Цели:
- Повторить знания и умения, полученные при изучении раздела “Фонетика”,
- Формировать навыки самостоятельной работы, самопроверки.
- Развивать умения соблюдать правила игры.
- Развивать познавательные интересы, повышать творческую активность.
- Развивать интерес к изучению языка, обогащать словарный запас языка.
- Воспитывать осознанную потребность в знаниях, чуткость и внимательность к слову.
Оборудование: учебник, запись на доске.
Тип урока: урок обобщения и систематизация знаний в игровой форме.
Ход урока
Организационный момент.
В стране родного языка
Не все известно нам пока,
Но мы играть сейчас начнем
И сами до всего дойдем.
- Вспомните “Карту старого Матвея” (Составляли карту на предыдущих уроках)
Жил-был царь Матвей. Несмотря на своё царское звание, он взял да и поступил на филологический факультет, где учились будущие учителя русского языка и литературы. Царь Матвей очень усердно учился и был круглым отличником. Больше всего на свете любил он фонетику. Каждый день начинал он с того, что вместо зарядки делал фонетический разбор нескольких слов и только потом садился на трон и принимался завтракать.
Прошли годы. Матвей состарился. Но ежедневно он старательно занимался своей любимой фонетикой. И только одно огорчало старика. Его сын Аркашка ни капельки не интересовался этой наукой. Он гонял на мотоцикле, играл с мальчишками в футбол, часами просиживал за компьютером, но вот к фонетике он был совершенно равнодушен! Из-за этого царь часто ссорился с сыном. И вот он придумал: собрал все свое богатство в большой сундук и закопал этот сундук где-то в лесу или в поле. Только он один знал, где именно. Царь оставил описание, по которому можно составить карту. Но составить ее и найти сундук с богатством сможет только тот, кто хорошо умеет делать фонетический разбор слов.
Пожалуй, царевичу Аркашке не справиться с этим заданием.
- А вы пятиклассники справитесь? Попробуем найти клад. Наша карта уже готова, нам предстоит ее открыть, а для этого подсчитайте, сколько звуков в словосочетании “Царь Матвей” (9) Открываем карту.
Первый этап. Повторение
В путь отправляемся из школы, ехать предстоит на электричке до станции “Берендеев лес”.
Задание.
- Что изучает фонетика?
- На какие две группы делятся звуки речи?
- В чем отличие образования гласных и согласных звуков?
- Сколько в русском языке гласных и согласных звуков?
Когда буквы е, ё, ю, я обозначают два звука? Один звук?
(В это время один ученик у доски заполняет таблицу)
Гласные звуки | Согласные звуки | |||
Твердые звонкие | Твердые глухие | Мягкие звонкие | Мягкие звонкие | |
Второй этап. Транскрипция
От Берендеева леса движемся на север. Сколько сделать шагов, узнаем, записав транскрипцию слова “объявление” - [абй'авл'эн'ий'э] -11 зв. Значит, продвигаемся на 12 шагов. И выполняем полный фонетический разбор слова “объявление”
Третий этап. Выполнение теста.
В каком слове все согласные обозначают твердые звуки?
А) дело, Б)звук, В) мир.
2. В каком слове нулевое окончание?
А) топорик, Б) подписали В) посадка.
3. Чем отличаются звуки от букв? Дополните предложение
Звуки мы _______, а буквы _______.
Четвертый этап. “Заседание совета Берендеева леса”
Выполнив задание теста, отправляемся на запад. Нам нужно успеть на заседание жителей Берендеева леса, на котором предстоит выслушать послов из подвластных фонетике княжеств. Надо разобраться в споре, кто важнее.
- Не чересчур ли ты добряк?-
Так знаку Мягкому промолвил
Твердый знак.
- Слова и буквы ты всегда смягчить стремишься.
Нет. В алфавит ты не годишься!
- Кто б говорил, но ты б уж помолчал! –
Знак Мягкий Твердому на это отвечал.
- Ты тверд и груб,
Как суковатый сук.
Давным-давно пора, как букву Ять,
Тебя из азбуки изъять.
- Расскажите, кто из них важнее? Где их место в словаре?
(в случае затруднения помочь разобрать с помощью схемы)
Пятый этап. Игра “Умники и умницы”
- Отправляясь далее, надо сначала записать транскрипцию слова “лотерея”
(Кто справился первым, имеет право выбирать дорожку: красную- нельзя ошибаться, желтую- ошибаемся 1 раз, зеленую- ошибиться можно два раза).
Красная дорожка (нельзя ни разу ошибаться)
- Сколько раз встречаем звук [з] в предложении: Зина обратилась с просьбой к Лизе?
- Назовите слова, в которых один звук обозначался бы двумя буквами, а одна буква обозначала бы два звука.
- Как изменить слово кость , чтобы оно стало обозначать желанно человека в доме?
- Назовите слово, в котором все согласные звонкие: молотьба, багаж, сжечь, сбережешь.
Желтая дорожка (допустима одна ошибка)
- Прочитайте предложение: Документ подписан директором.
- Сколько раз встречается звук [т] в предложении?
- В каком слове все согласные мягкие: шинель, теория, тире, ценишь?
- Сколько звуков в словах июль, ненастный?
- Вспомните слово, в котором три подряд одинаковые буквы.
Зеленая дорожка (допустимы две ошибки)
- Запишите слова данные в транскрипции орфографически: [памзб'ищ'э], [спарцм'эмн]
- Расставьте ударение в словах: свекла, алфавит, процент, звонит.
- Прочитайте предложение: Всякому мила своя сторона. Сколько мягких согласных в этом предложении?
- Отгадайте метаграмму:
С ч летаю над волною,
С л не дам волкам покою
С м рубашка-безрукавка,
С з скачу в лесу по травке,
С г меня крепи к детали
Из железа или стали.
Шестой этап. “Хлопушки”
- Я называю слова, среди которых будут такие, в которых происходит оглушение. Ваша задача – хлопать в ладоши, если встречается слово с оглушением.
Вырубка, замазка, здесь, посадка, косьба, снег, усадьба, лодка, молотьба, резкий, морж, резьба, сдал.
Седьмой этап. “Звукопись”
- Я называю слова, вы находите повторяющийся звук.
Речь, рис, порядок, рюкзак - [р']
Комок, март, катамаран, реклама - [м]
- Как называется фонетический прием - повторение одинаковых согласных звуков? (аллитерация)
- Как называется повтор гласных звуков? (ассонанс)
- Что вы можете рассказать о звукописи, для чего ее используют поэты?
Восьмой этап. Самостоятельная работа. Время на выполнение 1 мин.
Внимательно прочитайте текст. По ходу чтения вставляйте пропущенные буквы, только в слова с орфограммой “Непроизносимый согласный в корне слова”. В конце строчки в свободной ячейке поставьте столько знаков “+”, сколько вы нашли слов в данной строчке.
Летом я проч..тал много интерес..ных книг: о гиган..ских ящерицах, о прекрас..
ных принцах и счас..ливых принцессах,
об уд..вительных пр..ключениях. Но самой
интерес..ной ок..залась книга об учас..никах
опас..ной экспедиции. Несчас..ные
путеше..ственники попали в ужас..ные условия.
Подведение итогов урока.
Выполняем полный фонетический разбор слова “клад”. Первый выполнивший задание имеет право открыть коробку с надписью “клад”, которая появилась у доски. В ней находится надпись “оценки за урок” и имена ребят в классе (у меня класс небольшой всего 5 ребят)
Рефлексия.
- На уроке мне понравилось...
- Я для себя открыл...
- Самым интересным было...
- Трудности вызвала работа ....