Материалы, необходимые для изготовления прихватки:
1.Три основные детали:
а. две детали меньшего размера для изготовления
верхней части прихватки (2 треугольника из драпа
светлобежевого и синего цвета);
б. одна деталь большего размера для нижней
стороны прихватки (квадрат 22 х 22 из драпа синего
цвета);
2. Мелкие детали из драпа красного и розового
цвета для изготовления цветка (14 деталей);
3. Листья из драпа тёмнозелёного цвета (2 детали);
4.Въюнок синего цвета для отделки (95 см);
5. Нитки розового цвета (1 бабина);
6. Нитки синего цвета (4 бабины);
7. Нитки салатового цвета (1 бабина).(фото.1)
Основная идея – применение традиционных методов
обучения в новых нестандартных ситуациях.
Формирование познавательного интереса к
рукоделию, развитие внимания, памяти, мелкой
моторики и координации рук способствует
становлению творческой личности, умеющей
применять полученные знания на практике и
использовать их в современном мире.
Цель урока:
- Образовательная – научить в правильной последовательности изготавливать изделие, совершенствовать навыки при выполнении ручных работ и на швейной машине;
- Развивающая – развитие мышления (мыслительных операций – анализировать, сравнивать, обобщать);развитие внимания при раскрое и изготовлении изделия; развитие точности движения; развитие самостоятельности и самоконтроля;
- Воспитательная – воспитание любви к предмету, трудовой дисциплины, привитие культуры труда; воспитание бережливости; воспитание познавательной потребности, интереса и активности; воспитание ответственности за порученную работу.
Методы обучения: словесный (устное изложение нового материала, беседа, объяснение), наглядный (образцы изделия, инструкционная карта), практический ( показ трудовых приемов).
Оборудование и материалы: компьютер с проектором, экран ,доска, образцы изделий прихваток, образцы последовательности изготовления прихватки, швейная машина, утюг, плакаты ''Техника безопасности при выполнении ручных и машинных работ'', гладильная доска, ножницы, иглы, швейные нитки, лоскутки ткани из драпа, тесьма ”въюнок ”, распарыватель, рабочая тетрадь, ручка, лекала, инструкционная карта последовательности изготовления прихватки.
Тип урока: комбинированный.
Межпредметные связи: ОБЖ, черчение, русский язык, химия, математика, физика.
Время: 2 урока по 45 мин.
Терминология: сметать, стачать, наметать, настрочить, обметать, разутюжить.
Литература к уроку:
- Р.И.Егорова, В.П.Монастырная ''Учусь шить'' для уч-ся среднего школьного возраста,Просвещение,Москва.1988г.
- И.А.Сасова ''Технология'' 5класс, учебник для учащихся общеобразовательных учреждений, ч.3, «Вентана-Граф», ОАО Московские учебники, Москва.2008г.
- В.Д.Симоненко ''Технология'', учебник для учащихся 5-го класса общеобразовательных учреждений (вариант для девочек), «Вентана-Граф», АО Московские учебники, Москва.2004г.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Проверка присутствующих учащихся, проверка готовности к уроку.
II. Теоретическая часть
1. Сообщение темы и цели урока:
Тема нашего урока «Изготовление прихватки ” Хозяюшка”» Вы познакомились с новым видом рукоделия – лоскутным шитьем; научитесь приемам выполнения лоскутного шитья и подбирать лоскутки по цвету, работать с кусочками ткани разными по толщине; изготовите прихватку из драповых лоскутков; закрепите ручные приемы и приёмы работы на швейной машине.
2. Проверка знаний учащихся.
– Какие существуют виды волокон? (Волокна животного и растительного происхождения).
– Из каких волокон изготавливают хлопковые и шерстяные ткани? (Из хлопка, растительного происхождения и шерсти, животного происхождения),(показать волокна).
– На какой стороне ткани рисунок более яркий? (На лицевой стороне),(показать ткань).
– По каким признакам ещё можно определить лицевую сторону ткани? (На лицевой стороне ткани рисунок переплетения более чёткий. Лицевая сторона более гладкая, так как все ткацкие пороки(петельки, узелки) выведены на изнаночную сторону. В шерстяных тканях на лицевой стороне в отличии от изнаночной ворс располагается упорядоченно в одном направлении),(показать ткань).
– Как определить нити основы и утка на ткани? (Нить основы идёт вдоль кромки, а нить, идущая поперек нити основы – уток. По растяжению: нить основы не растягивается, нить утка – тянется. По нити, выдернутой из ткани: нить основы прямая, нить утка – извилистая. В драповых тканях долевая нить идёт по ворсу с верху в низ),(показать ткань).
– Что значит «сметать»? (Соединить две детали, примерно равные по величине стежками временного назначения).
– Что значит «стачать»? (Соединить две детали, примерно равные по величине строчкой постоянного назначения).
– Что значит «наметать»? (Соединить две детали, меньшую с большей, наложенных одна на другую стежками временного назначения).
– Что значит «настрочить»? (Соединить две детали, меньшую с большей, наложенных одна на другую строчкой постоянного назначения).
– Что значит «обметать»? (Постоянный вид работы, предохранение срезов от осыпания).
– Что значит «разутюжить»? (Разложить припуски шва на две стороны и закрепить их в таком положении).
– Какое назначение имеет прихватка? (Предохранение рук от ожогов).
3. Изложение учителем нового материала
У: Итак, тема нашего урока: Изготовление прихватки «Хозяюшка». (Приложение 1, фото.14)
У: Открыть тетради и записать тему урока. (Доска).
У: Сегодня мы выполним творческую работу, результатом которой будет прихватка для работы в кабинете технологии.
Демонстрация инструкционной карты последовательности изготовления прихватки с пояснениями.
Цель и задачи творческой работы. (Доска)
У: Записать в тетради цель и задачи творческой работы.
У: Как вы понимаете слова «технология изготовления»? (Последовательность (план) выполнения работы).
У: Рассмотрим этапы работы творческой работы. (Приложение 1, фото.1-14).
Разработка этапов выполнения творческой работы: изготовление прихватки «Хозяюшка» с опорой на имеющиеся знания учащихся.
У: Прихватки могут быть различных форм, видов и быть выполнены в различных техниках.
Ученицы рассказывают об особенностях различных видов прихваток.(изд.прихваток).
У: Из каких тканей вы можете изготовить прихватку?
У: На предыдущих занятиях вы отрабатывали приёмы и упражнения на тканях разной толщины.
- Какие требования нужно соблюдать при работе с тканями средней и большей толщины? (Подтягивать ткань во время выполнения машинных работ, все ВТО работы выполнять через влажный проутюжельник).
У: Что нужно уметь перед раскроем прихватки? (Гармонично подбирать цвета).
Детали прихватки. (Приложение 1, фото.1)
Демонстрация образцов деталей прихватки.
У: Что вам понадобиться для изготовления прихватки? – (Материалы).
Материалы. (Приложение 1, фото.1).
У: Для изготовления прихватки используются лоскутки тканей различных цветов и размеров. Выбор остаётся за вами.
Инструменты и приспособления. (Показ).
У: Назовите инструменты, приспособления, оборудование, необходимое при изготовлении прихватки?
Правила безопасности при работе в кабинете и при выполнении ручных и машинных работах. (Плакаты).
У: Какие правила техники безопасности вы должны соблюдать в кабинете и при выполнении ручных и машинных работах?
Ученицы рассказывают правила безопасности в кабинете.
4. Закрепление знаний учащихся
– У каждого учащегося есть карточка с этапом изготовления прихватки, прикрепите карточки к доске, соблюдая технологическую последовательность.
5. Физкультминутка
Дежурный проводит физкультминутку, показывая упражнения.
III. Практическая часть
1. Практическая работа «Выполнение сборки верхней основной части прихватки» (Приложение 1, фото.1-8).
2. Вводный инструктаж учителя:
Цель практической работы: «Выполнение сборки верхней основной части прихватки».
Задачи практической работы (доска):
- ознакомление с объектом труда (образцы прихватки);
- ознакомление с учебно-технической документацией (инструктаж по инструкционной карте);
- предупреждение о возможных ошибках при выполнении работы;
Требования к качеству изделия. (Приложение 1, фото.1-8)
От качественного выполнения каждой операции зависит вид готового изделия – прихватки. После выполнения каждой операции вы будете проверять качество своей работы.
3. Самостоятельная работа учащихся по инструкционной карте.
4. Текущий инструктаж учителя. (проводится по ходу выполнения учащимися самостоятельной работы):
4.1. Формирование новых умений:
– проверка организованности начала работы
учащимися;
– проверка организации рабочих мест учащихся
(рабочий стол, инструменты, приспособления);
– соблюдение правил охраны труда, санитарии и
гигиены труда при выполнении задания.
4.2. Усвоение новых знаний:
– проверка правильности использования учащимися инструкционных карт.
4.3. Целевые обходы:
– инструктирование учащихся по выполнению
отдельных операций и задания в целом;
– концентрация внимания учащихся на наиболее
эффективных приемах выполнения операций;
– оказание помощи слабо успевающим к
выполнению задания учащимся;
– проверка соблюдения учащимися правил техники
безопасности;
– контроль за бережным отношением учащихся к
средствам обучения;
– рациональное использование учебного времени
учащимися.
5. Заключительный инструктаж учителя:
– анализ выполнения самостоятельной работы
учащимися;
– разбор типичных ошибок учащихся;
– вскрытие причин допущенных учащимися
ошибок;
– повторное объяснение учителем способов
устранения ошибок.
6. Подведение итогов урока учителем:
– сообщение учителя о достижении целей урока;
– оценка результатов труда учащихся на уроке;
– выставление отметок в классный журнал и в
дневники учащихся;
– сообщение о теме следующего урока.
7. Уборка рабочих мест