В настоящее время очень остро стоит вопрос социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Социальным заказом государства является воспитание активных, успешных членов общества, умеющих адаптироваться в жизни.
Известно, что дети с ограниченными возможностями здоровья испытывают затруднения при взаимодействии с социальной средой. Отклонения в развитии ребёнка приводят к его выпадению из социально и культурно обусловленного образовательного пространства, так как тот социальный опыт, который каждый нормально развивающийся ребёнок приобретает без специально организованных условий обучения, недоступен ребёнку с ограниченными возможностями здоровья.
Мы рассматриваем понятие «социализация» как способность ребёнка встроится, вписаться в общество, занять в нём определённое место, с одной стороны – приспособиться к актуальным запросам социума, с другой – попытаться создать себе пространство для роста и развития. И одной из задач для педагогов является оказание помощи ребёнку в создании такого пространства.
Коррекционно-развивающие занятия планируются так, чтобы дети с ограниченными возможностями здоровья имели возможность взаимодействовать со взрослыми, с другими детьми с проблемами в развитии, а также, благодаря инклюзии, - с более сохранными сверстниками, что необходимо для формирования умения работать в коллективе под контролем и с помощью педагога или родителя. Специальная работа по введению ребёнка в более сложную предметную и социальную среду проводится поэтапно и планомерно, начинается с эпизодической интеграции, затем организуются регулярные контакты детей с ограниченными возможностями здоровья с их более сохранными сверстниками.
Обучение должно проходить на наглядно-практической основе с широким использованием игровых приёмов на каждом занятии. Такие занятия позволяют детям увидеть результат своего труда и порадоваться ему вместе с другими детьми, родителями и педагогом.
Целью данной работы является приобретение детьми с ограниченными возможностями здоровья жизненно важных компетенций, которые дадут им возможность ориентироваться в современном обществе, практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы.
Для каждого ребёнка определяются перспективные направления развития и обучения, осуществляется подбор наиболее эффективных методов и приёмов, работа ведётся по индивидуальному образовательному маршруту.
Каждый ребёнок овладевает знаниями, умениями и навыками, уровень которых определяется прежде всего его индивидуальными возможностями.
Социализация ребёнка осуществляется в процессе различных видов детской деятельности:
- игровой;
- опытно-экспериментальной;
- проектной.
Игровая деятельность при всей своей традиционности должна оставаться ведущей в формировании личности ребёнка, так как игра является самым естественным видом деятельности для дошкольника и младшего школьника. Вспомним слова Д. Б. Эльконина: «Обучение должно войти в начальную школу через ворота детской игры». Игра является тем связующим звеном, по которому, как по мостику, воспитанник детского сада переходит в начальную школу.
Игра стимулирует творческую активность детей, формирует у них навыки социального поведения, организации жизненного пространства, взаимодействия с миром, результатом которого выступают социально важные навыки, в том числе и эмоциональный тренинг.
Сущность детской игры заключается в выполнении какой-нибудь социальной роли. Игра способна помочь ребёнку освоить социальный опыт предыдущих поколений, развить способность соотносить общественные и собственные ценности.
Формы игровой деятельности разнообразны:
- сюжетно-ролевая игра,
- игра-драматизация,
- игра-инсценировка,
- игра-импровизация,
- игра-аттракцион,
- игра-путешествие,
- игра-фантазия,
- подвижная игра.
Игра – это вид социального поведения, искусственно сконструированного в виде модели. В организации игры с детьми с ограниченными возможностями здоровья создаются ситуации, обеспечивающие целенаправленное развитие качеств, которые либо особенно важны данному ребёнку или группе детей в их практической деятельности, либо оказались слабо развитыми.
Наиболее успешно обучение и развитие детей с ограниченными возможностями здоровья происходит в ходе практической деятельности.
Только в этом случае в работе с ребёнком достигается тот уровень его развития, который максимально соответствует его возможностям.
Именно такой подход предполагает использование такой формы работы как опытно-экспериментальная. В ходе опытно-экспериментальной деятельности ребёнок не получает знания в готовом виде. Под руководством учителя он учится формулировать проблему, задавать вопросы, высказывать предположения, которые затем проверяет в процессе эксперимента, делает выводы и исправляет ошибки.
Подобная самостоятельная деятельность позволяет каждому ребёнку двигаться по своей собственной траектории развития вместе с педагогом. Благодаря исследовательской деятельности создаются такие условия, при которых дети не потеряют интереса к образовательной деятельности и осознают, что чем дальше, тем интереснее будет им учиться.
Опытно-экспериментальная деятельность развивает коммуникативные навыки, наблюдательность и пытливость ума, стремление к познанию мира, формирует мотивацию к учебной деятельности, адекватную самооценку.
Наличие таких качеств у детей с ограниченными возможностями здоровья говорит об их успешной социализации.
В работе используются комплекты лабораторного оборудования:
- «Строительство мостов»;
- «Плавание и погружение»;
- «Природа звука»;
- «Наблюдения за погодой»;
- «Наблюдения за развитием растений» и другие.
Применение проектного метода позволяет повысить у детей уровень поисковой активности, формировать самостоятельность в поиске информации.
Работая над проектом, дети учатся ставить цель, подбирать средства её достижения, оценивать последствия, принимать решения, взаимодействовать со сверстниками. Поскольку метод проектов – это система постепенно усложняющихся практических заданий, то происходит непрерывная перестройка опыта ребёнка, углубление его знаний и совершенствование умений, развитие таких качеств личности, как самостоятельность, инициативность, любознательность, накапливается опыт коммуникации.
Работая в команде, взаимодействуя с другими её членами, ребёнок проигрывает социальные роли в рамках сообщества. Он начинает ориентироваться в содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков других людей, что важно для формирования его личностных и социальных компетенций.
При разработке этапов проектной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья приходится учитывать их психологическое и физическое состояние, с тем, чтобы правильно составлять план их включения в совместную проектную деятельность, обеспечив им посильную учебную, познавательную и коммуникативную нагрузку.
Для формирования личностных и социальных компетенций используются листы индивидуальных достижений (портфолио, или портфель достижений – в зависимости от уровня развития ребёнка).
Портфолио позволяет ученику развить способность самостоятельной оценки своих достижений, формирует мотивацию к деятельности, позволяет достичь лучших результатов в процессе получения образования, прививает навыки планирования и постановки целей, помогает педагогам увидеть скрытые способности ученика, что необходимо для дальнейшего их развития.
Именно портфолио ребёнка позволяет создать особый образ окружающего мира и запечатлеть самого ребёнка в процессе взросления и развития, его взаимоотношений с окружающими, учит ребёнка соотносить себя с окружающими людьми, обстановкой, определять своё место, давать оценку своим достижениям.
А это способствует не только приспособлению к запросам общества, но и созданию собственного пространства для роста и развития, что и является основой социализации в современном мире.