Целевые установки урока (планируемые достижения учащихся)
- Предметные результаты:
- прослеживать с помощью иллюстраций учебника историю появления одежды и развития моды;
- различать типы одежды в зависимости от ее назначения;
- отличать одежду своего народа от одежды других народов.
- Метапредметные результаты:
- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
- анализировать иллюстрации учебника;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения
- Личностные результаты:
- подбирать одежду для разных случаев;
- внимательно относиться к своей одежде.
Оборудование: карточки с понятиями („национальная”, „деловая”, „спортивная”, „рабочая”, „домашняя”), лапти, рубаха-косоворотка, Презентация.
Предварительная работа: разучивание стихотворений, посещение краеведческого музея.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2. Мотивация и целеполагание
– Муравьишка приготовил загадки к уроку.
Входишь в одну дверь,
А выходишь из трех.
Думаешь, что вышел,
А на самом деле вошел.
(Рубашка)
Черна, а не земля,
Пушиста, а не снег,
Греет, а не печка.(Шуба)
Как только отправляются
Они зимой гулять,
Жильцы в дома вселяются,
И в каждый целых пять.(Перчатки)
– Назовите все эти предметы одним словом
(одежда)
– Зачем нам одежда?
– Какая бывает одежда?
– Когда появилась одежда?
После ответов детей зачитывается текст в рубрике „Что узнаем, чему научимся”
(Слайд 1)
3. Освоение нового содержания и его применение
а) – Когда мы с вами впервые
встречаемся с одеждой? (ответы)
– Верно, с одеждой мы с вами встречаемся с самого
рождения и на протяжении всей жизни. Она у всех
разная.
– Какую одежду вы носили, когда были маленькими?
– А что такое одежда?
Одежда – это совокупность предметов,
которые покрывают тело.
– Откройте учебник с.20-21.
– Муравью Вопросику стало интересно, когда
появилась одежда. Чтобы вы ему ответили?
– На сегодняшнем уроке мы совершим путешествие в
прошлое и познакомимся с историей одежды, а в
конце урока поможем Муравью ответить на его
вопрос.
б) Рассказывает подготовленный ученик
Итак, начинаем рассказ об одежде.
Заглянем мы в разные времена.
Расскажем о той, что нужна была прежде,
И как изменилась сегодня она.
– Какая одежда появилась первой?
(первобытного человека)
– Из чего первобытные люди делали одежду? (из
шкур животных)
– Как вы думаете, почему?
(Слайд 2)
Рассказывает подготовленный ученик
Шкуры носили далекие предки,
Недаром они были ловки и метки.
А каждый костюм добывался в бою.
Предки ценили одежду свою.
– Одежда появилась давно. Человеку нужно было защитить тело от палящего солнца, ветра, дождя, снега. Потом одежда стала еще и украшением. Первую одежду люди находили для себя в окружающей природе. В тех местах, где всегда тепло одежда могла быть сделана из листьев деревьев. Человек обвязывал себя листьями вокруг талии, делал «юбочку» из листьев. В шкуры животных люди стали одеваться много-много лет назад, когда на Земле наступило похолодание. Первобытные люди сначала просто связывали и обматывали звериные шкуры вокруг тела, позже научились их сшивать.
в) – Рассмотрите второй рисунок. Из
чего сделана одежда этого человека?
– Из чего человек делал ткани?
– Прошло много лет, прежде чем люди научились
делать ткани изо льна и хлопка, научились
скручивать шерсть животных в длинные нити и
делать шерстяные ткани.
(Слайд 3)
Рассказывает подготовленный ученик
Греция, Рим. Одеяние строгое.
Звались одежды хитоном и тогою.
В тогах атласных те, кто богаче.
Рабы одевались, конечно, иначе.
– Такую одежду носили в Древней Греции. Ее делали из большого прямоугольного куска ткани, который оборачивали вокруг тела, а на одном или двух плечах закрепляли брошью. У простых людей одежда была короткая, чтобы не мешала работать, а у богатых – длинная.
г) – Шло время, одежда менялась.
Рассмотрите следующие два рисунка.
– Опишите одежду женщин на этих рисунках.
– Опишите одежду мужчины.
– Много лет назад костюмы мужчин были совсем
непохожи на современные. Мужчины носили длинные
приталенные пиджаки – сюртуки и высокие шляпы с
маленькими полями.
– Как называются такие шляпы? (Цилиндр)
(Слайд 4)
Рассказывает подготовленный ученик
Знать при дворе называлась придворною.
Носила костюмы с отделкой узорною.
Если б не эти костюмы, как знать,
Сумели бы знать отличить и узнать?
– В прошлом девочки и женщины ходили в пышных платьях с очень широкими юбками. Одежду украшали бантами, цветами, кружевом, лентами, бусинами. Костюмы отличались большой выдумкой. Вместо головного убора у женщины могла быть прическа, украшенная цветами, драгоценностями, различными фигурами.
Мужчины носили кафтаны с большими отворотами на рукавах, короткие штаны, чулки и башмаки на высоких каблуках. На голове у них были огромные завитые парики. Прически у мужчин и женщин были посыпаны белой пудрой.
(Слайд 5)
– Как называют человека в нарядном костюме и со
шпагой?
– Как украшен костюм мушкетера? (Ответы)
Рассказывает подготовленный ученик
Костюм мушкетера: шпага и шпоры,
с перьями шляпа, но просим учесть:
не только костюм украшал мушкетера,
его украшали отвага и честь.
– Во что оделся Муравьишка? (В доспехи рыцаря)
– Кто из людей на рисунке также в одежде для
защиты в бою? (Богатырь)
– Из чего делали такую одежду? Почему?
Физкультминутка
(Слайд 6)
а) – Как вы думаете, одежда людей из разных стран будет отличаться? Почему?
– У каждого народа свои костюмы. По костюму можно определить, откуда, из какой страны человек. Такая одежда называется национальная. (Слово проговаривается хором) На доску вывешивается карточка со словом.
(Слайд 7)
– Какая национальная одежда у русских? (Ответы)
– Где недавно мы видели русскую женскую
одежду? (При посещении музея)
– В нашей стране люди тоже носили разную одежду.
Большая часть жителей Древней Руси занималась
земледелием. Крестьяне носили одежду удобную для
работы. Ткани они делали сами и одежда называлась
домотканая. Умели прясть шерсть, вязать. Одежду
украшали вышивкой. Ткани красили отварами коры,
листьев растений. В музее мы с вами видели станок
для изготовления тканей и домотканые сарафаны.
– Женщины-крестьянки носили длинные рубахи, а
поверх надевали юбку или сарафан. Сверху
надевался передник, душегрея. В основном одежда
была украшена вышивкой. Для украшения нашивали
ленты, бусины. У знатных людей сарафаны были из
дорогих тканей. Их украшали драгоценными
камнями, расшивали золотой нитью, отделывали
мехом.
– Какую одежду носили мужчины?
– Мужчины носили штаны и рубаху. Карманов в
рубахе не было. Рубаху носили навыпуск и
подпоясывали поясом. Рубаха была украшена
вышивкой.
Показ рубахи-косоворотки.
– Наши далекие предки считали, что одежда оберегает от злых духов. Древние рубахи имели почти закрытый ворот, длинные рукава. Длина рубахи – ниже колена. Рубахи носили девочки и мальчики, юноши и девушки, мужчины и женщины. Различались рубахи только своим покроем и украшением. Украшением чаще всего служила вышивка. Были рубахи повседневные и праздничные.
(Слайд 8)
– Женщины зимой носили шубы, платки. Мужчины – овчинный тулуп, шапку.
– Какая обувь была в то время? (Ответы)
– Обувь была различная: носили сапоги, но в
основном лапти. Лапти плели из тонкой части
липовой коры – лыка. Из полосок лыка настоящие
мастера могли сплести лапти, которые даже в
дождливую погоду не промокали. Ноги обматывали
куском ткани и обвязывали веревками. Лапти
носили бедные люди.
Показ лаптей.
Физкультминутка
б) – Рассмотрите рисунки с.21, прочитайте, какая еще бывает одежда, в каких случаях ее используют.
На доску вывешиваются карточки со словами: деловая, спортивная, рабочая, домашняя
(Слайд 9)
– Назовите предметы домашней одежды;
спортивной; рабочей; деловой.
– В какой одежде вы занимаетесь на уроке
физкультуры? Почему в этой?
– Может быть у детей деловая одежда? Когда вы ее
надеваете?
в) – Правильно ли поступит мальчик,
если придет на спортивную площадку в школьной
форме? Почему?
– Все ребята вышли на улицу убирать мусор.
Девочка пришла в халате и в домашних тапочках.
Что не так в ее одежде?
– Как нужно одеться в этом случае?
– Семья вечером расположилась у телевизора,
чтобы посмотреть интересную передачу. Мальчик
пришел в одежде хоккеиста. Соответствует ли его
одежда этой ситуации? Почему?
2. Выводы и обобщения
– Помогите ответить Муравьишке на вопрос „Когда появилась одежда?”
3. Контроль и оценка достижений
Проводится с помощью блокам вопросов на с.21
(Слайд 10)
(Слайд 11)
1. Костюмы народов мира. Раскраска. – М.: ООО
Хатбер-пресс,2005. ООО Компания Дельта-М, 2005
2. Народные костюмы. Раскраска. – М.: ООО Компания
Дельта-М, 2000
3. Профессии в картинках. Наглядное пособие для
педагогов, логопедов, воспитателей и родителей.
– М.: Гном, 2005
4. http://www.n-sh.ru