Цели:
- воспитание почтительного уважения к старшему поколению, бережного отношения к ним;
- учить детей сопереживать, сочувствовать старым людям.
Оборудование:
- Эпиграф: «Уважение и почитание старших поколений – закон нашей жизни». (В.А. Сухомлинский)
- Пословицы: Старцу пакости не твори. Не смейся над старым, и сам будешь стар. Старость на ласку жадна. Старость не в радость. Старость придет – веселье на ум не пойдет. Придет старость – придет и слабость. Если хочешь, чтобы дети почитали тебя в старости, сам почитай стариков.
- Наглядность: картины и фотографии с изображением пожилых людей.
- Презентация песни «Дорогие мои старики».
- Словарь:
Почитание – глубокое уважение, любовь к кому-либо.
Семья – группа живущих вместе родственников, чаще всего близких.
Нравственность – правила, определяющие поведение; духовное и душевное качества; выполнение этих правил, поведение.
Поколение – 1) одновременно живущие люди близкого возраста; 2) родственники одной степени родства по отношению к общему предку (из поколения в поколение передается, от отца к детям, от старших к младшим).
ХОД УРОКА
Вступительное слово учителя
Разговор на уроке пойдет о бережном отношении к
дедушкам и бабушкам, о воспитании чувства
уважения к ним. Вы должны понять, что подлинная
гуманность (т.е. человеколюбие) общества и
человека определяется прежде всего отношением к
детям, старикам, т.е. самым беззащитным и
нуждающимся в помощи. Вы должны научиться видеть
горе, беду, одиночество старого человека и помочь
ему.
Род человеческий состоит из поколений. В мире
живут одновременно несколько поколений:
уходящее, находящееся в расцвете сил, выходящее и
только что появившееся.
Уважение, почитание старших поколений – закон
жизни. Есть вещи, которые посильны только
старости, потому что в ней – мудрость многих
поколений. Уважают не седины сами по себе, а то,
что за ними, поэтому всеобщим уважением и почетом
должны пользоваться старики. Всегда нужно
помнить одно из главных правил человеческого
общения, которое называют «золотым правилом
нравственности». В учении древнекитайского
философа Конфуция (VI-V в. до н. э.) золотое правило
осмысливается как основа поведения: «Чего сам не
желаешь, того не делай другим». Оно в той или иной
форме вошло в моральное сознание всех
цивилизованных народов: относись к другим так,
как хочешь, чтобы относились к тебе.
Традиция почитания старших
Знаете ли вы, что традиция почитания старших
уходит своими корнями в далекое прошлое? Еще в
Библии речь идет о том, что необходимо почитать
старших, и тогда можно прожить долгую счастливую
жизнь. По крестьянской этике, требования которой
должны были усвоить подростки, уважения были
достойны не только родители, но и вообще все
старшие по возрасту люди. При этом дети не должны
были решать для себя, достоин или не достоин тот
или иной старик их заботы, почтения и уважения. По
мнению славян, старшие требуют к себе уважения
уже потому, что они мудрее, духовно богаче и много
сделали для людей. Большую роль в воспитании у
детей этого чувства играли сказки, бывальщины
религиозно-поучительного характера. И вам хорошо
известны сказки, где герой, нагрубивший старушке
или старику, терпит неудачи, а после принесенного
им извинения получает от них полезный совет.
Вспомните эти сказки. («Морозко», «Иван,
крестьянский сын» …)
Вечерами в теплых избах бабушки и дедушки
рассказывали внукам реальные истории о том, как
уважение, оказанное старому человеку, приносило
ребенку удачу.
Воспитание детей в Древней Руси. (Выступление ученика)
В Древней Руси воспитание детей велось в духе
почитания и уважения старших. Чувство уважения к
старшим входило в плоть и кровь детей благодаря
примерам из жизни собственной семьи и всей
деревенской общины. В семейном застолье пожилым
людям предоставлялось почетное место, взрослые
члены семьи были внимательны к старому,
отработавшему свое время деду, спрашивали у него
советов. При семейном разделе, когда женатый сын
намеревался жить своим домом, хозяйством,
решающее слово было за старым отцом. На сельской
сходке – собрании взрослых мужчин деревни –
мнение стариков по тому или иному вопросу было
зачастую решающим. Почитание старших отражалось
в мельчайших подробностях быта славян: не садись
первым за стол, не бери первым ложку, лучший кусок
– отцу-кормильцу, не говори много в присутствии
старших,…
Наши предки понимали, что основы личности
закладываются в детстве, и старались с раннего
детства воспитывать в детях стремление к добру,
отвращение к подлости и лицемерию, отличать
истину от лжи, добро от зла, приучали к труду и
честной жизни.
Учитель: В условиях современности почитание старших могло бы стать для детей внутренним мотивом для того, чтобы не совершать плохие поступки. Живущие в настоящем призваны жить так, чтобы не уронить чести, достоинства, ратной славы предков. Не уронить эту честь, а преумножить.
Беседа
Итак, разговор о старости.
Как вы понимаете, что такое старость? Что ей
свойственно? (Старость – это период жизни после
зрелости, в который происходит постепенное
ослабление деятельности организма). Всмотритесь
внимательно в лица старых людей, изображенных на
картинах и фотографиях.
(Обращение к наглядности).
Что вы видите? Что читаете на этих лицах?
(Возраст, опыт, ум, знания, доброту, беспомощность,
физическую немощь, любовь к детям и внукам,
мудрость, …)
А ведь можно вопрос поставить несколько иначе:
как вы считаете, чем может обернуться старость
для человека? Я предлагаю вам 3 возможных ответа:
старость – счастье, покой, беда.
Рассмотрим эти утверждения. (Ответы детей).
А вот как сами дедушки и бабушки считают, чем
может обернуться для них старость.
(Видеозапись).
Подведем итоги вышесказанному и услышанному.
1 старость – счастье.
Может ли старость обернуться счастьем? Все хорошо: и любят бабушек и дедушек, и заботятся о них, а здоровья нет. Счастье это?
2 старость – покой. (Слова из домашнего задания на тему: «Милосердие и любовь»).
Это – ласка, любовь; забота и уют; тепло и
внимание; уважение и почет; сытность, чистота; у
детей все хорошо…
Хорошо, когда в старости человек ощущает
подобное к себе отношение.
3 старость – беда. Это равнодушие, забвение,
отсутствие любви, нет близких, одиночество (Это
прозвучало в ответах бабушек и дедушек).
Слова эти несут холод, тоску. Плохо одному в ночи
да еще старому немощному человеку. (В слове
одиночество видим смысл: один, ночь)
Значит, старость – это счастье? И очень хочется,
чтобы для наших бабушек и дедушек она
оборачивалась покоем.
Анализ ситуаций. Чтение рассказов
1. «Именинный пирог», В. Сухомлинский.
Перед чтением задание: подумать над концовкой
рассказа.
2. Л.Н. Толстой: «Старый дед и внучек».
Перед чтением задание: о чем заставляет
задуматься этот детский незамысловатый
рассказ? Чему он учит?
3. Какие пословицы соответствуют той и другой
ситуации? (Смотреть на доске пословицы,
подобранные детьми к уроку).
Учитель:
Мне самою судьбой завещано,
Жизнью всею – и в этом суть –
Поклониться низко бабушкам и дедушкам,
Добрым словом их помянуть.
Многие из нас с радостью, а порой и с грустью вспоминают прекрасные дни, проведенные с дедушками или бабушками, с теми, кто украшал наше детство советами, нежностью, конкретной помощью и поддержкой, когда мы действительно нуждались в них. Какие ваши бабушки и дедушки? Как вы к ним относитесь? Поделитесь, расскажите о них.
Рассказы детей о самых близких и дорогих им людях
Подведение итогов
– Чему вы научились на уроке?
– Чем может обернуться старость? Что нужно
делать, чтобы она не обернулась бедой?
– От вас это зависит?
Учитель: Думаю, что вы со мной согласитесь, что каждая семья держится на любви и памяти старшего поколения. Бабушки и дедушки – хранители семейного очага. Они передают своим детям, внукам жизненный опыт и мудрость многих и многих лет, объединяя десятилетия истории семьи в одну непрерывную цепь. Проявляйте к ним максимум внимания и уважения, не оставляйте их без помощи. Ведь старому человеку и нужны – то всего любовь, забота, слово доброе. Старость нужно уважать! Как гласит народная пословица: «Если хочешь, чтобы дети почитали тебя в старости, сам почитай стариков».
Домашнее задание: Прочитать рассказ В. Осеевой «Бабка». Как относились члены семьи к бабушке?
Приложение.
Л.Н.Толстой
«Старый дед и внучек»
Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза
не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда
он ел, у него текло изо рта. Сын и невестка
перестали его за стол сажать, а давали ему
обедать за печкой. Снесли раз ему обедать в чашке.
Он хотел ее подвинуть, да уронил и разбил.
Невестка стала бранить старика за то, что он им
все дома портит и чашки бьет, и сказала, что
теперь она ему будет давать в лоханке. Старик
только вздохнул и ничего не сказал. Сидят раз сын
с женой дома и смотрят – сынишка их на полу
дощечками играет – что-то слаживает. Отец и
спросил. « Я, батюшка, корытце делаю. Когда вы с
матушкой стары будете, чтобы вас из этого корытца
кормить».
Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали.
Им стало стыдно за то, что они так обижали
старика; и стали с тех пор сажать его за стол и
ухаживать за ним.
В. Сухомлинский
«Именинный пирог»
У Нины большая семья: мама, папа, два
брата, две сестры и бабушка. Нина – самая
маленькая. Ей 12 лет. Бабушка – самая большая. Ей 80.
Когда семья обедает, у бабушки дрожат руки. Несет
она ложку ко рту – ложка дрожит, капельки падают
на стол.
Скоро день рождения Нины. Мама сказала, что будет
праздничный обед, что Нина может приглашать
подруг.
Вот и настал этот долгожданный для Нины день. Все
готово к приему гостей. Мама накрывает стол белой
скатертью. А Нина думает: «Бабушка ведь тоже за
стол сядет. А у нее руки дрожат. Подружки смеяться
будут. В школе потом расскажут.
Нина тихо сказала маме: «Мама, пусть бабушка
сегодня за стол не садится». «Почему?!» –
удивилась мама. «Ну… у нее руки дрожат. Капает на
скатерть».
Мама села на стул и долго молча сидела. А потом
встала и сказала Нине…
Что сказала мама Нине?
Примерно так: «Праздника сегодня у нас не будет.
Бабушка наша болеет. Поздравляю тебя, дочь, с днем
рождения. Мое тебе пожелание: расти добрым,
чутким человеком.