Тип урока. Урок изучение нового материала на деятельной основе.
Технология: традиционная с элементами развивающего обучения.
Форма проведения. Путешествие в волшебный лес.
Цель. Познакомить детей с многообразием млекопитающих (зверей).
Задачи.
Обучающая:
- учить сравнивать, выделять сходства, существенные различия и признаки групп млекопитающих (зверей).
Развивающая:
- развивать у детей добрые чувства по отношению к зверям, экологическое мышление, память, внимание, умения вести диалог “ученик-ученик”, “учитель-ученик”.
Воспитывающая:
- воспитывать интерес к окружающему миру, чуткое и бережное отношение ко всему живому, любовь к природе и родному краю.
Педагогические технологии:
- личностно-ориентированного обучения;
- объяснительно-иллюстративного обучения;
- педагогического сотрудничества.
Ожидаемые результаты:
- умение детьми сравнивать, выделять сходства, существенные различия и признаки группы млекопитающих (зверей);
- повышение активности на уроках.
Оборудование: презентация, кроссворды на карточках, тестовые задания на карточках, 30 карточек с разными животными, учебник “Окружающий мир” О.Т. Поглазова.
№ | Этапы урока | Цель | Деятельность учителя и учащихся: | Деятельность учащихся: |
1 | Вводно- мотивационный этап. Психологический настрой учащихся. | Создание благоприятной рабочей обстановки. | Пусть урок будет таким же
радостным, солнечным, как ваши улыбки. Улыбнитесь
друг другу. Поприветствуйте улыбкой гостей.
Садитесь девочки, а теперь мальчики. - Сегодня мы на уроке будем работать в паре и группе? (Какие правила необходимо соблюдать, как договариваться, показать знак, что вы уже готовы). |
|
Орг. момент. | Включение учащихся в деятельность. | - Покажите своей посадкой, что вы готовы работать (глазки смотрят и всё видят, ушки слушают и всё слышат, голова хорошо думает) | ||
2 | Повторение пройденного материала. | Развитие логического мышления. Повторение существенных признаков животных. Развитие умение анализировать, рассуждать, делать выводы, давать классификацию. Развивать умение работать в группе. |
Сегодня нас к себе в гости
пригласил Великий и могучий Волшебный лес. Но
попасть в него совсем непросто, нужно выполнить
одно задание. Задание не простое, а в форме теста, вы уже знаете, что в 11 классе ученики нашей школы сдают единый государственный экзамен, который проводится в виде тестов, поэтому готовиться к нему нужно начинать уже в первом классе. Кто мне напомнит, как нужно работать с тестом. Чтобы быстрее ответить, работать будем парами. (Отмечают). |
Дети. Из нескольких
вариантов надо выбрать один и отметить его
галочкой, звёздочкой или кружочком. Тест по изученным темам. I. Животные часть, какой природы? - Мёртвой. - Живой. - Неживой. II. Как называют животных за которыми никто не ухаживает? - Некультурные. - Домашние. - Дикие. III. Отметь названия диких животных, которые обитают в твоей местности? - Павлин. - Лиса. - Тигр. |
3 | Введение в тему. Актуализация знаний |
Активизация познавательного
интереса учащихся.
Развитие умение детей Сам-но работать с учебником. |
Ваши ответы стали ключом к
воротам Волшебного леса (открывает доску, на
доске картинки животных, такие же как на с.34
нашего учебника) - сравните животных, которые
изображены на картинках. Чем они похожи и чем
различаются? Можно ли объединить их в группу и какой признак будет у этой группы главным? Учитель. Хорошо, а кто из вас сможет подобрать слова близкие по значению к слову корм? Учитель. Молодцы. А теперь давайте разгадаем ребус. Какое слово получается? Молоко+питание+ющие Учитель. Животные, питающиеся молоком. Итак, тема сегодняшнего урока: Млекопитающие. |
Работа в 4-х. Число ног - 4, тело покрыто шерстью. Кормят детёнышей молоком. Детёныши появляются живые. Дети. Они кормят детёнышей молоком. Дети. Еда, пища, питание. Дети. Млекопитающие. |
4 | Постановка учебной задачи. | Развитие логического мышления. | Как Вы думаете, что мы можем
узнать о млекопитающих и зачем нам это нужно
знать? Количество шерсти у них может быть различным. У медведя, например, её много, а у слона - мало. Это зависит от того, в каком месте живёт зверь, и какой образ жизни он ведёт. Многие млекопитающие покрыты волосами разных видов. Посмотрите на рисунок с изображением бобра. У этого зверя под длинными, жёсткими волосами спрятан плотный слой мягких. Когда бобр ныряет в воду, то намокают только наружные волосы. А у дикобразов особые волосы. Они называются иглами. - Млекопитающие могут питаться растениями или животными, добывать пищу днём и ночью. Большинство из них ходят на четырёх лапах. Но некоторые могут скакать на двух, как, например, кенгуру. Часть таких животных обитает на земле, часть- на деревьях. Это зависит от того, кто как приспособился строить дома и добывать пищу. Звери могут иметь постоянную окраску или менять её в разные времена года. Каких Вы знаете зверей, меняющих окраску? Как выглядят заяц и белка зимой? Как - летом? Для чего они меняют свои шубы? Разнообразие животных. - Мы с Вами рассмотрели строение тела млекопитающих. Как правило, такое оно у большинства. Но у каждого правила есть исключения. Строение тела у некоторых млекопитающих может отличаться от других. Это зависит от их образа жизни. Летучая мышь питается насекомыми. Что нужно, чтобы догнать и поймать насекомых? Летучие мыши - единственные млекопитающие, умеющие летать. Крыльями им служат лапы, между пальцами которых у них натянута кожа. Кто из Вас знает: где живёт крот? Как он передвигается под землёй? Чем Вы пользуетесь, чтобы копать землю? Вот и у крота ноги превратились в своеобразные лопаты. Есть млекопитающие, которые всю жизнь проводят в воде. Это дельфины и киты. Их ноги превратились в плавники. Такие же плавники у тюленей, морских львов и моржей, хотя они проводят в воде только часть своей жизни. Посмотрите на изображение кита. У него нет шерсти, а тело покрыто гладкой кожей. Ученые говорят, что когда-то давным-давно, у китов была шерсть, но она исчезла от долгого пребывания в воде. - Видите, как много нового и интересного вы узнали. Мы с Вами теперь знаем основные отличительные признаки млекопитающих- наличие шерсти и кормление детёнышей молоком. - Крокодил и мышь - кто из них млекопитающее? Хоть мышка и маленькая, но она -млекопитающее. А крокодил - нет. У него нет шерсти, это мы видим сразу. А чтобы узнать, кормит ли он своих детёнышей молоком, вспомним, как появляются на свет его малыши. - Детёнышей, появившихся на свет из яиц, молоком не кормят. Вспомните птиц. Поэтому мы совершенно уверенно можем сказать, что крокодил - не млекопитающее. К какой группе животных он относится, вы узнаете позднее. |
|
Физминутка | Создание условий для психо- эмоциональной разгрузки учащихся. |
Учитель. Давайте повеселим
наш волшебный лес и станем на несколько минут
мартышками. Физминутка. Мы весёлые мартышки, - Можно ли отнести мартышку к группе млекопитающих? Учитель. Спасибо, хорошо повеселились, Волшебный лес остался доволен. |
||
5 | Практическая работа. | Учитель. Ребята, а группа млекопитающих ещё имеет одно название, но чтобы его узнать нужно открыть с.13 нашей тетради и выполнить №2, 3. | Работа в группах. | |
6 | Закрепление изученного. | Учитель. Тропинка волшебного
леса ведёт нас дальше, и я слышу уже следующий
вопрос мудрого леса. Как вы думаете, ребята, все
ли звери могут жить в одинаковых природных
условиях? Почему? Например, может ли дельфин жить
в лесу? Учитель. Правильно, каждый зверь живёт там, где поселила его матушка природа: слона - в Африке, Индии, в тёплых краях. Кенгуру - в Австралии. - А где живут олени? Учитель. Ребята, а каких зверей вам приходилось наблюдать в лесу? Почему дикие животные при виде человека убегают? |
Дети. Нет Дети. Олени живут в тундре и в лесу. Дети. Некоторые люди обижают животных, убивают, разоряют гнёзда, издеваются. |
|
Физминутка | Создание условий для психо- эмоциональной разгрузки учащихся. |
А лисятки, как проснутся Очень любят потянуться, И легонечко зевнуть, Ну и хвостиком вильнуть, А волчатки спинку выгнуть И легонечко подпрыгнуть, Ну а мишка косолапый Широко расставить лапы, А кому зарядки мало, Начинаем всё сначала. - Можно ли лисят, волчат и медвежат отнести к группе млекопитающих животных? Учитель. Волшебный лес доволен, но просит помочь отгадать животное по его повадкам? (Чтение отрывков в учебнике) |
||
7 | Итог урока | Развитие умения анализировать проделанное на уроке, соотносить цель и результат. | Учитель. Проверим, как Вы
усвоили материал. - Что означает слово “млекопитающие”? - Назовите 3 основных признака зверей. - Какой признак самый важный? Каждой группе необходимо назвать млекопитающего на каждую букву слова “молоко”. Если нужно есть подсказка. 1. Пи, пи, пи - она сказала, 2. Живу и в тундре и в лесу, 3. Рыжая плутовка 4. Чьи ужимки без труда 5. Мохнатенький, усатенький, молоко пьёт, 6. Он герой одной из сказок |
|
Рефлексия | Осознание учащимися своей учебной деятельности. | Если Вам было интересно и
понятно о ком мы говорили на уроке, то возьмите
зелёный магнит, если есть затруднения - синий, ну
а если ничего не было понятно - красный. Прикрепите фото млекопитающего, обитающего в лесу на картинку. Спасибо за хорошую работу. Любите природу, не обижайте животных. Урок окончен. |