Цели: воспитание патриотического чувства к родному городу, развитие самостоятельного мышления и творческих способностей учащихся, формирование умения составлять текст-миниатюру по ассоциациям с использованием алгоритма.
Ход урока
Приводятся вопросы учителя к классу и курсивом в скобках возможные ответы на них. Урок сопровождается презентацией с использованием некоторых анимационных эффектов, а также музыкальным сопровождением (песни о родном городе).
I. Оргмомент.
– Здравствуйте, ребята! Сегодня необычный урок – урок-путешествие по нашему городу. Это будет путешествие и во времени, и в пространстве, а итогом нашего путешествия станет создание текста-миниатюры о городе, в котором мы живем.
Для работы нам нужны тетрадь, ручка, листок для черновика, а также внимание и хорошее настроение. В тетради запишем число, под ним – “Классная работа”.
II. Работа по теме урока.
Используется презентация (см. Приложение 1).
– Посмотрите на экран. Здесь написана строка из известной песни “С чего начинается родина...”. Запишем ее в тетрадь.
Родина... Вслушаемся и всмотримся в это слово. Какие однокоренные слова к нему вы можете подобрать? Запишите их.
– Прочитайте.
(Родной, родился, родственник, родимый, родня и др.)
После чтения слова появляются на экране.
– На экране вы видите эти однокоренные слова, допишите, если некоторых слов у вас нет. А теперь подберите близкие по смыслу слова к слову “родной”, “родимый”. Запишите их.
– Прочитайте.
(Дорогой, любимый, близкий и др.)
После чтения слова появляются на экране.
– А какие картины, какие ассоциации возникают у вас в связи со словом “родина”?
( Город, улица, дом...)
После чтения слова появляются на экране.
– Да, для нас родина, место, где мы родились, сделали первые шаги в жизни, то, что называют “малой родиной” – наш родной город Жуковский.
На экране слайды “Мой город”, “Стела при въезде в город” (Слайды 6-7)
– Скажите, почему наш город имеет такое название?
(Город назван так в 1947 году в честь основоположника отечественной авиации Николая Егоровича Жуковского)
– А почему наш город носит его имя?
(Н.Е.Жуковский был инициатором создания в 1918 году Центрального аэродинамического института (ЦАГИ), который разместился на территории нашего будущего города.)
Слайды “Памятник Жуковскому” ” (Слайды 8-9)
– Вы видите слайд с изображением камня с надписью, слова которой стали завещанием великого ученого. Прочитаем его: “Человек полетит, опираясь не на силу своих мускулов, а на силу своего разума”.
– Выполняется его завет?
(Да)
– Как?
(Наш город – город авиации)
– Что является символом нашего города?
(Самолет)
– Верно, а с 1997 года на гербе нашего города изображаются три взмывающих ввысь самолета.
Слайд “Самолет на ул. Гагарина” (Слайд 10)
– Посмотрите на это фото. Где это? Это макет?
(Нет, это настоящий МИГ–21)
– А где конструируются эти и другие самолеты? Где их испытывают?
(В нашем городе)
– Чем могут гордиться жители нашего города?
(Наш город – центр авиационной науки и техники мирового уровня. В нем проводятся международные Авиасалоны. Жуковский – единственный город в стране, где имеется сразу два научных центра: ЦАГИ и ЛИИ. На территории аэродрома ЛИИ находится крупнейшая в Европе взлетно-посадочная полоса)
– Какова ее длина?
(8 километров)
Слайды “Взлетная полоса” ” (Слайды 11-12)
– Что еще подскажет нашим гостям из других мест, что Жуковский тесно связан с авиацией?
(Названия улиц в честь летчиков, авиаконструкторов, есть памятник Валерию Чкалову)
Слайд с изображением памятника Чкалову ” (Слайд 13)
– Что еще можно сказать о нашем городе? Какой он? Назовите места, которые вам особенно нравятся.
(Город очень красивый, летом много зелени, цветов, много сосен, есть прекрасный парк, красивые старые дома, устремленные в небо современные и др.; рядом Москва–река, озеро Кратово, Воронцовский парк и др.)
– А сейчас мы сможем увидеть, каким разным может быть наш город. Давайте посмотрим на эти фотографии и подберем к ним заголовки.
Слайды с видами города ” (Слайды 15-19). Называются заголовки, под фотографией появляется один из заголовков.
(Город разный: загадочный в туманной дымке; в снежном уборе; в ярком наряде осени; под покровом ночи; в объятиях Москвы-реки)
– А вы хорошо знаете наш город? Попробуйте назвать те места, которые вы увидите на слайдах.
Показываются слайды с видами города (фотографии и современные, и прошлых лет, даются по ходу некоторые комментарии) ” (Слайды 20-32)
III. Работа по составлению текста
– А теперь давайте назовем все слова, которые у нас ассоциируются с понятием “город Жуковский”. Это могут быть любые части речи: имена прилагательные, глаголы, имена существительные, наречия. Вы называете, а я пишу их на доске.
Ученики называют слова: красивый, родной, зеленый, чистый, нарядный, знаменитый, светлый, самолет, взлет, авиация, летать, дружить, веселиться, учиться, гордиться, любить, высоко, легко, красиво и др.
– Ваша задача сейчас, используя этот лексический материал, написать маленький текст, можно сказать, стихотворение в прозе на тему “Мой город” или “Город Жуковский”. При сочинении текста нужно использовать определенный алгоритм – порядок, обязательный для применения. Вы его видите на слайде.
Учитель зачитывает алгоритм написания сочинения-миниатюры:
– Выполняйте задания в указанном ниже порядке.
Последовательно запишите свои ответы каждый на новой строке:
– назовите то, о чем вы пишете
– подберите 2–3 определения, выраженные прилагательным
– подберите 1–2 сказуемых, выраженных глаголом, которые раскрывают описываемое вами в действии.
– назовите чувства, связанные с тем, что вы описываете.
– напишите короткое предложение, которое раскрывает ваше отношение к теме.
Прочитайте то, что вы написали. Можете что-нибудь добавить, убрать или написать в другом порядке. После редактирования перепишите вашу миниатюру на чистовик.
– Текст может быть таким: (на экране слайд с текстом-примером)
Мой город.
Зеленый, красивый, знаменитый.
Он веселится, устремляется в небо.
Я чувствую гордость и восхищение.
Жуковский – моя родина.
– А теперь приступаем к работе, используя черновик.
(на работу отводится 10–12 минут, на экране остается слайд с алгоритмом)
IV. Подведение итогов
В конце урока желающие читают свои миниатюры. (Несмотря на небольшое количество времени, такая подготовка и заданный алгоритм дают возможность всем без исключения учащимся создать интересные миниатюры, а некоторые успевают даже сочинить стихи)
Домашнее задание: написать миниатюру по данному алгоритму на одну из тем: “Осень”, “Зима”, “Родина” или подобрать свою тему.