Да, ритм в узоре создается, когда есть чередование элементов.

3. Линия симметрии.

Учитель. Сегодня мы выполняем очень веселый узор, и приемы для его исполнения будут необычными. Ягоды делаем с помощью приема тычка, а листья – приемом прикладывания кисти с дорисовкой кистью так, как это делают народные мастера. Работу надо выполнить очень аккуратно. В этом нам поможет линия симметрии – это линия, которая делит ту иную фигуру на две равные и похожие части. В декоративных работах эта линия имеет большое значение. Посмотрите, как я буду использовать линию симметрии.

V. Педагогический рисунок.

Учитель объясняет этапы выполнения рисунка и показывает на образцах.

Образец рисунка «Веселый узор».

  1. Располагаю лист по горизонтали. Делю его на две равные части по вертикали с помощью линии симметрии.
  2. А теперь в каждой из частей нарисую одинаковые элементы – яблоки и листья с помощью приемов тычка и прикладывания кисти. Будьте внимательны: все элементы надо расположить на одинаковом расстоянии от линии симметрии.
  3. Теперь дорисую все элементы кистью так, как делают народные мастера Полхов – Майдана. Проработаю каждый из элементов росписи. Яблоки дорисую красным цветом, оставляя желтый низ. У листочков также не все буду закрашивать зеленым.
  4. Затем для того, чтобы узор был еще более нарядным, надо все элементы обвести черным цветом. Рисунок закончен.

VI. Физминутка.

Поедем с вами весело! Поехали – поехали
В лес за орехами! (дети встают, маршируют)
Наклонились – собираем!
Потянулись вверх – срывам!
Их в корзиночку кладем и на ярмарку везём!

VII. Самостоятельная работа учащихся.

Задание. Выполните рисунок «Веселые узоры». Помните о том, как надо использовать линию симметрии, чтобы узор получился красивым.

VIII. Итог урока.

  1. Выставка работ учащихся.
    Учитель. Полюбуйтесь «Веселыми узорами», выполненными вами сегодня на уроке.
  2. Обобщение материала, изученного на уроке.

Вопросы классу:

- Какой промысел вы сегодня копировали?

- Что интересного вы узнали об этом промысле?

- Как называется линия, с помощью которой вы выполняли узоры?

- А что такое узор?

- Кто помнит, что такое ритм?

Учитель. Молодцы! Вы хорошо поработали на уроке.

Приложение