Игра "Я, ты, он, она – вместе дружная семья"

Разделы: Внеклассная работа


Цель: воспитание уважительного отношения к традициям и культуре другого народа, формирование чувства толерантности.

Педагогические возможности:

  • Игру можно провести на классном часе или как внеклассное занятие.
  • В ходе подготовительной работы к игре необходимо: оформить выставку детских рисунков “Кукла в народном костюме”, подготовить сообщения “Обычаи разных народов”, приготовить каждой команде визитную карточку (стихотворение, песня, танец разных народов).
  • В завершение мероприятия можно провести конкурс блюд национальной кухни (чак-чак, щербет, халва, пахвала, нишало, сумалат, буй, блины, пироги), которые могут приготовить родители.

Возраст участников: учащиеся 3- 4 классов.

Для проведения мероприятия используется презентация.

Правила игры.

В игре участвуют две команды. Участникам предлагаем игровое поле, на котором представлены названия конкурсов. Разыгрывается право выбора клетки на игровом поле, команды показывают свою визитную карточку.

Жюри оценивает выступление команд. Команда, набравшая большее количество баллов, выбирает клетку игрового поля, первого конкурсного задания. Ведущий объясняет содержание каждого конкурса. После каждого конкурса детям сообщается дополнительная информация по содержанию конкурсов.

Игровое поле

Народная песня Костюм Музыкальные инструменты
Игры Праздники и обряды народов Урала Пословицы
Ремесла Назови предмет Черный ящик

Содержание конкурсов.

Музыкальные инструменты.

Задание. Определи, какой инструмент использует в творчестве люди данных национальностей и соедини стрелками народ - инструмент. Детям выдаются карточки, на которой изображены инструменты т написаны национальности.

Ответы к конкурсу “Музыкальные инструменты”

Думбыра Башкиры
Пандури Грузины
Баян Русские
Кубыз Башкиры
Курай Татары
Балалайка Русские

Праздники и обряды народов Урала

Задание. Запиши национальные праздники и обряды народов Урала в колонки таблицы.

русские коми марийцы удмурты Татары и башкиры манси
           

Праздники: Вызывание дождя, Ураза-байрам, Праздник сохи, Медвежий праздник. "Усть-Цилемская Горка", Ильин день.

Ответы к конкурсу “Праздники и обряды народов Урала”[1]

русские коми марийцы удмурты татары и башкиры манси
Ильин день "Усть-Цилемская Горка" Праздник сохи Вызывание дождя Ураза-байрам Медвежий праздник

Костюм.

Задание. Участникам предлагается собрать рисунок национального костюма из мозаики, определить к какой национальности относится данный костюм.[3]


Русский костюм

Узбекский костюм

Назови предметы.

Задание: Вспомни названия предметов и подпиши.

Ответы к конкурсу “Назови предмет”


валенки монгольские

сапоги

сарык (башкирская обувь)

 


лапти

тюбетейка

юрта

Черный ящик.

Задание: Отгадайте, что находится в черном ящике.

Это:

  • Повседневное и одновременно ритуальное блюдо.
  • В повседневной жизни это блюдо едят только в первой половине дня, то есть до 12 часов, в половине первого он уже заканчивается. Это очень тяжелая пища.
  • Это праздничное блюдо и его подают на свадьбах в самом конце или готовят специально для дорогих гостей.
  • Для приготовления блюда лучше всего взять казан или чугунную посуду с толстым дном.
  • Известно более пятидесяти разновидностей этого блюда
  • Старинные рецепты сохранились в неизменности с X - XII веков, а некоторые способы приготовления "классического" блюда насчитывают тысячи лет.
  • Это одно из ключевых блюд азиатской кухни
  • Для приготовления используют крупу, которую выращивают на полях, которые затапливают водой. [4]

Игры

Задание. Участникам рассказывается описание игр других народов. Необходимо вспомнить похожую игру в традициях русского народа.

Голочка-ныточка – украинская игра.


Иголочка-ниточка

Описание. По считалке выбирают водящего - “иголочку”. К нему присоединяются (по желанию) 3-7 человек (в зависимости от количества играющих), которые составляют “ниточку”. Остальные произвольно размещаются на площадке, стоя по одному. Игроки, составляющие “ниточку”, и “иголочка” берутся за руки, образуя цепочку. Впереди - “иголочка”.

“Иголочка” бежит между стоящими, делая самые неожиданные повороты, зигзаги, а “ниточка” должна точно повторить ее путь. На рис. 1 показан один из вариантов пути бегущих. Те, кто оторвался от цепочки, платят фанты, а в конце игры выполняют различные задания: поют, танцуют, читают стихи, разыгрывают сценки и т. п. Играют по уговору до 5-10 фантов.

Правило. Если цепочка разорвалась, то платят фанты игроки, расцепившие руки.

“Один в кругу” (венгерская игра)

Игроки образуют круг, диаметром не превышающий 10 м. В центр круга становится водящий. Игроки кидают друг другу маленький мячик. Водящий старается его перехватить. В удобный момент любой из игроков может бросить мяч в водящего.Если водящему не удалось увернуться от мяча, он остается в центре круга. Если удалось, он покидает круг, а его место занимает игрок, бросавший мяч. Если водящему удалось перехватить мяч, брошенный в него, или во время передачи от игрока к игроку, он может бросить мяч в любого игрока. Если попадет - игрок займет его место, если нет - остается водить дальше.

Ответы к конкурсу “Игры”

  • “Голочка-ныточка” – украинская игра.
  • “Иголочка-ниточка” – русская игра.
  • Венгерская игра: “Один в кругу”.
  • “Горячая картошка” – русская игра.

Ремесла

Задание. Вылепить из целого куска глины или пластилина кувшин.


Славянский кувшин

Китайский кувшин

Дополнительный материал к конкурсу “Ремесла” [5]

Из глины люди создавали множество бытовых предметов. Люди разных стран и времен, экспериментируя с разнообразными видами глины и многочисленными добавками, создали несколько видов керамики – майолику, терракоту, фарфор, фаянс. Расписная керамика была распространена на территории Средиземноморья, Средней Азии, Ближнего Востока, Китая, но в каждом районе керамические изделия имели свои местные особенности. Самые известные предметы того времени принадлежат трипольской культуре, которая возникла на довольно большой территории, где в настоящее время расположены некоторые страны Балканского полуострова, Украина и Белоруссия.

В Средние века в Средней Азии и странах Арабского халифата керамика развивалась очень активно, что можно объяснить тем, что согласно религии мусульманам нельзя было использовать посуду из серебра и золота. Однако, помимо посуды, мастера изготавливали и другие изделия, например плитки для украшения различных зданий.

В III–V вв. н. э. в Китае начали изготавливать первую фарфоровидную посуду, а в VI–VIII в. в эпоху правления династии Тан, производство настоящей фарфоровой посуды существовало повсеместно. Китайский фарфор отличался тонкостью, белизной, полупрозрачностью и прочностью, а при постукивании по нему раздавался звон. Все изделия украшали рельефными узорами и росписью.

Славянские народы изготавливали изделия из глины чаще всего горшки разных размеров и разной формы, которые использовали для варки пищи в печах. Форма таких сосудов сохранилась и до наших дней Свои изделия мастера украшали орнаментом, чаще всего линейно-волнистым, состоящим из параллельных волнообразных или горизонтальных линий, кроме того, делали гребенчатый орнамент. Узор наносили палочкой, ножом, опиленной костью животного, иногда использовали штампы. Затем изделия сушили и обжигали.

Пословицы

Задание. Подобрать одинаковые по значению пословицы из творчества разных народов, объяснить смысл.

  • Умелые руки не знают скуки. (русская пословица)
  • Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось. (русская пословица)
  • Всякое дело человеком славится. (русская пословица)
  • Птицу узнают в полете, человека – в работе. (армянская пословица)
  • Одна рука в ладоши не бьёт. (армянская пословица)
  • Дело мастера хвалит. (эстонская пословица)
  • Одна пчела много меду не принесет. (чувашская пословица)
  • Человека узнают не по речам, а по делам. (чувашская пословица)
  • Гляди не на человека, а на его дела. (украинская пословица)
  • Берись дружно – не будет грузно. (коми-пермяцкая пословица)
  • Не смотри на лицо, а смотри – на дело. (киргизская пословица)
  • Зеркало человека – его труд. (азербайджанская пословица)

Ответы к конкурсу “Пословицы”

1.

  • Умелые руки не знают скуки. (русская пословица)
  • Дело мастера хвалит. (эстонская пословица)

2.

  • Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось. (русская пословица)
  • Одна пчела много меду не принесет. (чувашская пословица)
  • Одна рука в ладоши не бьёт. (армянская пословица)
  • Берись дружно – не будет грузно. (коми-пермяцкая пословица)

3.

  • Всякое дело человеком славится. (русская пословица)
  • Гляди не на человека, а на его дела. (украинская пословица)
  • Птицу узнают в полете, человека – в работе. (армянская пословица)
  • Не смотри на лицо, а смотри – на дело. (киргизская пословица)
  • Человека узнают не по речам, а по делам. (чувашская пословица)
  • Зеркало человека – его труд. (азербайджанская пословица)

Народную песню

Задание. Исполните татарскую народную песню “Сайра монлы сандугач” и русскую народную песню “Во поле береза стояла”[7]

Во поле береза стояла (русская народная песня)

Во поле береза стояла,
Во поле кудрявая стояла,
Люли, люли, стояла.
Некому березу заломати,
Некому кудряву заломати,
Люли, люли, заломати.
Как пойду я в лес, погуляю,
Белую березу заломаю,
Люли, люли, заломаю.
Срежу я с березы три пруточка,
Сделаю себе я три гудочка,
Люли, люли три гудочка.
Четвертую балалайку,
Пойду я на новые сени,
Люли, люли на сени.
Стану в балалаечку играти,
Стану я милого будити.
Люли, люли, будити:
Встань ты, мой милый, проснися,
Ты, душа моя, пробудися.
Люли, люли пробудися.
Пойдем в терем веселиться.
Пойдем в терем веселиться,
Люли, люли, веселиться.

Список литературы.

  1. Чагин Г.Н. Народы и культуры Урала вXIX – XX веках.
  2. Ожегов. Толковый словарь.
  3. narodko.ru Народный костюм.
  4. roxanatour.rutury-v-uzbekistan...plov.html Загадки плова.
  5. cultkiev.comstudy/pottery Гончарное ремесло – от Бога
  6. russian.lapta.ruhtmls/rules_fr.htm Правила игры.
  7. http://pesni.retroportal.ru/.Текст русской народной песни “Во поле береза стояла...”