Услышать сердце человека

Разделы: Внеклассная работа


Цели: 

  • формирование четких представлений о культуре общения с окружающими людьми;
  • знакомство с понятиями: воспитанность, такт, милосердие;
  • коррекция нравственной сферы.

1. Вводная часть

Ребята! Сегодня мы собрались для важного разговора. Только что прозвучала мелодия песни «Услышать сердце человека». Там есть такие слова: «Услышать сердце человека можно только в тишине». Сегодня мы попытаемся понять, что это значит – услышать сердце человека и как можно услышать сердце человека.
Как вы думаете,  слова  «Услышать сердце, человека»  употребляется в каком значении – в прямом или в переносном.  Имеют ли они ещё какой-то смысл? Это значит, услышать просто стук человеческого сердца?  Или услышать что-то другое?  Да, эти слова, конечно же, имеют второй смысл. Услышать сердце человека – значит услышать, понять его мысли, то, что он чувствует, переживает.  Понять его радость, боль, прикоснуться к святая из святых – человеческим чувствам.
Сегодня мы познакомимся с новыми понятиями, введём их в свой активный словарь и будем часто еще возвращаться к этим понятиям, додумывать их, объяснять, чтобы они прошли через наши мысли и были приняты сердцем, чтобы эти понятия превратились в убеждения, а убеждения в добрые, красивые поступки.
Итак, сегодня мы познакомимся с понятиями: воспитанность,  такт, милосердие.

2. Основная часть

Воспитатель: Сегодня мы познакомимся с новыми понятиями, введем их в свой активный словарь и будем часто еще возвращаться к этим понятиям.) Как много зависит от окружающих нас людей! Хорошее настроение зависит от доброжелательности, приветливости, плохое настроение – от раздражения, злости. Обижаясь на кого-нибудь, мы говорим: «Невоспитанный, человек, некультурный человек».
Восточная мудрость гласит: «Относись к людям так, как ты хотел бы, чтобы они относились к тебе...»  всем бы следовать этому совету, насколько легче было бы людям общаться друг с другом. Не считай себя центром вселенной. Помни о тех, кто рядом с тобой. Еще в Древней Греции говорили, что культурный  человек не говорит громко. Громкая речь назойлива, мешает окружающим, раздражает их. Помните в песне: Услышать сердце человека возможно только в тишине.
А сейчас попробуем раскрыть понятие «воспитанный человек».

Ребята читают стихотворение С.Я. Маршака «Четыре глаза».

Цель: Коррекция вербальной памяти на основе заучивания стихотворения.
Наблюдая за вами, я сделала вывод: ваши ссоры зачастую начинаются из-за пустяка: толкнули, выхватили, задели. Как вы думаете, что легче: ссориться или мириться? Почему?
Я предлагаю вам такую нравственную задачу. Ты принес в школу альбом с марками, чтобы показать другу. Неожиданно кто-то из ребят выхватывает альбом из твоих рук и не хочет отдавать. Как поступить? Условие: Альбом надо получить мирным путем, без драк, ссоры, слез.
Ребятам предлагается ролевой тренинг: двое ребят разыгрывают сценку, как это можно было бы сделать.

Ведущий: Хотелось бы напомнить вам слова: «Власть моих кулаков кончается возле носа моего соседа». Как вы их понимаете? «Мое тело – моя территория, чужое тело – чужая территория»,  я не имею права вторгаться в чужую территорию.
Ученые и врачи пытались ответить на вопрос, влияет ли грубость на здоровье человека. Оказывается,  она может иметь самые серьезные последствия. Пережитая обида, оскорбление делают человека замкнутым недоверчивым. Половина всех сердечных обид – результат грубости,  хамства, равнодушия.
Как вы думаете, нужно ли быть воспитанными в тех ситуациях, когда вас никто не видит? Или можно позволить себе расслабиться?
Ребята читают рассказ В.А. Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой» (Хрестоматия по этике с.264)

Детям задают вопросы. Они отвечают.

– Какая из девочек вам больше понравилась? Почему?
Прекрасная песня и неуважительное отношение.  Прекрасное  и дурное – вещи несовместимые. Это почувствовала  Лида, но не смогла почувствовать Оля.  

Ведущий задает ребятам вопросы. Они отвечают.

– Что такое воспитанность?  (Вежливость, культура,  любезность).

Ведущий: Правила воспитанного человека надо выполнять всегда, когда ты на людях и когда тебя не видит никто. По тому, как ты ведешь себя дома, в школе, на улице, судят о твоей семье, о твоих родителях, школе. Так старайтесь не ронять чести своего дома, школы. Всегда думайте об этом. Но одной внешней культуры недостаточно, нужна культура внутренняя. В том ли суть воспитанности, чтобы вежливенько улыбаться и говорить «спасибо»? Можно выучить все правила хорошего тона, знать, как вести себя в любой ситуации, можно иметь великолепные манеры и все-таки остаться некультурным, невоспитанным человеком, если ваше поведение будет лишено такта. Что такое такт?
Ребята отвечают.
«Такт» в переводе с греческого – легкое прикосновение. Говорят, один человек тактичный, а другой бестактный. Такт – это внутренняя чуткость, это умение правильно вести себя в какой-либо ситуации так, чтобы не сделать человеку больно, не обидеть его, это легкое прикосновение к мыслям, чувствам, сердцу человека, это умение понять, что нужно человеку в данный момент: сочувствия, жалости, внимания.

Ребята читают рассказ В.А. Сухомлинского «Как жить на свете?». Отвечают на вопрос.

– Почему заплакала Катя?

Некоторые люди гордятся тем, что они всегда говорят правду. Но если подумать, это не всегда характеризует человека с положительной стороны. Сразу представляется резкий, нетактичный человек. Поэтому прежде чем сказать что-либо неприятное другим, нужно взвесить, стоит ли это говорить, подумать, как это можно сказать, выбрать подходящий момент. Конечно, это не относится к тем случаям, когда надо поставить на место грубияна и подлеца. Неприятно прослыть бестактным человеком. Чтобы этого не случилось, стоит почаще вспоминать некоторые полезные рекомендации.

Давайте вспомним их.

Ребята повторяют, правило тактичного человека.

Цель: Коррекция.

Тактичный человек:

1. Не хвастается.
2. Не выясняет отношений в присутствии посторонних.
3. Не поставит другого  человека в неловкое положение, сделает вид, что не заметил оплошности.
4.Терпим к недостаткам и слабостям других чужих людей, никогда не рассказывает другим чужих тайн.
5. В разговоре с людьми, имеющими какой-либо недостаток, избегают всего, что могло бы им об этом напомнить.
6. Не читают чужих писем, не заглядывают в чужие окна.

Ведущий.  Слово – очень сильное оружие. Бывает, что случайно брошенное слово переворачивает всю жизнь человека, помнится им всю жизнь и причиняет им много страданий.
«Словом стреляй осмотрительно в споре...»
Обращайте внимание на позу людей, их мимику, жесты, зачастую они говорят о внутреннем состоянии человека больше, чем слова. Чаще смотрите в глаза людей, ведь глаза это зеркало души, они многое могут рассказать о состоянии человека: в них может быть выражена радость, печаль, мольба о помощи, боль, отчаяние...  Побольше сочувствия к окружающим людям.
Итак, такт – это чувство меры, сочувствие, чуткость деликатность.

Ведущий.  А как вы понимаете слово «милосердие».  От каких слов оно образовалось?

Дети отвечают – Милое сердце.

– А что значит милое сердце? (Доброе жалостливое, сострадательное) 

Ведущий. Медицинских сестер назвали сестрами милосердия. И если врач оказывал физическую помощь, то сестра милосердия помогала заживать ранам физическим и душевным, вселяла веру в выздоровление, давала силы для борьбы с болезнью. Она лечила своим сердцем – добрым жалостливым, чутким.
Я читала об одной женщине, замечательной мастерице по вышивке. Однажды она прочла в газете о мальчике-детдомовце. Женщина вышила майку и послала ему. Через некоторое время она получила 20 писем из детского дома с просьбой прислать майки. Женщина не отмахнулась,  она долго трудилась и вышила еще 20 маек и отправила и в детский дом. Вот это милосердие!
Наша страна большая и сильная, но многие люди нуждаются в помощи, есть дети-сироты, которым не так уж хорошо живется хоть государство и заботится о них в меру своих возможностей. Созданы фонды милосердия и каждый желающий может перечислить на их счет деньги. И многие отдают последнее, чтобы другим лучше жилось.
Есть и у нас дома для престарелых.  Где живут старенькие люди, за которыми некому ухаживать. А бывает, что взрослые дети отдают в дом  милосердия престарелых своих стареньких родителей. Эти люди совершили предательство, они забыли свой долг перед родителями, которые вырастили их. Быстро идет время, скоро и вы станете взрослыми и сильными, а ваши родители – слабыми и старенькими. Не повторяйте предательства  по отношению к своим родителям.
А как вы думаете, милосердие надо проявить только по отношению к хорошим людям или не очень хорошим тоже.

(Дети высказывают свое мнение.)

Ведущий.  Послушайте  рассказ.

1945 год. Под окнами шестиэтажного дома огромная куча угля, бледнеют лица пленных немцев сбрасывавших его в подвал. Вошла в кухню и остолбенела: за столом, с ломтями хлеба перед миской с борщом сидят немцы. Они ели, потом низко кланялись, благодарили тетю русским словом «спасибо». Мне было тогда 8 лет: «Как? Ты все забыла?
Ты кормишь их? Забыла, как нас расстреливали из пулемета, как бомбили, как умерли наши малыши?»
А тетя просто и спокойно сказала: «Ведь они же голодные» Это был первый в
ответить на хамство  хамством, на подлость подлостью. Как ты ко мне, так и я к тебе.
Злому не страшны жестокость, бездушие, хамство: он сам такой. Но прежде чем отказать в милосердии плохим людям надо понять, что сделало их дурными. Жалко злых,
эгоистичных людей, ведь их никто не любит, и мир кажется им враждебным и холодным. Они как больные, которые требуют неотложного лечения. А чем их лечить?

Ребята отвечают: Добротой, сердечностью душевностью.

Милосердие – понятие  ёмкое. Оно включает в себя: незлобивость, человеколюбие, благотворительность, сострадание, сердобольность. Жалостливость, отзывчивость, чуткость, сердечность, душевность, доброту,...

Решите такую нравственную  задачу  

Людям очень нужны ...
Очень мешают ...

Дети отвечают.

Цель. Коррекция нравственной сферы.

3. Итог

Ведущий. Наш разговор окончен. Очень хотелось бы
верить, что он состоялся не зря. Самая большая роскошь на свете – это роскошь человеческого общения.  Воспитанность, тактичность, милосердие – три кита, на которых держится «роскошь человеческого общения».

Ребята, какими надо быть, чтобы услышать сердце человека?
Ребята  отвечают  (воспитанным, тактичным, милосердным)
Цель. Коррекция познавательной деятельности на основе суждения и умозаключения

Литература:

  1. С.Я. Рубинштейн «Психология умственно отсталого школьника».. М.1978г.
  2. С. Г. Якобсон «Психологические проблемы этического развития детей. М. 1984 г.
  3. А. А. Леонтьев «Психология общения» М.1987 г.
  4. Л.С. Выгодский Собр.соч. в 5 томах, тт.4-5.
  5. Шаповалова «Этическая беседа «Услышать сердце человека» журнал «Начальная школа» 1987 №7 стр.16.