Организация урочной и внеурочной работы со способными и одаренными детьми

Разделы: Математика, Администрирование школы, Внеклассная работа


Одаренные дети, – какие они? Они очень разные и непохожие друг на друга. Но одаренного ребенка нельзя не заметить, он всегда бросается в глаза, выделяется среди других своими особыми склонностями и возможностями в какой-либо деятельности. Чтобы обнаружить одаренного ребенка, достаточно уметь наблюдать, беседовать, анализировать увиденное и услышанное. Чтобы понять, как нужно проводить в школе работу с одаренными детьми, следует уяснить, что собой представляет собой феномен ранних способностей.

Способности – это такие индивидуальные психологические особенности человека, которые содействуют успешному выполнению им той или иной деятельности и не сводится к имеющимся у него знаниями, умениям и навыкам. Способности, которые проявляются у школьника, чаще всего относятся к учению или к видам деятельности, которыми он занимается дополнительно (рисование, музыка, техническое конструирование и т.д.). Соответствующая деятельность является необходимым условием не только для выявления, но и развития способностей.

Методы и формы работы с одаренными детьми, прежде всего, должны органически сочетаться с методами и формами работы со всеми учащимися школы и в тоже время отличаться определенным своеобразием.

Могут использоваться, в частности, тематические и проблемные мини-курсы, ролевые тренинги, развитие исследовательских умений и художественной активности в форме научно-практической работы и творческих зачетов. Одаренные учащиеся обучаются в классах вместе с другими, тоже очень хорошо подготовленными и способными школьниками. Это позволит создать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности. Для максимального возможного развития всех учащихся школы.

Все методы и формы работы с одаренными детьми могут быть разделены на урочные и внеурочные. Основной формой организации учебного процесса является урок. Формы и приемы в рамках отдельного урока должны отличаться значительным разнообразием и направленностью на дифференциацию и индивидуализацию работы.

Среди форм и методов внеурочной работы широкими возможности выявления и развития одаренных учащихся обладают: факультативы, кружки, конкурсы, интеллектуальный марафон, а также привлечение школьников к участию в самых различных олимпиадах и конкурсах вне школы.

Другой распространенной формой внеурочной работы с одаренными детьми является исследовательская работа и работа кружков дополнительного образования.

Для успешного работы с одаренными детьми нужны следующие условия:

  1. Осознание важности этой работы каждым членом коллектива школы и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
  2. Признание коллективом школы того, что реализация системы работы с одаренными учащимися является одним и приоритетных направлений в работе школы.
  3. Взаимодействие учителя с одаренным ребенком должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки.
  4. Постоянная работа по совершенствованию учебно-воспитательного процесса в школе с целью неуклонного снижения учебной и психологической перегрузки.

Полезно иметь в виду, что можно условно выделить три категории одаренных детей:

  1. Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети встречаются в младшем школьном возрасте).
  2. Дети с признаками специальной умственной одаренности – одаренности в предельной области науки (такие дети в подростковом возрасте).
  3. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психологического склада, незаурядными умственными способностями (возможности таких учащихся раскрываются в старшем школьным возрасте).

Создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей, является одним из главных направлений работы школы.

В работе с этой категории учащихся школа должна руководствоваться следующими принципами:

  • принцип индивидуализации обучения;
  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
  • принцип особого внимания к проблеме межпредметных связей;
  • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя.