Урок-путешествие "Мой город". 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Цели: воспитание патриотического чувства к родному городу, развитие самостоятельного мышления и творческих способностей учащихся, формирование умения составлять текст-миниатюру по ассоциациям с использованием алгоритма.

Ход урока

Приводятся вопросы учителя к классу и курсивом в скобках возможные ответы на них. Урок сопровождается презентацией с использованием некоторых анимационных эффектов, а также музыкальным сопровождением (песни о родном городе).

I. Оргмомент.

– Здравствуйте, ребята! Сегодня необычный урок – урок-путешествие по нашему городу. Это будет путешествие и во времени, и в пространстве, а итогом нашего путешествия станет создание текста-миниатюры о городе, в котором мы живем.

Для работы нам нужны тетрадь, ручка, листок для черновика, а также внимание и хорошее настроение. В тетради запишем число, под ним – “Классная работа”.

II. Работа по теме урока.

Используется презентация (см. Приложение 1).

– Посмотрите на экран. Здесь написана строка из известной песни “С чего начинается родина...”. Запишем ее в тетрадь.

Родина... Вслушаемся и всмотримся в это слово. Какие однокоренные слова к нему вы можете подобрать? Запишите их.

– Прочитайте.

(Родной, родился, родственник, родимый, родня и др.)

После чтения слова появляются на экране.

– На экране вы видите эти однокоренные слова, допишите, если некоторых слов у вас нет. А теперь подберите близкие по смыслу слова к слову “родной”, “родимый”. Запишите их.

– Прочитайте.

(Дорогой, любимый, близкий и др.)

После чтения слова появляются на экране.

– А какие картины, какие ассоциации возникают у вас в связи со словом “родина”?

( Город, улица, дом...)

После чтения слова появляются на экране.

– Да, для нас родина, место, где мы родились, сделали первые шаги в жизни, то, что называют “малой родиной” – наш родной город Жуковский.

На экране слайды  “Мой город”, “Стела при въезде в город” (Слайды 6-7)

 – Скажите, почему наш город имеет такое название?

(Город назван так в 1947 году в честь основоположника отечественной авиации Николая Егоровича Жуковского)

– А почему наш город носит его имя?

(Н.Е.Жуковский был инициатором создания в 1918 году Центрального аэродинамического института (ЦАГИ), который разместился на территории нашего будущего города.)

Слайды “Памятник Жуковскому” ” (Слайды 8-9)

– Вы видите слайд с изображением камня с надписью, слова которой стали завещанием великого ученого. Прочитаем его: “Человек полетит, опираясь не на силу своих мускулов, а на силу своего разума”.

– Выполняется его завет?

(Да)

– Как?

(Наш город – город авиации)

– Что является символом нашего города?

(Самолет)

– Верно, а с 1997 года на гербе нашего города изображаются три взмывающих ввысь самолета.

Слайд “Самолет на ул. Гагарина” (Слайд 10)

  – Посмотрите на это фото. Где это? Это макет?

(Нет, это настоящий МИГ–21)

– А где конструируются эти и другие самолеты? Где их испытывают?

(В нашем городе)

– Чем могут гордиться жители нашего города?

(Наш город – центр авиационной науки и техники мирового уровня. В нем проводятся международные Авиасалоны. Жуковский – единственный город в стране, где имеется сразу два научных центра: ЦАГИ и ЛИИ. На территории аэродрома ЛИИ находится крупнейшая в Европе взлетно-посадочная полоса)

– Какова ее длина?

(8 километров)

 Слайды “Взлетная полоса” ” (Слайды 11-12)

– Что еще подскажет нашим гостям из других мест, что Жуковский тесно связан с авиацией?

(Названия улиц в честь летчиков, авиаконструкторов, есть памятник Валерию Чкалову)

Слайд с изображением памятника Чкалову ” (Слайд 13)

– Что еще можно сказать о нашем городе? Какой он? Назовите места, которые вам особенно нравятся.

(Город очень красивый, летом много зелени, цветов, много сосен, есть прекрасный парк, красивые старые дома, устремленные в небо современные и др.; рядом Москва–река, озеро Кратово, Воронцовский парк и др.)

– А сейчас мы сможем увидеть, каким разным может быть наш город. Давайте посмотрим на эти фотографии и подберем к ним заголовки.

Слайды с видами города ” (Слайды 15-19). Называются заголовки, под фотографией появляется один из заголовков.

(Город разный: загадочный в туманной дымке; в снежном уборе; в ярком наряде осени; под покровом ночи; в объятиях Москвы-реки)

 – А вы хорошо знаете наш город? Попробуйте назвать те места, которые вы увидите на слайдах.

Показываются слайды с видами города (фотографии и современные, и прошлых лет, даются по ходу некоторые комментарии) ” (Слайды 20-32)

III. Работа по составлению текста

– А теперь давайте назовем все слова, которые у нас ассоциируются с понятием “город Жуковский”. Это могут быть любые части речи: имена прилагательные, глаголы, имена существительные, наречия. Вы называете, а я пишу их на доске.

Ученики называют слова: красивый, родной, зеленый, чистый, нарядный, знаменитый, светлый, самолет, взлет, авиация, летать, дружить, веселиться, учиться, гордиться, любить, высоко, легко, красиво и др.

– Ваша задача сейчас, используя этот лексический материал, написать маленький текст, можно сказать, стихотворение в прозе на тему “Мой город” или “Город Жуковский”. При сочинении текста нужно использовать определенный алгоритм – порядок, обязательный для применения. Вы его видите на слайде.

Учитель зачитывает алгоритм написания сочинения-миниатюры:

– Выполняйте задания в указанном ниже порядке.

Последовательно запишите свои ответы каждый на новой строке:

– назовите то, о чем вы пишете

– подберите 2–3 определения, выраженные прилагательным

– подберите 1–2 сказуемых, выраженных глаголом, которые раскрывают описываемое вами в действии.

– назовите чувства, связанные с тем, что вы описываете.

– напишите короткое предложение, которое раскрывает ваше отношение к теме.

Прочитайте то, что вы написали. Можете что-нибудь добавить, убрать или написать в другом порядке. После редактирования перепишите вашу миниатюру на чистовик.

– Текст может быть таким: (на экране слайд с текстом-примером)

Мой город.

Зеленый, красивый, знаменитый.

Он веселится, устремляется в небо.

Я чувствую гордость и восхищение.

Жуковский – моя родина.

– А теперь приступаем к работе, используя черновик.

(на работу отводится 10–12 минут, на экране остается слайд с алгоритмом)

IV. Подведение итогов

В конце урока желающие читают свои миниатюры. (Несмотря на небольшое количество времени, такая подготовка и заданный алгоритм дают возможность всем без исключения учащимся создать интересные миниатюры, а некоторые успевают даже сочинить стихи)

Домашнее задание: написать миниатюру по данному алгоритму на одну из тем: “Осень”, “Зима”, “Родина” или подобрать свою тему.