Ученик-левша в фортепианном классе

Разделы: Музыка


Одна из самых серьёзных проблем в музыкальной педагогике – леворукие дети, предпочитающие пользоваться при игре более сильной и скоординированной левой рукой. Изменения двигательного стереотипа может вызвать неудобство у ребёнка, излишнее напряжение нервной системы, психологический дискомфорт и даже невротические реакции.

В тоже время дети – левши часто обладают от природы большим творческим потенциалом, а игра обеими руками для них особенно важна с точки зрения гармонического развития функций правого и левого полушарий. Если вопрос о влиянии фортепианной игры на гармоническое развитие обоих полушарий остаётся в значительной мере неразгаданным, то проблема леворуких пианистов тем более покрыта тайной. Нет методик работы с такими детьми. Тем не менее, ученики с признаками леворукости чаще всего необычайно чувствительны и глубоко эмоциональны. Их нервная система легко возбудима, нередко они слезливы, легко впадают в отчаянье. Есть дети, которые проявляют сопротивление при попытках преподавателя уравновесить работу обеих рук. В общеобразовательной школе проблемы с письмом, возникающие у леворуких детей, по – настоящему волнуют родителей, но на уроках музыки на это необычное обстоятельство не обращают никакого внимания.

Тем не менее к нам приходят нередко дети со скрытой леворукостью, когда эти качества определяются с опозданием, т.к. в школе они пишут правой рукой. И педагог неудомевает: почему возникают проблемы? А просто именно место проблема межполушарнойассиметрии, т.е. особенное устройство головного мозга.

Неравномерное распределение обязанностей между полушариями мозга получило название функциональной асимметрии. И проблема леворукости имеет прямое отношение к проблеме межполушарной асимметрии. У левшей сильнее развито правое полушарие головного мозга, которое управляет подсознанием и абстрактным мышлением, ориентировкой в пространстве и сферой чувств. Оно отвечает за образную память, восприятие музыки,интонации и ритма, выразительности звучания.

Правополушарные люди лучше понимают классическую музыку с её тонкостями и нюансами. Они выдают высокий уровень ассоциаций. Им нетрудно абстрагироваться от конкретики и обобщать, дальше сохранять в памяти самые различные впечатления от увиденного и услышанного. Правое полушарие “мыслит” образами, оно считывает информацию, заключённую не в словах, а в интонациях, мимике и жестах.

Если к вам на урок пришёл левша, то необходимо помнить, что для него важнее не столько то, что сказано, сколько то, как сказано.

Необходимо продумать как общаться с таким ребёнком, который тонко чувствует интонацию, но при этом не анализирует в достаточной мере поступающую информацию. Именно ученик – левша при каждом вашем повторе объяснений учебного материала вновь и вновь будет обнаруживать что-то новое для себя, что осталось незамеченным при предыдущем объяснении или показе. Ещё одна трудность леворуких учеников – это отсутствие навыка зрительно-моторной регуляции. Они могут обладать прекрасным слухом, быстро схватывать услышанное и мгновенно воспроизводить, знать все ноты и при этом не уметь читать нотный текст. Всё его внимание приковано к клавиатуре, чтобы следить за тем, что делают руки – и свои, и руки педагога. Все попытки обратить внимание ученика на то, что написано в нотном тексте остаются тщетными, т.к. характер прицельной возможности глаз у левшей отличен от правшей. Вот одна из причин, почему одни читают с листа бегло, а другие – с большим трудом.

И, наконец, третья проблема, возникающая у леворуких учеников: слабая координация движений, заторможенное развитее моторики правой руки. При движении пассажей к басам, т.е. влево, правая рука начинает тормозить левую, в ней возникает напряжение, что ведёт к деформации осанки и отсюда – различные неудобства. Почему правой руке так сложно “леветь”? Потому что не всегда, даже у левшей, левой руке сопутствует беглость и лёгкость движения, к тому же обнаруживает себя асимметрия мозга, ведь доминирует правое полушарие. Всё это ставит перед педагогом задачу: добиться свободного переплетения рук таким образом, словно их не две, а одна. И чтобы при это глаза ребёнка охватывали руки в пространстве и не мешали читать ноты с листа. Для этого необходимо правильно “выстроить” педагогический процесс. Уже на первой встрече педагога и ученика легко выявить леворукость, даже если она скрыта, проведя тесты. В переплетении рук: если сверху ложиться большой палец правой руки, - то перед нами правша, если большой палец левой руки – левша. При скрещивании рук если кисть правой руки ложиться сверху на левое предплечье – правша, если наоборот – левша.

Педагог не должен переучивать ребёнка – левшу. В педагогическом процессе следует всеми силами, стараться “довести” правую руку до уровня левой. Важно помнить, развивая правую руку у левши ( а не затормаживая активность левой), мы благотворно воздействуем на общее развитие ребёнка, как бы помогаем его левому полушарию взять на себя дополнительные функции, “подтягиваем” его к доминирующему правому, а не заставляем правое “смириться” и утихнуть. Для этого необходимо правильно подобрать репертуар. На первых уроках начинаем с игры левой рукой. Но на этом этапе не следует долго задерживаться. Как можно скорее необходимо вводить в репертуар произведения для обеих рук. Это пьесы с двухсторонним переносом рук для определения их координации. Рука имеет временный покой в момент переноса, в то время как работает другая рука. Полезно играть этюды с чередованием нагрузки для рук при включении необходимых мышц тела. Введение пьес на одновременную параллельную игру рук, которые не вызывали бы особых сложностей. Например, средние части “Смелого наездника” Р. Шума или “Польки” П. Чайковского. Игра кадансов и секвенций в разных комбинациях. При этом помнить, что навыки, полученные от первого педагога, всегда очень живучи. Главное, не превращать уроки музыки в сухие “ акробатические” упражнения для работы над крупной и мелкой моторикой. Наша цель – создать атмосферу,в которой появится желание двигаться вперёд, преодолевая трудности. Помнить, что именно среди левшей чаще всего встречаются совершенно особые дети- дети индиго, обладающие экстрасенсорными способностями.

Правополушарными являются многие творческие люди- артисты. поэты, художники и музыканты. Среди них: Шуман, Шопен, Скрябин, Чайковский, Пол Маккартни; Павлов и Максвелл; Леонардо да Винчи и Микеланджело; Даль и Керролл. Если верить приданиям старины глубокой, то Юлий Цезарь, Александр Македонский и Наполеон также были левшами.