Урок-игра "Математическая рулетка". 5-й класс

Разделы: Математика

Класс: 5


Тема:  Уравнения.

Цели:

  • Образовательные: повторить приемы решения уравнений, совершенствовать навыки решения задач на составление уравнений;
  • Воспитательные:  продолжить формирование умения работать в команде,  воспитывать ответственность, организованность;
  • Развивающие: развивать любознательность, познавательный интерес, расширить кругозор.

Оборудование: рулетка,  диск  с презентацией,  жетоны.

ХОД УРОКА

Организационный момент

До урока класс разбивается на три группы.  В центре класса стол с рулеткой,  на которой выделены три сектора, соответствующие трем типам задач.  Вокруг  стоят столы для участников двух групп.
Включается презентация к уроку.
Объявляется  тема и цели урока.

Учитель. Сегодня наш урок необычный, он пройдет в форме игры.

Вот и настала пора встретиться нам,
Противник рядом, все сели по местам.
Вы готовы вступить сегодня в бой?
Так давайте же, друзья, думать головой!

Нам необходимо  в группах выбрать лидера.

Правила игры

1. За столом с рулеткой будет сидеть группа, которая победит в отборочном туре.
2. Лидер группы крутит рулетку и озвучивается задача, которую нужно решить как можно  быстрее (одновременно эту же задачу решают и в других группах) Группа, которая первой найдет ответ,  получает жетон.
3. Выигрывает команда, получившая больше всего жетонов.

Выработка умений и навыков

Нам турнир пора начать,
Пришло время уравнения решать
И на трудные вопросы
Ты  сумей ответы  дать!

Отборочный тур

По горизонтали: По вертикали:
1. Математическое действие?
4. Как называются числа ,употребляемые при счете предметов?
5. Линия, имеющая начало и не имеющая конца?
6. Математическое действие?
8. Математическое действие?
10. Единица измерения длины?
12 Что записывается с помощью цифр?
14. Как называется одна из сторон прямоугольника?
1. Линия, не имеющая начала и конца?
2. Как называются числа, записанные с помощью двух цифр?
3. Как называется сумма длин сторон прямоугольника?
7. Что получится, если длину умножить на ширину?
9. Равенство, содержащее неизвестное число?
11. Результат от деления?
13. Самое маленькое натуральное число?

Группа, первой разгадавшая кроссворд, начинает крутить рулетку.

Вопросы и задачи:

1. Какой лепесток лишний

2у + 6 = 8,    (7х – 4) : 8 = 3,    6х = 42,   15 – 36 : 3 + 7 = 10?

2. Правда ли, что Колумб открыл Америку?

Правда, да не совсем. За х лет до Колумба к берегам Нового Света викинги – искусные мореплаватели и свирепые воины средних веков.
Чтобы найти х,  реши уравнение (х + 72) : 52 = 11.

3. Реши задачку.

Снежный барс из Азии в 2 раза легче пумы из Северной Америки. Найди их вес, если вместе весят 150 кг.

4. Вместо знака вопроса вставь подходящую букву

105 х = 25    Б
256 – у = 252    Г
270 : х = 90    ?

5. Что вы знаете о пирамиде Хеопса?

Одна из известнейших пирамид Египта – пирамида Хеопса, сохранившееся до наших дней одно из семи чудес света. Высота пирамиды х метров. Найдите ее современную высоту.

(410 – 2х) : 4 = 29.

6. Реши задачку.

Некоторые рыбы могут прожить не более одного года, как, например, бычки и светящиеся анчоусы. Шпроты живут меньше камбалы в 10 раз. Сколько могут прожить шпроты и камбала, если камбала может прожить на 54 года больше?

7. Составь по краткой записи уравнение.

I   5х
II   х на 60 меньше, чем в  I.

8. Законы математики действуют даже в космосе.

Источником жизни на земле является Солнце. Вокруг Солнца  обращается 9 планет. Планеты удалены от Солнца в следующем порядке: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон (признан в х г. На 26-й Ассамблее Международного астрономического союза карликовой планетой). Найди х.

х : 2 – 203 = 800.

9. Реши задачку.

Грецкий орех растет х лет, а кедр 3/5 этого числа лет. Сколько лет может расти грецкий орех, если кедр растет 1200 лет?

Итоги урока

Подвести итоги турнира, вручить призы (учебные принадлежности для уроков математики, книги т. д.).

Литература

  1. Кордина Н.Е. «Виват, математика!» Занимательные задания и упражнения. 5класс. Волгоград: Учитель, 2008.
  2. Шаригулина Л.Р. «Математика. 5-9 классы. Проблемное и игровое обучение». Волгоград: Учитель, 2010.

Приложение 1