Оборудование: Презентация; рисунки детей о весне; аудиозапись пьесы П. И. Чайковского “Времена года. Апрель” – Приложение 1; фонограмма «Пение птиц в весеннем лесу» – Приложение 2; индивидуальные планшетки, «волшебная палочка», Толковые словари
Цель: подготовить к написанию сочинения «Весна идёт…»
Задачи урока:
- Обучающие:
- учить логически последовательно излагать свои мысли, делать выводы наоснове личных наблюдений;
- учить составлять текст-описание с использованием различных средств художественной выразительности (эпитетов, метафор, олицетворений;
- подготовить учащихся к самостоятельной работе над сочинением-миниатюрой.
- Воспитательные:
- воспитывать самостоятельность, творческую активность;
- интерес к родному языку (к живописи, музыке, литературе);
- любовь к природе, родному краю;
- эстетические и нравственные чувства;
- коммуникативные навыки.
- Развивающие:
- развивать мышление, связную речь уч-ся (устную и письменную);
- развивать чувство прекрасного.
План урока:
I. Орг. момент
II. Актуализация опорных знаний. Определение темы урока
III. Работа над новым материалом
1. Постановка учебной задачи
2. Работа в группах. Подбор прилагательных – эпитетов, глаголов – метафор
3. Проверка (1 человек от группы)
4. Словарная работа. Работа в парах со словарями
5. Работа индивидуальная
IV. Самостоятельная работа обучающихся по написанию сочинения (15 минут).
V. Итог. Анализ работы.
V I. Рефлексия. На фоне аудиозаписи «Голоса птиц»
ХОД УРОКА
I. Оргмомент
– Добрый день, ребята!
– Я очень рада всех Вас сегодня видеть. Давайте
подарим друг другу хорошее настроение.
Пожалуйста, улыбнитесь друг другу, подарите и мне
свои улыбки! – А вам свои улыбки дарят сегодня
ещё и солнышко, и наши замечательные гости.
Улыбнёмся и им!
– Спасибо!
– Мы все улыбнулись, и жизнь, пусть на малую
капельку, стала радостнее и добрее.
II. Актуализация опорных знаний. Определение темы урока
– Я предлагаю вам совершить увлекательное
путешествие. А вот куда – догадайтесь сами.
Звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года.
Апрель» (Приложение 1).Одновременно
идет показ слайдов картин художников по теме
«Весна» (Cлайд 2 – анимация картин живописи на
тему «Весна», слайд 3).
Стихотворение читает подготовленный ученик
Пришла, улыбнулась –
Затихли метели.
Позванивать стал
Колокольчик капели.
Река пробудилась,
Растаяли льды.
Наряд белоснежный
Оденут сады.
Взревев, за работу
Взялись трактора,
А птицы пропели:
«Вить гнезда пора!»
– Вы догадались – куда будем путешествовать? О
чём на уроке будем говорить?
– Любите ли вы весну? Почему?
Я тоже люблю весну, потому что природа
просыпается от долгого зимнего сна, всё вокруг
оживает.
– По каким признакам можно определить, что
наступила весна?
– В народе говорят: Грача увидел – весну
встречай!
– А какие пословицы о весне знаете вы? (слайд 4)
– А кто и с помощью чего передаёт красоту
весенней природы? (Художники передают
красоту природы весной с помощью «теплых»
красок, воспевают красоту весеннего пробуждения
музыканты с помощью нот. А поэты и художники – с
помощью слова)
– Какие произведения музыки, живописи, слова вы
знаете о весне?
III. Работа над новым материалом
1. Постановка учебной задачи
– Мы с вами прослушали музыкальное
произведение П. И Чайковского «Времена года.
Апрель», познакомились с картинами художников,
прослушали стихотворение о весне – все это
писали мастера. Они настоящие волшебники. Однако
волшебниками не рождаются, ими становятся.
Давайте и мы с вами попробуем на некоторое время
стать волшебниками.
– Хотели бы вы ими стать?
– Для этого нам необходим какой инструмент
волшебника? Правильно, волшебная палочка. А на
уроке русского языка что может ею стать?
– Ею сегодня у нас будет обычная авторучка.
– А как мы с вами с помощью нашей
волшебной палочки можем описать красоту
весенней природы?
– Так же, как поэты и писатели – с помощью слова.
– Какая же задача стоит перед нами сегодня на
уроке?
Собрать материал к сочинению, написать сочинение
о весне (Слайд 5)
– Правильно, молодцы! Итак, тема урока:
«Подготовка к написанию сочинения «Весна идёт…»
(Слайд 5)
– Я знаю, что вы дома рисовали рисунки о весне
(уже оформлена заранее экспозиция), но они пока
еще не звучащие, нам нужно попробовать оживить
их.
– Сейчас мы создаем свой художественный мир. Как
мы захотим, так все и будет. Захотим, чтобы день
был веселый, яркий, прозрачный, – он будет таким.
Захотим, чтобы снег был последним и лежал,
съежившись, на солнце, – и произойдет чудо! Нужно
только это написать. Вы не забыли, что в ваших
руках волшебная палочка?
2. Работа в группах. Подбор прилагательных – эпитетов, глаголов – метафор
– Сейчас мы попробуем подобрать прилагательные (красочные определения) и глаголы к записанным существительным, используя свой жизненный опыт, своё воображение. Помните, что вы волшебники, и слова должны быть волшебными, красивыми, звучащими (работа на индивидуальных дощечках). Это пригодится вам для написания сочинения.
Работать будем в группах. Развернитесь к сидящей за вами паре (распределение по группам)
У каждой группы планшетка (Слайд 6)
Прилагательные | Существительное | Глаголы |
весна | ||
небо | ||
солнце | ||
снег | ||
река, ручей | ||
деревья | ||
день | ||
воздух |
3. Проверка (1 человек от группы)
– Сейчас мы проверим работу ваших волшебных палочек. Первая группа представляет свою работу. Какие слова вы подобрали к предложенным именам существительным?
2 группа – одно единственное условие – если
слова повторяются – вы их не называете.
3 группа –
4 группа –
Образец художественных средств: (Слайд 7)
А я подобрала такие прилагательные и глаголы:
Снег – плотный, серый, грязный, потемнел, осел,
подтаял…
Небо – голубое, ясное, высокое, поднялось,
расцвело
Весна – ясноглазая, раскинулась, хозяйничает
Солнце, солнышко – золотое, заворожило, пригрело
Воздух – теплый, прозрачный, душистый, навевает
Ручей – звонкоголосый, поёт, журчит, клокочет
День – звенящий, тёплый, переменчивый,
разыгрался
Физминутка
– Сейчас немного отдохнем. Каждый из вас представит себя березкой.
Руки подняли и покачали — это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули — ветер сбивает
росу.
В стороны руки, плавно помашем — это к нам птицы
летят.
Где они сядут, тоже покажем — руки согнули назад.
4. Словарная работа. Работа в парах со словарями
– А сейчас перед вами листы – клише. Кто знает – что такое клише?
Задумавшись, как бы мысли вслух: а если не знаем – куда же можем обратиться? (к словарю).
Работа в парах со словарями: клише– это фраза, выражение, используемое по образцу.
– Давайте вместе произнесём это слово. На какой слог падает ударение? Чем различается правописание и ударение в данном слове?
5. Работа индивидуальная
– У вас на столах лежат листы, где записаны предложения – клише. (Слайд 8)– ------Запишите предложения, используя подходящие по смыслу слова в скобках, заполните пропуски.
Клише на листах для каждого (для повторения композиции сочинения) и на слайде №8
- С земли еще не сошел снег, а в сердце уже__________весна.
- Земля мерзлая, грязь со снегом _______ под ногами, но как кругом всё чудесно!
- Воздух прозрачен и свеж. Солнце____________ , и лучи его, играя и улыбаясь,________________ в лужах вместе с воробьями.
- Река уже проснулась и не сегодня – завтра_______________ .
- Деревья еще не распустились, но уже живут и ____________.
- Восхищайтесь этим временем года, если вы____________ природу.
Проверка: Посмотрите на слайд и сравните свои предложения с предложенными мною. (Слайд 9)
Эти предложения вы можете использовать при
написании собственного сочинения. Чтобы его
грамотно написать, соблюдайте композицию. Из
каких частей состоит текст? (Слайд 10)
О чём напишете во вступлении? Основной части?
Заключении? (Слайд 11)
IV. Самостоятельная работа обучающихся по написанию сочинения (15 мин.)
V. Итог. Анализ работы
– Есть желающие прочитать свое сочинение? Мы
рады будем их послушать.
Желающие зачитывают свои работы.
– Спасибо, сочинения получились яркими,
неповторимыми, каждый постарался раскрыть тему
прихода весны. Хочется, чтобы у вас появилось
желание продолжить создание творческих работ и о
лете, и об осени, и о зиме. А работы ваши мы, как
всегда, помещаем в школьной газете.
V I. Рефлексия. На фоне музыки «Голоса птиц» (Приложение 2)
– Сейчас каждый из вас скажет о наших впечатлениях от урока. Я начну – Мне урок понравился, потому что вы активно работали. А тебе? Продолжаем, передавая волшебную палочку друг другу.
– Спасибо вам за урок!