«Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических нагрузок»
В. А Сухомлинский
В последнее время обоснованную тревогу вызывает состояние здоровья школьников. Большинство врачей и учителей признают его неудовлетворительным. Это объясняет интерес педагогов к практической реализации идей здоровье сбережения. Сам термин «здоровье» в словаре Ожегова С.И. рассматривается как нормальная, правильная деятельность организма, его психическое благополучие. Организм ребенка младшего школьного возраста отличается незавершенностью развития важнейших органов и систем организма. Поэтому, сохранение здоровья детей должно происходить без ущерба для решения учебных, воспитательных и развивающих задач урока.
Ребенка можно назвать здоровым, если он:
- в физическом плане – умеет преодолевать усталость, его здоровье позволяет ему действовать в оптимальном режиме;
- в интеллектуальном – проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение, самообучаемость;
- в нравственном – честен, самокритичен, эмпатичен;
- в социальном – уравновешен, способен удивляться и восхищаться.
Перед педагогом стоит задача не только научить и воспитать детей, но, и что очень важно, сохранить их здоровье. Выполнять данные правила помогают прочно вошедшие в образовательную среду современные ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ.
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ, по мнению, Сонькина В.Д.– это: условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания); рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями); соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям учащегося; необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим. «Только при таком подходе может быть реализован принцип – здоровье через образование», как отметил академик Колесов Д.В.
Все ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ условно можно разделить на три группы: «технологии сохранения и стимулирования здоровья», «технологии обучения здоровому образу жизни», «коррекционные технологии».
Учебный материал всех предметов начальной школы, по любой программе, предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организме человека, учить их беречь и укреплять собственное здоровье.
«Технологии сохранения и стимулирования здоровья»:
- физкульминутки – динамическая пауза для профилактики переутомления на уроке:
- пальчиковая гимнастика – тренировка тонких движений пальцев и кисти рук;
- артикуляционная гимнастика – упражнения для формирования правильного произношения;
- гимнастика для глаз – упражнения для снятия глазного напряжения;
- дыхательная гимнастика – упражнения направленные на укрепление дыхательной мускулатуры, улучшения состояния учащегося;
- релаксация – упражнения на восстановление равновесия между процессами возбуждения и торможения, снижения двигательного беспокойства;
- гимнастика ортопедическая – система упражнений, направленная на профилактику нарушений осанки и плоскостопия.
«Технологии обучения здоровому образу жизни»:
- урок физкультуры – организованная форма обучения 2 раза в неделю;
- урок ЛФК – система упражнений, направленная на развитие и коррекцию конкретных видов движений и мышц;
- точечный массаж – проводится в осенне-зимний период для профилактики простудных заболеваний;
- коммуникативные игры – игры направленные на развитие коммуникативных навыков детей.
«Коррекционные технологии»:
- технология музыкального воздействия – музыкальное сопровождение, которое способствует коррекции имеющихся проблем в развитии, в процессе двигательной деятельности;
- сказкотерапия – используют для психологической и терапевтической помощи;
- технология коррекции поведения – игры с правилами, игры-соревнования, психотехнические освобождающие игры;
- психогимнастика – упражнения по специальным методикам;
- речевая гимнастика – упражнения на развитие грамотной речи без движений.
Работая 24 года в школе, я сделала вывод о том, что при комплексном использовании различных технологий можно добиться хороших результатов в повышении мотивации к учебно-познавательной деятельности учащихся.
На каждом из проводимых мною уроков, коррекционных занятиях, динамических паузах, внеклассных мероприятиях для более эффективного достижения практических, общеобразовательных, развивающих, коррекционных целей, поддержания мотивации я использую ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ. Прежде всего, я стараюсь учитывать физиологические и психологические особенности детей и предусматривать такие виды работы, которые снимали бы напряжение и усталость, не ограничивали двигательную активность детей, вызывали положительные эмоции, хорошее настроение. К этой работе я привлекла и родителей класса. На родительском собрании мною проводятся беседы и практические занятия по обучению приемам формирования здорового образа жизни. Таким образом, я стараюсь давать детям и родителям конкретные рекомендации по сохранению здоровья, учу ими пользоваться, воспитываю чувство ответственности за своё здоровье и благоговения перед жизнью. Довожу до их сознания мысль о том, что если они хотят жить долго и счастливо, то должны выбирать здоровый образ жизни.
Предлагаю элементы некоторых видов технологий, с помощь которых я прививаю своим ученикам полезные привычки и навыки благотворного воздействия на организм с целью поддержания двигательной и умственной активности, лучшей адаптации в социуме. Все виды технологий, используемые мною, сопровождаются движениями и имеют музыкальное сопровождение.
Зарядка-релаксация:
Напряженье улетело,
И расслаблено все тело.
Будто мы лежим на травке,
На зеленой мягкой травке.
Греет солнышко сейчас,
Руки теплые у нас.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Нам понятн6о, что такое
Состояние покоя.
Дыхательная гимнастика:
На одном вдохе произнести 5-10 звуков «ф», делая между ними короткие промежутки. Затем произносится скороговорка: «Водовоз вез воду из водопровода» или другие.
Гимнастика ортопедическая:
Для начала по порядку – утром сделаем зарядку!
И без всякого сомненья.
Есть хорошее решенье – бег полезен и игра.
Занимайся ,детвора!
Чтоб успешно развиваться, нужно спортом
заниматься.
От занятий физкультурой будет стройная фигура.
Нам полезно, без сомненья все, что связано с
движеньем.
Вот, поэтому, ребятки, будем делать мы
зарядку.
Станем прямо, ноги шире, мяч поднимем –
три-четыре,
Поднимаясь на носки. все движения легки.
Все движения разучим Станем крепче мы и лучше.
Будем прыгать высоко, как кузнечики – легко.
Обруч, кубики помогут гибкость нам развить
немного
Будем чаще наклоняться приседать и нагибаться.
Коммуникативные игры:
Добрые слова не лень
Повторять нам трижды в день.
Кузнецу, ткачу, врачу –
С добрым утром! – я кричу.
Добрый день! – кричу я вслед
Всем, идущим на обед.
Добрый вечер! – так встречаю
Всех, домой спешащих к чаю.
Психогимнастика:
Ученики встают парами, лицом поворачиваются друг к другу. Один ученик раскрывает ладони, другой – накрывает их. «Дети посмотрите ласково в глаза друг другу, чтобы ваши ладошки потеплели. Вы почувствовали тепло рук? А теперь по очереди скажите несколько слов друг другу, но нежно и ласково, чтобы ваши ладошки потеплели еще больше…»
Внедрение ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ в образовательный процесс – это одно из самых важных и доступных условий для сохранения здоровья учащихся.
Принцип «Не навреди!» стал моим принципом деятельности, как педагога.
Используемая литература:
- Солнцева Л.И. Введение с тифлопсихологию раннего, дошкольного, школьного возраста. – М.: полиграфсервис, 1997.
- Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. – М.: Просвещение, 1973.
- Подколзина Е.Н. О семейном воспитании дошкольника с нарушением зрения. – 2002. – № 2.
- Аветисов Э.С., Ливадо Е.Н. Занятия физической культурой при близорукости.М.: Медицина,1983.
- Солнцева Л.И. Особенности проведения занятий со слепыми детьми в часы коррекции. – М.: «Логос » ВОС, 1990.
- Физкультминутки для учителя и ученика: Методическое пособие. – 2-е изд. испр и доп. – Пермь: Издательство ПОИПКРО, 2004. – 100с.
- Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2007.
- Мухаметова Ф.Г. Здоровьесберегающие технологии в классах коррекционно-развивающего обучения // «Начальная школа», 2006, № 8.
- Новые здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании детей: [гендер. подход в обучении и воспитании: психол. аспект]/ С.Чубарова, Г. Козловская, В. Еремеева // Развитие личности. – №2