Цель:
- Становление и развитие самоуправления в классном коллективе на основе детской инициативы и творчества.
- Воспитание трудолюбия, желания приносить своим трудом радость и создавать хорошее настроение себе и окружающим.
Ход деловой игры
I. Организация учащихся к деятельности.
1. Приветствие.
Все первоклассники стоят полукругом.
- Поприветствуйте друг друга. (Приветствие наклоном головы).
2. Группировка с помощью “фигурных” билетиков.
- Выбирайте входные билеты той формы, которая вам нравится. Присаживайтесь за стол, где стоит такая же сигнальная фишка.
II. Сообщение темы занятия.
- Сегодня каждый из вас попробует найти свое дело. Поэтому наша деловая игра так и называется: “Всегда найдется дело для ребят умелых”.
III. Вступительная беседа.
- В нашем классе распространен опыт коллективных поручений: ЧТД – чередование творческих дел. Но, поскольку вы только учитесь выполнять поручения, то, зачастую, забываете о своих обязанностях. Попробуем решить эту проблему через командное сотрудничество.
Если вы заметили, то сегодня, в соответствии со своим выбором, вы уже распределились на группы, команды. Таким образом, вы сами определили для себя обязанности, которые вам необходимо будет выполнять в течение этой недели. А на каждой последующей неделе ваша команда попробует себя в другой роли.
- Ребята, выполняя свое поручение, вы уже делаете маленькое, но очень важное дело. Попробуйте в своих командах заполнить первый маршрутный лист “Дело”, определите, каких качеств характера требует любое дело? ( Ответственность, трудолюбие, интерес, творчество и др.)
- А если у кого-то не получается выполнять свою работу, что делать тогда? (Ответы детей).
-Правильно, нужно помогать друг другу, ведь вы – команда! А еще, если делать все дружно, то и работа спорится, и результат хороший получается, и веселее, и радостнее.
- Ребята, давайте попробуем раскрыть секреты радостного труда, такого, который и вам, и всем окружающим подарит хорошее настроение. Для этого я предлагаю вам объяснить смысл пословиц:
- Люби дело – мастером будешь.
- Научился сам – научи другого.
(Ответы детей).
- Безусловно, ребята, нужно всегда помнить, что труд принесет радость тогда, когда вы будете добрыми и отзывчивыми людьми, а всем окружающим будете дарить счастье.
IV. Ход деловой игры.
1. Определение названия команд, выбор капитанов.
- А теперь переверните сигнальную карту и узнайте название своего сектора, прочитав его на обратной стороне фишки.
(Дети читают в группах).
- Для начала выберите себе капитана команды. И запомните: слово капитана – закон для всех участников группы.
- Капитаны, огласите названия своих команд!
(Капитаны по очереди произносят названия команд).
2. Повторение правил работы в группах.
- Вспомним правила работы в группах:
1. Выслушивайте предложения всех, но выбирайте самое интересное.
2. Выбор и принятие окончательного решения остается за капитаном. Слово капитана – закон.
3. Учитесь у других тому, чего не умеете сами.
4. Не ставьте свои желания выше общего дела.
5. Помните: вы – команда. Ваш девиз: “Один за всех, и все за одного”.
3. Подготовка рекламы групп.
- А сейчас, капитаны, подойдите и возьмите “Памятки”. Раздайте их каждому участнику вашей команды для ознакомления.
- Ребята, познакомьтесь, какое поручение вы будете выполнять на этой неделе. Я даю вам пять минут, чтобы вы подготовили рекламу и представили свою группу. Это представление должно быть интересным, творческим, ярким.
4. Презентация групп.
V. Рефлексия.
- Понравилась ли вам деловая игра?
- Свое настроение покажите так:
- если оно было хорошим, то макните руку в мелок зеленого цвета и оставьте свой оттиск на листе “Рефлексия”;
- если вас сопровождало плохое настроение, то макните руку в мелок красного цвета и оставьте на листе оттиск своей ладошки.
(Выслушиваются детские размышления).
VI. Итог занятия.
- Комфортно ли вам было работать в своих группах?
- Что заставило вас задуматься и, возможно, изменить свое отношение к окружающим?
- Что захотелось изменить в своей жизни?