Пояснительная записка
На современном этапе развития общества проблема формирования эстетической, духовной культуры человека, его творческого становления является доминантой цивилизованного развития. В образовании как явлении цивилизации также происходит ориентация на личность, ее субкультуру, что превращает искусство в важнейший фактор духовного обновления, как общества в целом, так и отдельного человека.
Программа дополнительного образования обучающихся по художественно - прикладному творчеству “Добрые волшебники Урала” (в дальнейшем - Программа “Добрые волшебники Урала”) предназначена для обучающихся 1-3 курсов по специальностям 050144 “Дошкольное образование”, 050146 “Преподавание в начальных классах”, 050148 “Педагогика дополнительного образования” и других специальностей. Она предназначена для всех, кто увлекается различными видами декоративно – прикладного искусства, художественным трудом и владеет первоначальными знаниями, умениями, навыками обработки различных материалов, кому не безразлично развитие художественной культуры Урала.
В связи с тем, что в учебных программах “Методика обучения продуктивным видам деятельности с практикумом” специальность 050144 “Дошкольное образование”, “Практикум по художественной обработке материалов и изобразительному искусству” специальность 050146 “Преподавание в начальных классах”, “Изобразительная деятельность и декоративно-прикладное искусство” специальность 050148 “Педагогика дополнительного образования” уделяется незначительное количество часов (или совсем не уделяется) на знакомство с декоративно–прикладным искусством Урала, на знакомство с творчеством П.П.Бажова и Д.Н.Мамина–Сибиряка, возникла идея создания программы. Программа дополнительного образования обучающихся по художественно-прикладному творчеству “Добрые волшебники Урала” - является авторской, она вводит обучающихся в удивительный мир творчества П.П.Бажова и Д.Н.Мамина–Сибиряка.
Художественная культура Урала является составной частью истории культуры России. Вместе с тем она представляет собой не просто провинциальный вариант общенациональной культуры, а самостоятельное явление, обладающее собственными закономерностями и логикой развития.
Могуч и прекрасен горный Урал, далеко расходится слава о щедрой его природе, славен Урал и делами живущих здесь людей. Программа “Добрые волшебники Урала” предназначена для знакомства с творчеством уральских писателей П.П.Бажова и Д.Н.Мамина–Сибиряка. Герои уральских сказов П.П.Бажова, трогательных рассказов и сказок Д.Н.Мамина–Сибиряка предстанут перед обучающимися и воплотятся в продуктивной деятельности. Именно через изготовление героев сказов и сказок, различных предметов из них будет происходить знакомство с творчеством уральских сказочников, их особенностью.
Молодому поколению, нашим детям, внукам, необходимо отстоять и приумножать ценности уральской культуры, сохранить ее самобытность, приобрести развитое национальное самосознание. Это возможно только тогда, когда каждый с детства будет погружен в культуру своего края, будет знать, дорожить, гордиться его художественными сокровищами, постигая через них души людей, обживших эту землю и трудившихся на ней.
Программа “Добрые волшебники Урала” по своему содержанию является художественно – эстетической, по функциональному предназначению – кружковой, по времени реализации – одногодичной.
Программа разработана с учетом требований Федерального Государственного Образовательного Стандарта и направлена на:
- создание условий для развития личности обучающихся;
- развитие мотивации личности обучающихся к познанию и творчеству;
- обеспечение эмоционального благополучия обучающихся, укрепление психического и физического здоровья обучающихся;
- приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;
- создание условий для творческой самореализации личности обучающихся, их интеграции в системе мировой и отечественной целостности процесса, психического и физического, умственного и духовного развития личности обучающихся;
- владение практическими умениями и навыками работы в различных видах художественной продуктивной деятельности.
Цель программы “Добрые волшебники Урала” - развитие творческого потенциала обучающихся, привитие интереса и любви к культуре, истории родного края, в необходимости сохранить и передать свои знания и приобретенные умения, навыки своим будущим воспитанникам и ученикам.
Задачи программы “Добрые волшебники Урала”:
- расширить знания обучающихся о декоративно – прикладном, художественном искусстве Урала, способствовать их систематизации;
- формировать у обучающихся устойчивый интерес и любовь к истории своего края, к творчеству своего народа;
- развивать у обучающихся художественное мышление, творческое воображение, зрительную память, пространственное представление, оформительскую культуру, изобразительные способности, эстетический вкус;
- расширять и совершенствовать знания, умения, навыки обучающихся при обработке разных материалов;
- совершенствовать умения делать эскизы и зарисовки изделий, читать чертежи, схемы, умения и навыки общей культуры труда.
Так же как и программа образовательной области “Художественное творчество” - Федеральные Государственные Требования, “Искусство” - Федеральный Государственный Образовательный Стандарт, программа “Добрые волшебники Урала” способствует развитию личности обучающегося в развитии эстетического восприятия мира, художественно – творческих способностей, в воспитании художественного вкуса, потребности в общении с прекрасным в жизни и в искусстве, в обеспечении определенного уровня эрудиции в сфере изобразительного искусства, в сознательном выборе видов художественно – творческой деятельности, в которых обучающийся может проявить свою индивидуальность, реализовать творческие способности.
Программа “Добрые волшебники Урала” включает в себя разделы:
- Работа с бумагой.
- Работа с тканью, нитками.
- Работа с бисером.
- Работа с пластилином, соленым тестом.
- Работа с бросовым материалом.
Данная программа предусматривает продолжение знакомства с обработкой разных материалов, совершенствование технологий при обработке бумаги, картона, ткани, глины и др. материалов и в процессе продуктивной деятельности, изготовлении продукта, обучающиеся применяют полученные ранее знания на занятиях по изобразительному искусству, технологии (практикуму по художественной обработке материалов), на занятиях по декоративно-прикладному искусству и художественному конструированию. На занятиях по программе “Добрые волшебники Урала” обучающиеся работают в разной технике: плоской и объемной аппликации, оригами, бумагопластике, конструировании, папье–маше, росписи, лепке и др., выполняют изделия из бумаги и картона, ткани и волокнистых материалов, пластилина, бросового и др. материалов.
Большое внимание уделяется формированию у обучающихся умения самостоятельно и творчески подходить к выбору изделия, приемов работы, подбору материалов, оформлению и отделке изделий.
Программа “Добрые волшебники Урала” рассчитана на 70 часов, занятия проводятся в течение 2-х семестров, они проводятся в свободное от занятий время, 1 раз в неделю по 2 часа:
- 1 семестр - 32 часа;
- 2 семестр - 38 часов.
Форма занятий может быть разной – это занятия, на которых предполагается знакомство с теорией изучаемой темы, практические занятия по выполнению продукта деятельности, занятия – встречи с мастерами, экскурсии в краеведческий музей, участие в конкурсах, проведение праздников, посиделок, посещение, организация и проведение выставок в колледже и за его пределами. Большая часть занятий проводится в практической форме (декоративная, практическая и самостоятельная работа, конструирование, формообразование), в их основе лежат творческая деятельность, т.е. создание оригинальных творческих работ.
В конце каждого семестра организуется выставка работ обучающихся, работы могут быть отобраны в постоянный выставочный фонд колледжа.
В программе “Добрые волшебники Урала” приводится примерная тематика занятий.
В процессе обучения обучающиеся продолжают знакомиться:
- с предметом труда – используемым материалом;
- с орудиями труда – используемыми инструментами;
- с деятельностью человека в труде – умениями выполнять необходимые операции определенными инструментами, использовании продукта деятельности в дальнейшем (в быту, в оформлении учебного заведения, в качестве подарка, сувенира и др.).
Основу обучения составляют приобретенные знания, умения, навыки, качество, творчество, принципы организации процесса обучения опираются на:
- целенаправленность;
- системность;
- последовательность;
- доступность;
- самостоятельность.
Информационный материал, используемый на занятиях, небольшой по объему, т.к. основной материал обучающиеся получают на основных занятиях по предмету, он дается как перед конструированием, изготовлением изделий, поделок, игрушек, так и во время продуктивной деятельности. Готовый продукт (изделие, поделка, игрушка) обыгрывается, используется для создания сложных композиций на темы литературных произведений П.П.Бажова, Д.Н.Мамина-Сибиряка, для сюжетно-образной игры, для оформления.
Выполнение творческих работ, композиций на темы сказов П.П.Бажова, сказок Д.Н.Мамина-Сибиряка служат развитию воображения и фантазии у обучающихся, позволяют не только выявлять индивидуальные творческие возможности, но и решать нравственно-этические задачи в образной форме. Обучающиеся не только выполняют изделия, поделки, игрушки, композиции, также выполняют разбор и анализ продуктов деятельности, созданных обучающимися.
При выполнении работ, композиций перед обучающимися ставится задача определить назначение своего изделия. Подобная установка дисциплинирует обучающихся, дает хороший осознанный подход к решению и чисто пластических задач объемной формы. С первых же занятий обучающиеся работают по плану: 1) эскиз, 2) воплощение в материале, 3) выявление формы с помощью декоративных фактур. Программа ориентирует обучающихся на самостоятельность в поисках композиционных решений в выборе способов приготовления поделок, творчество.
Обучающиеся выполняют изделия индивидуально, в группе, коллективно. Коллективные работы незаменимы для объединения коллектива, разработки творческих проектов, приобретения коммуникативных навыков, для естественного обмена опытом в атмосфере дружбы и доверия, открытости, развития толерантности. Программа предусматривает участие в конкурсах и выставках. Это является стимулирующим элементом, необходимым в процессе обучения.
Обучающимся может быть предложено домашнее задание в виде самостоятельной работы поискового характера по сбору, коллекционированию в альбомах изобразительного и другого материала, материала о творчестве П.П.Бажова, Д.Н.Мамина–Сибиряка, который может быть использован в дальнейшей работе с детьми, а также во время педагогической практики.
Основными формами контроля знаний, умений, навыков обучающихся является анализ и оценка творческих работ, решение викторин, кроссвордов, представление работ на выставки разного уровня и др.
Оценку работ следует проводить по следующим критериям:
- декоративность (композиция, форма, цветовое решение, использование изобразительных, декоративных элементов);
- содержательность (полнота реализации в практической деятельности знаний, полученных в процессе восприятия);
- индивидуальность (авторская позиция, фантазия, новизна).
Проведение праздников, знакомство, встречи с уральскими (местными) художниками, мастерами, умельцами, выставка творческих работ, экскурсии в краеведческий музей проводятся в свободное от занятий время.
Для формирования художественно – творческой активности обучающиеся должны:
- уметь в процессе восприятия декоративного искусства и в процессе собственной практической деятельности обращать внимание в первую очередь на содержательный смысл художественно – образного языка декоративного искусства, художественного конструирования, уметь связывать его с теми явлениями в жизни общества, которыми порождается данный вид искусства, уметь связывать готовый продукт деятельности (изделие, поделку, игрушку, композицию) с произведениями уральских сказочников;
- уметь выражать свое личное понимание значения декоративного искусства в жизни людей через произведения П.П.Бажова, Д.Н.Мамина–Сибиряка;
- знать технологию обработки разных материалов, уметь применять разные материалы, техники в разработке разных продуктов деятельности, связанных с тематикой произведений уральских сказочников;
- проявлять наблюдательность, фантазию, творчество в разработке художественных изделий, проектов при их изготовлении, связанных с тематикой произведений П.П.Бажова, Д.Н.Мамина–Сибиряка;
- участвовать в творческих группах при выполнении коллективных работ разного вида;
- применять полученные знания, умения и приобретенные навыки в практической деятельности, в работе с детьми во время педагогической практики, в повседневной жизни.
Общее количество часов по семестрам.
- 1 семестр - 32 час. (теоретических – 4, практических – 28);
- 2 семестр - 38 час. (теоретических – 5, практических – 33).
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование темы | Кол-во часов | В том числе | |
теорет. | практ. | |||
Использование мотивов произведений уральских писателей в изготовлении изделий декоративно – прикладного искусства | 70 | 9 | 61 | |
1. | Вводное. Знакомство с творчеством уральских писателей. | 2 | 2 | - |
2. | Знакомство с творчеством уральских писателей. | 10 | 2 | 8 |
3. | Знакомство с творчеством П.П.Бажова. | 30 | 2 | 28 |
4. | Знакомство с творчеством Д.Н.Мамина-Сибиряка. | 26 | 3 | 23 |
Проведение праздников | ||||
Знакомство, встречи с уральскими (местными) художниками, мастерами, умельцами. | ||||
Выставка творческих работ. | 2 | - | 2 | |
Экскурсия в краеведческий музей. |
Учебно-тематический план 1 семестр
№ п/п | Наименование темы | Кол-во часов | В том числе | |
теорет. | практ. | |||
1 семестр | ||||
Использование мотивов произведений уральских писателей в изготовлении изделий декоративно – прикладного искусства | 32 | 4 | 28 | |
1. | Вводное. Знакомство с творчеством уральских писателей. | 2 | 2 | - |
Работа с бумагой. | 30 | 2 | 28 | |
2. | Техника - рисование. Выполнение украшений. |
2 | - | 2 |
3. | Техника – нетрадиционное рисование. Выполнение рисунков по мотивам уральских писателей. |
2 | - | 2 |
4. | Техника - аппликации. Выполнение аппликации (плоской, объемной) Выполнение аппликации из бумаги, окрашенной “под мрамор”. |
2 4 |
- - |
2 4 |
5. | Техника - квиллинг. Изготовление цветов. Конструирование и изготовление украшений. |
4 2 |
1 - |
3 2 |
6. | Техника - оригами. Изготовление поделок, объемных аппликаций |
2 | - | 2 |
7. | Техника - вырезывание. Выполнение композиций из бумаги, картона. |
4 | 1 | 3 |
8. | Техника - бумагопластика. Конструирование поделок (цветов, сказочных героев) из бумаги, картона. |
8 | - | 8 |
Проведение праздников Знакомство, встречи с уральскими (местными) художниками, мастерами, умельцами. Выставка творческих работ. Экскурсия в краеведческий музей. |
Учебно-тематический план 2 семестр
№ п/п | Наименование темы | Кол-во часов | В том числе | |
Теорет. | Практ. | |||
2 семестр | ||||
Использование мотивов произведений уральских писателей в изготовлении изделий декоративно – прикладного искусства | 38 | 5 | 33 | |
Работа с бумагой. | 6 | 1 | 5 | |
1. | Техника - папье–маше. Изготовление объемных поделок, игрушек. |
6 | 1 | 5 |
Работа с тканью, нитками. | 20 | 3 | 17 | |
2. | Техника - шитье. Изготовление игрушек, панно из ткани, ниток, волокнистых материалов. |
12 | 2 | 10 |
3 | Техника – вязание. Изготовление поделок из ниток. |
8 | 1 | 7 |
Работа с бисером. | 6 | 1 | 5 | |
4 | Техника – бисероплетение. Изготовление объемных поделок из бисера. |
6 | 1 | 5 |
Работа с пластилином, соленым тестом. | 4 | - | 4 | |
5. | Техника – лепка. Изготовление объемных поделок из глины, пластилина, соленого теста. |
4 | - | 4 |
Проведение праздников Знакомство, встречи с уральскими (местными) художниками, мастерами, умельцами. Выставка творческих работ. Экскурсия в краеведческий музей. |
2 |
- |
2 |
|