Роль здоровьесберегающих технологий в учебном процессе

Разделы: Общепедагогические технологии, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (6 МБ)


«Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических нагрузок»

В. А Сухомлинский

В последнее время обоснованную тревогу вызывает состояние здоровья школьников. Большинство врачей и учителей признают его неудовлетворительным. Это объясняет интерес педагогов к практической реализации идей здоровье сбережения. Сам термин «здоровье» в словаре Ожегова С.И. рассматривается как нормальная, правильная деятельность организма, его психическое благополучие. Организм ребенка младшего школьного возраста отличается незавершенностью развития важнейших органов и систем организма. Поэтому, сохранение здоровья детей должно происходить без ущерба для решения учебных, воспитательных и развивающих задач урока.

Ребенка можно назвать здоровым, если он:

  • в физическом плане – умеет преодолевать усталость, его здоровье позволяет ему действовать в оптимальном режиме;
  • в интеллектуальном – проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение, самообучаемость;
  • в нравственном – честен, самокритичен, эмпатичен;
  • в социальном – уравновешен, способен удивляться и восхищаться.

Перед педагогом стоит задача не только научить и воспитать детей, но, и что очень важно, сохранить их здоровье. Выполнять данные правила помогают прочно вошедшие в образовательную среду современные ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ.

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ, по мнению, Сонькина В.Д.– это: условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания); рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями); соответствие учебной и физической нагрузки  возрастным возможностям учащегося; необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим. «Только при таком подходе может быть реализован принцип – здоровье через образование», как отметил академик Колесов Д.В.

Все ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ условно можно разделить на три группы: «технологии сохранения и стимулирования здоровья», «технологии обучения здоровому образу жизни», «коррекционные технологии».

Учебный материал всех предметов начальной школы, по любой программе, предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организме человека, учить их беречь и укреплять собственное здоровье.

«Технологии сохранения и стимулирования здоровья»:

  • физкульминутки – динамическая пауза для профилактики переутомления на уроке:
  • пальчиковая гимнастика – тренировка тонких движений пальцев и кисти рук;
  • артикуляционная гимнастика – упражнения для формирования правильного произношения;
  • гимнастика для глаз – упражнения для снятия глазного напряжения;
  • дыхательная гимнастика – упражнения направленные на укрепление дыхательной мускулатуры, улучшения состояния учащегося;
  •  релаксация – упражнения на восстановление равновесия между процессами возбуждения и торможения, снижения двигательного беспокойства;
  • гимнастика ортопедическая – система упражнений, направленная на профилактику нарушений осанки и плоскостопия.

 «Технологии обучения здоровому образу жизни»:

  • урок физкультуры – организованная форма обучения 2 раза в неделю;
  • урок ЛФК – система упражнений, направленная на развитие и коррекцию конкретных видов движений и мышц;
  • точечный массаж – проводится в осенне-зимний период для профилактики простудных заболеваний;
  • коммуникативные игры – игры направленные на развитие коммуникативных навыков детей.

 «Коррекционные технологии»:

  • технология музыкального воздействия – музыкальное сопровождение, которое способствует коррекции имеющихся проблем в развитии, в процессе двигательной деятельности;
  • сказкотерапия – используют для психологической и терапевтической помощи;
  • технология коррекции поведения – игры с правилами, игры-соревнования, психотехнические освобождающие игры;
  • психогимнастика – упражнения по специальным методикам;
  • речевая гимнастика – упражнения на развитие грамотной речи без движений.

Работая 24 года в школе, я сделала вывод о том, что при комплексном использовании различных технологий можно добиться хороших результатов в повышении мотивации к учебно-познавательной деятельности учащихся.

На каждом  из проводимых мною уроков, коррекционных занятиях, динамических паузах, внеклассных мероприятиях для более эффективного достижения практических, общеобразовательных, развивающих, коррекционных  целей, поддержания мотивации я использую ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ  ТЕХНОЛОГИИ. Прежде всего, я стараюсь учитывать физиологические и психологические особенности детей и предусматривать такие виды работы, которые снимали бы напряжение и усталость, не ограничивали двигательную активность детей, вызывали  положительные эмоции, хорошее настроение. К этой работе я привлекла и родителей класса. На родительском собрании мною проводятся беседы и практические занятия по обучению приемам  формирования здорового образа жизни. Таким образом, я стараюсь давать детям и родителям конкретные рекомендации по сохранению здоровья, учу ими пользоваться, воспитываю чувство ответственности за своё здоровье и благоговения перед жизнью. Довожу до их сознания мысль о том, что если они хотят жить долго и счастливо, то должны выбирать здоровый образ жизни.

Предлагаю элементы некоторых  видов технологий, с помощь которых я прививаю своим ученикам полезные привычки и навыки благотворного воздействия на организм с целью поддержания двигательной и умственной активности, лучшей адаптации в социуме. Все виды технологий, используемые мною, сопровождаются движениями и имеют музыкальное сопровождение.

Зарядка-релаксация:

Напряженье улетело,
И расслаблено все тело.
Будто мы лежим на травке,
На зеленой мягкой травке.
Греет солнышко сейчас,
Руки теплые у нас.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Нам понятн6о, что такое
Состояние покоя.

Дыхательная гимнастика:

На одном вдохе произнести 5-10 звуков «ф», делая между ними короткие промежутки. Затем произносится скороговорка: «Водовоз вез воду из водопровода» или другие.

Гимнастика ортопедическая:

Для начала по порядку – утром сделаем зарядку! И без всякого сомненья.  
Есть хорошее решенье – бег полезен и игра. Занимайся ,детвора!
Чтоб успешно развиваться, нужно спортом заниматься.
От занятий физкультурой будет стройная фигура.
Нам полезно, без сомненья все, что связано с движеньем.
Вот, поэтому, ребятки, будем делать мы зарядку.
Станем прямо, ноги шире, мяч поднимем – три-четыре,
Поднимаясь на носки. все движения легки.
Все движения разучим Станем крепче мы и лучше.
Будем  прыгать высоко, как кузнечики – легко.
Обруч, кубики помогут гибкость нам развить немного
Будем чаще наклоняться приседать и нагибаться.

Коммуникативные игры:

Добрые слова не лень
Повторять нам трижды в день.
Кузнецу, ткачу, врачу –
С добрым утром! – я кричу.
Добрый день! – кричу я вслед
Всем, идущим на обед.
Добрый вечер! – так встречаю
Всех, домой спешащих к чаю.

Психогимнастика:

Ученики встают парами, лицом поворачиваются друг к другу. Один ученик раскрывает ладони, другой – накрывает их. «Дети посмотрите ласково в глаза друг другу, чтобы ваши ладошки потеплели. Вы почувствовали тепло рук? А теперь по очереди скажите несколько слов друг другу, но нежно и ласково, чтобы ваши ладошки потеплели еще больше…»

Внедрение ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ  ТЕХНОЛОГИЙ в образовательный процесс – это одно из самых важных и доступных условий для сохранения здоровья учащихся.

Принцип «Не навреди!» стал моим принципом деятельности, как педагога.

Используемая литература:

  1. Солнцева Л.И. Введение с тифлопсихологию раннего, дошкольного, школьного возраста. – М.: полиграфсервис, 1997.
  2. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. – М.: Просвещение, 1973.
  3. Подколзина Е.Н. О семейном воспитании дошкольника с нарушением зрения. – 2002. – № 2.
  4. Аветисов Э.С., Ливадо Е.Н. Занятия физической культурой при близорукости.М.: Медицина,1983.
  5. Солнцева Л.И. Особенности проведения занятий со слепыми детьми в часы коррекции. – М.:  «Логос » ВОС, 1990.
  6. Физкультминутки для учителя и ученика: Методическое пособие. – 2-е изд. испр и доп. – Пермь: Издательство ПОИПКРО, 2004. – 100с.
  7. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2007.
  8. Мухаметова Ф.Г. Здоровьесберегающие техно­логии в классах коррекционно-развивающего обу­чения // «Начальная школа», 2006, № 8.
  9. Новые здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании детей: [гендер. подход в обучении и воспитании: психол. аспект]/ С.Чубарова, Г. Козловская, В. Еремеева // Развитие личности. – №2