Цели:
- Образовательные: ознакомить учащихся с технологией приготовления блинов, ассортиментом и требованиями к качеству;
- Развивающие: развитие творческих умений, самостоятельности, умения вести беседу;
- Воспитательные: воспитание чувства личной ответственности, практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности.
Тип урока: комбинированный с использованием компьютерной презентации.
Материальное обеспечение: мультимедиа проектор, компьютер, презентация, учебники, сборники рецептур.
План урока
1. Организационный момент.
2. Повторение пройденного материала.
3. Изложение нового материала.
4. Самостоятельная работа учащихся.
5. Закрепление полученных знаний.
6. Подведение итогов.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Проверка готовности учащихся к уроку; отметка отсутствующих;
Сообщение темы и целей урока (Вводная беседа).
Слайд 2.
Что на сковородку наливают.
Да в четверо сгибают?
Ответы учащихся: блины.
– Правильно (слайд 2). Сегодня мы познакомимся с одним из самых любимых блюд нашего народа. Давайте запишим в тетради тему нашего урока.
План нашего урока (слайд4)
1. Историческая справка
2. Технология приготовления
3. Требования к подаче
4. Требования к качеству.
2. Повторение пройденного материала (устный опрос)
Но сначала давайте вспомним:
– Что такое мучные изделия?
– Какие инструменты и приспособления
используются для
приготовления мучных
изделий?
– Какие продукты необходимы для приготовления
мучных изделий?
– Какими качествами должна обладать мука?
– Как обогатить муку кислородом?
3. Изложение нового материала.
Слайд 5. А что вы знаете облинах?
Ответы учащихся.
Слайд 6. Блин – тонкая лепешка, испеченная на
сковороде из жидкого теста.
Слайд 7. Историческая справка.
История блинов исчисляется веками.
Предполагается, что это блюдо было известно еще с
Античности, а возможно, и ранее.
При этом своими вариациями на тему запеченого
теста обладают многие национальные кухни. Немцы
и французы отдавали предпочтение тонким блинкам,
свернутым в рулетики с различной начинкой.
Англичане начали добавлять в тесто для блинов
эль и солодовую Муку. Мексиканцы пополнили
мировое собрание рецептом тортильяс, в которые
заворачивали фасолевую или мясную начинку с
томатным соусом.
В целом за рубежом блины состоят из тех же
продуктов, что и в России.
– А как вы думаете, что символизирует блин?
Ответы учащихся: солнце.
Блины – блюдо, обрядовое использование которого
известно у восточных славян, главным образом у
русских. В других славянских зонах аналогичную
роль в обрядах выполняют различные виды хлеба,
каша (кутья) или зерно. Основная символика
блинов связана с представлением о смерти и
потустороннем мире.
На похороны и поминки блины пекут как
поминальное блюдо, посвящаемое умершим. В день погребения
на стол ставят кипу блинов, и старший из
присутствующих мужчин разламывает первый блин и
кладет на окно для покойника. На похоронах и
поминках первый горячий блин, как и хлеб, не
режут, а рвут на части и раскладывают на окнах,
чтобы паром от него питалась душа умершего.
На Масленицу блины повсеместное угощение,
главным образом, у русских блины пекут всю
неделю. Первый блин посвящают Власию или умершим.
Его кладут «родителям» на слуховое окно, божницу,
крышу или могилу, дают нищим в память о предках
или съедают за упокой усопших. В Прощеное
воскресенье или в субботу идут с блинами на
кладбище «прощаться с родителями». В
обряде похорон Масленицы блин дают в руки чучелу
Масленицы. БЛИНЫ пекут также на Вознесение.
Их называют «Христу онучи», «христовы (или
«божьи») онучи». Их пекут на счастье, берут с
собой в поле. Наряду с другими видами хлеба блины
пекут и на Рождество. Первый блин в Сочельник
дают овцам – от мора, скоту отдают остатки блинов
и рождественской кутьи. Под Рождество хозяин с
кутьей и блинами выходит звать мороз на ужин.
Блины также специально пекут для колядников.
Блины бывают составной частью угощения на
дожинках и в начале жатвы.
Разнообразно использование блинов на свадьбе.
Угощение блинами на обручении и в канун свадьбы
наиболее характерно для северо-восточной России.
Блины накануне свадьбы могут иногда приобретать
функции, родственные тем, которые они имеют в
похоронно-поминальной обрядности: угощение
блинами сопровождается в некоторых местах
символическими «похоронами» невесты. Невеста в
это время должна как бы «умереть» как девушка,
чтобы потом «воскреснуть» в новом качестве.
После брачной ночи молодых кормят блинами,
совершают шуточный обряд «блин продолбить», устраивают
«блинный стол», мать невесты присылает
блины к выходу молодых из бани. Повсеместно
у русских теща угощает зятя блинами в конце
свадьбы. Во время угощения невеста старается
вырвать у жениха первый БЛИН, чтобы получить власть
над мужем. По способу поедания женихом БЛИНА
судили о девственности невесты: если она
оказалась «нечестной», жених ломал блин,
прокусывал у него середину, откладывал взятый
блин и больше не ел, дарил теще дырявый блин или
клал на блин не целый рубль, а мелочь, если
молодая «не цела».
С блинами девушки гадают о замужестве, чаще всею
на святки (обычно для этого используют первый или
соленый блин, от которого откусывают все
гадальщицы): с блином под мышкой, за пазухой или
на голове выбегают или выезжают на кочерге
на улицу и дают его первому встречному мужчине,
узнавая его имя; оставляют его на перекрестке «жениху
на вечеринку»; наступив на него ногой,
слушают на мусорной куче откуда залает собака,
оттуда ожидается жених и т. п. Иногда на Кузьму и
Демьяна (1/14. XI) девушки пекут блины и поют песни,
содержащие пожелание найти хорошего жениха.
С печением блинов связан ряд бытовых предписаний
и запретов. Так, посторонним запрещается
смотреть, как пекут БЛИНЫ, иначе они не зададутся.
– Какие же продукты необходимы для
приготовления блинов?
Ответы учащихся.
Слайд 8. Перед вами основной рецепт приготовления
блинов. Однако существуют и другие рецепты.
Давайте запишем в тетради последовательность
приготовления блинов (слайды 9-18).
Слайд 19. Ассортимент блинов.
Блины подают на стол с различными наполнителями
(слайд 20), с фруктами
(слайд 21), с мёдом (слайд 22). Есть даже ажурные
блины (слайд 23).
– Давайте запишем в тетрадь требования к
качеству блинов (слайд 24).
4. Самостоятельная работа учащихся
– Сейчас каждый из вас самостоятельно составит
схему приготовления блинов, используя записи в
тетради.
Первый выполнивший задание нарисует схему на
доске. И мы все вместе её проверим.
5. Закрепление полученных знаний (слайды 25-28)
Блиц-опрос.
– Какие продукты используют для приготовления
блинов?
– Каким по консистенции должно быть тесто для
блинов?
– Для чего в тесто для блинов добавляют
растительное масло?
6. Подведение итогов
– Молодцы! Вы очень хорошо работали на уроке.
Домашнее задание:
Найти и принести другие рецепты блинов.
– Какие будут вопросы?
Ответы на вопросы учащихся.
Объявление и выставление оценок в журнал.