Формирование эколого-краеведческих компетенций у дошкольников

Разделы: Работа с дошкольниками


Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения людей, повышения их экологической грамотности и культуры. Чтобы решить эти проблемы на практике, нужны люди с новым мышлением. Именно поэтому во всем мире в последние годы всё больше уделяется внимания образованию в области окружающей среды. Начинать формировать правильное мировоззрение нужно в дошкольном возрасте.Решить эту задачу помогает непосредственно-образовательная деятельность эколого-краеведческого направления в рамках реализации образовательной области “Познание”.

Экологическое краеведение в процессе воспитания и образованиядошкольников имеет определённые формы реализации: экологические сказки, занятия-путешествия, чтение художественной литературы, классической поэзии, знакомство с фольклором, народным календарем, а также развивающие дидактические игры, целевые прогулки, экскурсии. Такие формы организации образовательной деятельности представляют собой попытку обеспечить обновление содержания эколого-краеведческой работы с дошкольниками. Методическая и практическая ценностьподобных занятий заключается в развитии у детей нравственно-патриотических чувств, воспитании любви и уважения к родному краю с помощью эмоциональных и чувственно-практических способов познания. При этом надо помнить, что любовь к Родине начинается с ощущения родного края, земли на которой родился и рос.

Получив знания по краеведению родного Тамбовского края, дети получат определённый объём знаний о природе своей “малой родины”.

Предлагаемый эколого-краеведческий материал даёт ребёнку возможность познать и увидеть удивительную красоту родного Тамбовского края. Всё что нас окружает: воздух, вода, солнце, растения, животные тесно связаны между собой и человеком. Это как бы большой дом, в котором мы живём и важно вызвать у детей желание изучать, любить и беречь этот дом под названием “Мой край Тамбовский”.

Непосредственно-образовательная деятельность строится с учётом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребёнком окружающего мира.Получение экологических знаний детьми в детском саду строится на основе исследовательской деятельности, имеющей основу в спонтанном экспериментировании, поисковой активности ребёнка.

Для непосредственно-образовательной деятельности эколого-краеведческого направления можно выделить следующие типы исследования:

1. Опыты, эксперименты.

2. Коллекционирование (классификационная карта).

3. Путешествия по карте

4. Прогулки по “экологической тропе”.

В эколого-краеведческом обучении используется интегрированный подход, как наиболее эффективный, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности (продуктивной), музыки, художественного творчества, физической культуры, игры, чтения художественной литературы, моделирования.

К концу учебного года можно достичь следующих результатов в развитии детей:

  • формирование эмоционального, бережного отношения к объектам окружающего мира;
  • развитие умения видеть красоту окружающего мира;
  • формирование представлений о некоторых природных объектах, явлениях, закономерностях;
  • формирование навыков экологически грамотного поведения в природе и быту;
  • развитие умения прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде, предпринимать определённые действия по её сохранению и улучшению;

Кроме того, предполагается эмоциональное развитие ребёнка в целом, формирование умения логически мыслить, самостоятельно делать обобщения, обогащение словаря, развитие наблюдательности, интереса к познавательной деятельности, ассоциативного мышления.

Ниже представлены варианты организации образовательной деятельности эколого-краеведческой направленности.

Тема “Куда бежит река Лесной Воронеж?” (для детей от 6 до 7 лет)

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, художественное творчество, чтение художественной литературы, здоровье.

Программное содержание:

  • познакомить детей с особенностями водоёмов на примере реки Лесной Воронеж;
  • продолжить работу с контурной картой;
  • развивать зрительную память, воображение, мышление;
  • активизировать словарь детей.

Материалы и оборудование: карта Тамбовской области, контурная карта на каждого ребёнка, карандаши или фломастеры, глобус, иллюстрации животных и растений, рисунок водоёма, карточки животных, воронка, 2 стакана, фильтр.

Содержание НОД

Рассматривание глобуса.

Дети, я буду медленно вращать глобус, а вы внимательно на него посмотрите, и ответьте на вопросы:

- Какого цвета на глобусе больше всего? (Голубого).

- Что изображено на глобусе голубым цветом? (Реки, озёра, моря, океаны).

- Какие другие цвета есть на глобусе? (Жёлтый, зелёный, коричневый).

- Что изображают эти цвета? (Этими цветами изображена суша).

- Показать на глобусе, где мы живём.

- В каком городе мы живём? (Мичуринске). Показать на карте город.

Наш город расположен на реке Лесной Воронеж. Сегодня мы поговорим о нашей реке.

Рассказ воспитателя.

Небольшая сказка о нашей реке.

Небольшой ручеёк журчал в зарослях травы и кустарников. Вода бежала быстро. Ручеёк, то скрывался в зарослях, то выбегал на луга, и струёй веселилась вода, сверкала на утреннем солнце. Он был маленьким, этот ручеёк, серебрился, звенел, а со всех сторон сбегались к нему другие ручейки, ещё меньше. И наш ручеёк становился всё шире, и шире, и глубже. Течение его постепенно замедлялось, и вот он уже стал рекой. На речных берегах раскинулись деревни и города. Вот и наш город расположен на берегу реки Лесной Воронеж.

- Как назывался город в старину? (Козлов).

- С какой целью был построен город? (Защита от набегов татар).

Чтение стихотворения.

А теперь послушаем стихотворение Э. Майковской “Речка”.

– Маленькая – маленькая речка

Куда ты бежишь?

– Далечко!

Страшно бежать далечко,

Маленькая – маленькая речка

Ямы пойдут.Овраги.

Камни пойдут, коряги!

Может и зверь случиться!

– Я ему дам водицы напиться.

– Встретишься с пнём рогатым.

Старым и бородатым,

С древней кривой сосною!..

– Я им ноги омою!

– В полночь бежать придётся

В полночь яга крадётся!

Если она обидит?

– Обидит? Никто не увидит!

– Маленькая – маленькая речка

Зачем, ты бежишь далечко?

Зачем тебе труд да горе?

Что там далечко?

– Море.

Обсуждение стихотворения.

Обсудить с детьми ответ речки. Отметить, что все реки бегут, вода в них течёт, не стоит на месте. Маленькая речка Лесной Воронеж бежит к реке Воронеж, а большая речка бежит к Дону. А потом в конце все реки попадают в море.

Физкультминутка “Буратино”.

Буратино потянулся,
Раз — нагнулся,
два — нагнулся,
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.

Опытно-экспериментальная работа.

Опыт по очистке загрязнённой воды.

Работа в рабочей тетради. Нанести на контурную карту реку Лесной Воронеж.

Закрепление:

- Как называется река, на которой расположен наш город? (Лесной Воронеж).

- С чего начинает река свой путь? (Родничка, ручейка).

- Какие водоёмы кроме рек вы знаете? (Моря, океаны).

Тема НОД “Удивительный мир насекомых” (для детей от 5 до 6 лет)

Интеграция образовательных областей: Познание, Коммуникация, Художественное творчество, Чтение художественной литературы.

Программное содержание:

- способствовать систематизации и обобщению представлений о многообразии насекомых (особенности внешнего строения, места обитания, способы передвижения, питание, размножение);

- обобщить представления о сезонных изменениях в поведении насекомых;

- активизировать познавательный интерес к природе.

Материалы и оборудование: предметные картинки с изображением разных насекомых, их среды обитания.

Содержание НОД

1. Воспитатель предлагает детям отгадать загадки.

Она ярка красива,
Изящна, легкокрыла
Сама похожа на цветок
И любит пить цветочный сок. (Бабочка.)

Спинка алая у ней.
Всех жучков она милей
А на ней кружочки-
Черненькие точки. (Божья коровка.)

У нее четыре крыла,
Тело тонкое, словно стрела,
И большие- большие глаза.
Называют ее… (Стрекоза.)

Он работник настоящий.
Очень, очень работящий.
Под сосной в лесу густом
Из хвоинок строит дом. (Муравей.)

2. Беседа с детьми о насекомых.

- О ком вы отгадывали загадки? Как можно назвать одним словом?

Насекомые - древнейшие и самые многочисленные обитатели нашей планеты. Обитают многие насекомые не только на земле, но и в воздушном и водном пространстве.

Далее воспитатель показывает картинки с изображением различных насекомых, объясняет, что тело состоит из члеников, шести ног, усиков. Насекомые отличаются друг от друга по величине, форме тела, цвету. А также средой обитания.

- Как они передвигаются? (Они умеют ползать, ходить, летать, плавать, прыгать, бегать).

- Чем они питаются? (Зелеными листьями, созревшими плодами, опавшими листьями, нектаром цветов.)

- Как насекомые спасаются от врагов? (Защитной окраской - гусеницы, кузнечики; отпугивающей яркой окраской - бабочки; острым жалом - осы, пчелы, шмели.)

- Какую пользу или вред приносят?

Физкультминутка “Стрекоза”.

Вот летит стрекоза, (Дети имитируют полет стрекозы.)
Как горошины глаза, (Изображают большие глаза стрекозы.)
А сама как вертолет, (Вращения.)
Влево, вправо, назад, вперед. (Наклоны.)

3. Дидактическая игра “Четвертый лишний”. (Дети выбирают себе конверты с карточками, из которых необходимо выбрать лишнюю карточку, объяснить свой выбор. Например:

- Заяц, еж, лиса, шмель.

- Синица, паук, скворец, стрекоза.

- Бабочка, стрекоза, лиса, пчела.

- Воробей, муха, шмель, божья коровка.

4. Игра-викторина. (Дети делятся на две команды, отвечают по очереди. За правильный ответ - звездочка.)

- Кто самый главный “чемпион по прыжкам”? (Кузнечик.)

- Кто в лесу строит муравейники? (Муравьи.)

- Как называется домик, который строят для пчел? (Улей.)

- Какие насекомые пьют цветочный сок и опыляют цветы? (Пчелы, шмели, бабочки.)

- Кто строит себе домик из тоненьких ниточек- паутинок? (Паук.)

Воспитатель: Вот как много нового и интересного узнали о насекомых: о пользе и вреде, которые они приносят; о том, что они живут не только в лесу, но и в городе.

Дети, обязательно понаблюдайте, каких насекомых вы можете встретить около дома или на участке детского сада.

Итог.

Тема НОД “Земля – наш общий дом” (для детей от 6 до 7 лет)

Интеграция образовательных областей: “Познание”, “Коммуникация”, “Здоровье”, “Безопасность”, “Чтение художественной литературы”.

Программное содержание.

Познакомить детей с глобусом – моделью земного шара.

Дать элементарные представления о том. Что существуют разные области земли, которые отличаются по своим природным условиям и обозначаются на глобусе по-разному.

Воспитывать бережное отношение к Земле – своему дому.

Оборудование: глобус, графическая карта, бумажный круг (разделён линиями на 3 равные части), ножницы, карточки, на которых точками изображены контуры России.

Содержание НОД

1. Организационный момент.

- Дети, на прогулке мы проходили мимо своих домов. “Вот мой дом”, - говорили вы. “Вот моя улица”.

- А в доме вы где живёте? (В квартире)

- Удобно ли вам там жить?

Да, ведь есть и водопровод, и свет, и отопление. Со всем, что есть в доме, вы обращайтесь бережно, если что-то испортилось, приводите в порядок. Ваша квартира находится в подъезде, подъезд – в доме, дом – на …(улице), улица – в …(городе), город – в …(стране), а страна – на нашей Земле. Вот и получается, что Земля наш общий дом. – Удобен ли этот дом для человека? Да, в нём есть всё, что необходимо для жизни. Что же? Вода, пища, свет, тепло. И всё это надо беречь, любить и пользоваться с умом.

Вот послушайте сказку.

История эта началась давным-давно, но до сих пор не закончилась. Родила мать-природа двух сыновей. Выросли они, и настала пора им самим заботиться о себе и о матери. Как только подошёл срок, получил каждый из них по царству. И были главным богатством там огромные леса, полноводные реки и озёра. И решил старший сын переделать своё царство так, как ему нравится. Не хотел он понять, что в природе нет ничего случайного, что переделав и погубив одно, он тем самым погубит другое. И вот закипела работа в его царстве. Старшему сыну казалось, что в лесу слишком много диких зверей, которых он боялся, слишком много мух и комаров, которые досаждали ему… И завизжали пилы, и посыпались яды на поля… Но когда старший сын закончил свою работу и оглянулся вокруг, то не увидел он ничего кроме пустого разрушенного царства. Погибли звери и птицы, засохли реки и озёра…

А младший сын, увидев такое богатство, понял, что не царь он в этом мире, а работник. И, как хороший хозяин, должен сохранять и умножать то, что ему досталось в наследство. И каждый новый день младший сын начинал с того, что убирал своё царство. Сажал новые деревья взамен тех, что были больны. Лечил и помогал зверям и птицам, которые обращались к нему за помощью, потому что знал: он в ответе за тех, кого приручил. А Земля платила ему за заботу своей щедростью.

2. Знакомство с глобусом.

– Какой же он, наш общий дом? Об этом люди думали всегда. Очень-очень давно они считали, что наша земля похожа на тарелку и что если долго идти, то можно дойти до края, то есть до края земли. (Воспитатель показывает детям большую плоскую тарелку и ставит на неё маленького человечка, вылепленного из пластилина). До сих пор сохранилось выражение “на краю земли”, то есть очень далеко. Но сколько ни ходили люди, до края земли не дошёл ни один. Люди, отправляясь в длительное путешествие, обращали внимание, что если идти, ехать и плыть в одном направлении, то вернёшься в то же место.

- Как вы думаете, какой же формы должна быть наша Земля, чтобы это происходило? (Дать возможность детям проверить эту задачу по представлению на разных поверхностях: цилиндр, конус, куб, шар).

Наша Земля – очень большой шар. Изображают её в виде глобуса. На нём есть всё, что есть на земле, только очень маленькое, Давайте рассмотрим его. (Дети подходят к глобусу).

- Какого цвета на глобусе больше всего? (Синего)

- Как вы думаете, что изображает синий цвет на карте? Чем темнее цвет, тем глубже в этом месте море или океан.

- Какие ещё цвета есть на глобусе? (Зелёный цвет – это равнины)

- Как вы думаете, что такое равнины? (Коричневым цветом обозначаются горы. Чем темнее цвет, выше горы)

- Что обозначено жёлтым цветом? Белым?

3. Изготовление модели Земли.

Если Землю представить в виде круга, то воды будет больше (2/3), остальное суша. Дети, давайте вырежем круг, разделим его линиями на 3 части. Разрезаем его. Возьмём 2 части. Вот столько места занимает на Земле вода.

- А что находится на оставшейся части?

Больше половины суши приходится на пустыни, льды, горы, то есть те места, где человек жить не может. Отрезаем от оставшегося куска больше половины. Посмотрите, какая небольшая часть пригодна для жизни человека. Наш общий дом совсем невелик. (Складываем все куски вместе, чтобы дети увидели, какую часть от целого круга составляет пригодная для жизни Земля).

4. Работа с картой.

Глобусы бывают большие и маленькие, но брать их с собой в путь неудобно. Для этого есть карты. Карта – это тоже изображение нашей Земли. Давайте найдём на карте нашу страну. (Дети подходят к географической карте).

- Как называется наша страна? Главный город? На карте она занимает немного места, её всю можно закрыть ладонью. На самом деле Россия – страна большая.

- Где живут люди? В городах, сёлах, посёлках. На глобусе обозначены только большие города. Но есть карты, на которые нанесены небольшие города, посёлки, деревни.

- В каком городе живём мы с вами? На карте он обозначен точкой. Таких точек на карте России много.

- Какого цвета на карте России больше всего? (Зелёного)

- Что это значит? (В России много лесов, полей, лугов)

- Есть ли горы в нашей стране? Покажите их на карте.

- Как вы думаете, что обозначают тонкие синие полоски, которыми исчерчена вся Россия? (Это реки) Не зря в песне поётся:

“Широка страна моя родная.
Много в ней лесов, полей и рек”

Ребята, мы с вами будем путешествовать и постараемся побольше узнать о своей стране.

5. Работа с карточками.

- Дети, соедините изображённые на карточках точки. Что получилось? (Контуры России) Отметим точкой место, где мы с вами живём (г. Мичуринск)

6. Итог занятия.