Самоуправление. Деловая игра "Всегда найдется дело для ребят умелых"

Разделы: Начальная школа, Классное руководство


Цель:

  • Становление и развитие самоуправления в классном коллективе на основе детской инициативы и творчества.
  • Воспитание трудолюбия, желания приносить своим трудом радость и создавать хорошее настроение себе и окружающим.

Ход деловой игры

I. Организация учащихся к деятельности.

1. Приветствие.

Все первоклассники стоят полукругом.

- Поприветствуйте друг друга. (Приветствие наклоном головы).

2. Группировка с помощью “фигурных” билетиков.

- Выбирайте входные билеты той формы, которая вам нравится. Присаживайтесь за стол, где стоит такая же сигнальная фишка.

II. Сообщение темы занятия.

- Сегодня каждый из вас попробует найти свое дело. Поэтому наша деловая игра так и называется: “Всегда найдется дело для ребят умелых”.

III. Вступительная беседа.

- В нашем классе распространен опыт коллективных поручений: ЧТД – чередование творческих дел. Но, поскольку вы только учитесь выполнять поручения, то, зачастую, забываете о своих обязанностях. Попробуем решить эту проблему через командное сотрудничество.

Если вы заметили, то сегодня, в соответствии со своим выбором, вы уже распределились на группы, команды. Таким образом, вы сами определили для себя обязанности, которые вам необходимо будет выполнять в течение этой недели. А на каждой последующей неделе ваша команда попробует себя в другой роли.

- Ребята, выполняя свое поручение, вы уже делаете маленькое, но очень важное дело. Попробуйте в своих командах заполнить первый маршрутный лист “Дело”, определите, каких качеств характера требует любое дело? ( Ответственность, трудолюбие, интерес, творчество и др.)

- А если у кого-то не получается выполнять свою работу, что делать тогда? (Ответы детей).

-Правильно, нужно помогать друг другу, ведь вы – команда! А еще, если делать все дружно, то и работа спорится, и результат хороший получается, и веселее, и радостнее.

- Ребята, давайте попробуем раскрыть секреты радостного труда, такого, который и вам, и всем окружающим подарит хорошее настроение. Для этого я предлагаю вам объяснить смысл пословиц:

  • Люби дело – мастером будешь.
  • Научился сам – научи другого.

(Ответы детей).

- Безусловно, ребята, нужно всегда помнить, что труд принесет радость тогда, когда вы будете добрыми и отзывчивыми людьми, а всем окружающим будете дарить счастье.

IV. Ход деловой игры.

1. Определение названия команд, выбор капитанов.

- А теперь переверните сигнальную карту и узнайте название своего сектора, прочитав его на обратной стороне фишки.

(Дети читают в группах).

- Для начала выберите себе капитана команды. И запомните: слово капитана – закон для всех участников группы.

- Капитаны, огласите названия своих команд!

(Капитаны по очереди произносят названия команд).

2. Повторение правил работы в группах.

- Вспомним правила работы в группах:

1. Выслушивайте предложения всех, но выбирайте самое интересное.

2. Выбор и принятие окончательного решения остается за капитаном. Слово капитана – закон.

3. Учитесь у других тому, чего не умеете сами.

4. Не ставьте свои желания выше общего дела.

5. Помните: вы – команда. Ваш девиз: “Один за всех, и все за одного”.

3. Подготовка рекламы групп.

- А сейчас, капитаны, подойдите и возьмите “Памятки”. Раздайте их каждому участнику вашей команды для ознакомления.

- Ребята, познакомьтесь, какое поручение вы будете выполнять на этой неделе. Я даю вам пять минут, чтобы вы подготовили рекламу и представили свою группу. Это представление должно быть интересным, творческим, ярким.

4. Презентация групп.

V. Рефлексия.

- Понравилась ли вам деловая игра?

- Свое настроение покажите так:

  • если оно было хорошим, то макните руку в мелок зеленого цвета и оставьте свой оттиск на листе “Рефлексия”;
  • если вас сопровождало плохое настроение, то макните руку в мелок красного цвета и оставьте на листе оттиск своей ладошки.

(Выслушиваются детские размышления).

VI. Итог занятия.

- Комфортно ли вам было работать в своих группах?

- Что заставило вас задуматься и, возможно, изменить свое отношение к окружающим?

- Что захотелось изменить в своей жизни?