Урок внеклассного чтения по теме "Связь поколений. Почитание старших". 8-й класс

Разделы: Литература

Класс: 8


Цели:

  • воспитание почтительного уважения к старшему поколению, бережного отношения к ним;
  • учить детей сопереживать, сочувствовать старым людям.

Оборудование:

  • Эпиграф: «Уважение и почитание старших поколений – закон нашей    жизни». (В.А. Сухомлинский)
  • Пословицы: Старцу пакости не твори. Не смейся над старым, и сам будешь стар.    Старость на ласку жадна. Старость не в радость. Старость придет – веселье на ум не пойдет. Придет старость – придет и слабость. Если хочешь, чтобы дети почитали тебя в старости, сам почитай стариков.
  •  Наглядность: картины и фотографии с изображением пожилых людей.
  •  Презентация песни  «Дорогие мои старики».
  •  Словарь:

Почитание – глубокое уважение,  любовь к кому-либо.
Семья – группа живущих вместе родственников, чаще всего близких.
Нравственность – правила, определяющие поведение; духовное и душевное качества; выполнение этих правил, поведение.
Поколение – 1) одновременно живущие люди близкого возраста;  2) родственники одной степени родства по отношению к общему предку (из поколения в поколение передается, от отца к детям, от старших к младшим).

ХОД УРОКА

Вступительное слово учителя

Разговор на уроке пойдет о бережном отношении к дедушкам и бабушкам, о воспитании чувства уважения к ним. Вы должны понять, что подлинная гуманность (т.е. человеколюбие) общества и человека определяется прежде всего отношением к детям, старикам, т.е. самым беззащитным и нуждающимся в помощи. Вы должны научиться видеть горе, беду, одиночество старого человека и помочь ему.
Род человеческий состоит из поколений. В мире живут одновременно несколько поколений: уходящее, находящееся в расцвете сил, выходящее и только что появившееся.
Уважение, почитание старших поколений – закон жизни. Есть вещи, которые посильны только старости, потому что в ней – мудрость многих поколений. Уважают не седины сами по себе, а то, что за ними, поэтому всеобщим уважением и почетом должны пользоваться старики. Всегда нужно помнить одно из главных правил человеческого общения, которое называют «золотым правилом нравственности». В учении древнекитайского философа Конфуция (VI-V в. до н. э.) золотое правило осмысливается как основа поведения: «Чего сам не желаешь, того не делай другим». Оно в той или иной форме вошло в моральное сознание всех цивилизованных народов: относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе.

Традиция почитания старших

Знаете ли вы, что традиция почитания старших уходит своими корнями в далекое прошлое? Еще в Библии речь идет о том, что необходимо почитать старших, и тогда можно прожить долгую счастливую жизнь. По крестьянской этике, требования которой должны были усвоить подростки, уважения были достойны не только родители, но и вообще все старшие по возрасту люди. При этом дети не должны были решать для себя, достоин или не достоин тот или иной старик их заботы, почтения и уважения. По мнению славян, старшие требуют к себе уважения уже потому, что они мудрее, духовно богаче и много сделали для людей. Большую роль в воспитании у детей этого чувства играли сказки, бывальщины религиозно-поучительного характера. И вам хорошо известны сказки, где герой, нагрубивший старушке или старику, терпит неудачи, а после принесенного им извинения получает от них полезный совет.
Вспомните эти сказки. («Морозко», «Иван, крестьянский сын» …)
Вечерами в теплых избах бабушки и дедушки рассказывали внукам реальные истории о том, как уважение, оказанное старому человеку, приносило ребенку удачу.

Воспитание детей в Древней Руси. (Выступление ученика)

В Древней Руси воспитание детей велось в духе почитания и уважения старших. Чувство уважения к старшим входило в плоть и кровь детей благодаря примерам из жизни собственной семьи и всей деревенской общины. В семейном застолье пожилым людям предоставлялось почетное место, взрослые члены семьи были внимательны к старому, отработавшему свое время деду, спрашивали у него советов. При семейном разделе, когда женатый сын намеревался жить своим домом, хозяйством, решающее слово было за старым отцом. На сельской сходке – собрании взрослых мужчин деревни – мнение стариков по тому или иному вопросу было зачастую решающим. Почитание старших отражалось в мельчайших подробностях быта славян: не садись первым за стол, не бери первым ложку, лучший кусок – отцу-кормильцу, не говори много в присутствии старших,…
Наши предки понимали, что основы личности закладываются в детстве, и старались с раннего детства воспитывать в детях стремление к добру, отвращение к подлости и лицемерию, отличать истину от лжи, добро от зла, приучали к труду и честной жизни.

Учитель: В условиях современности почитание старших могло бы стать для детей внутренним мотивом для того, чтобы не совершать плохие поступки. Живущие в настоящем призваны жить так, чтобы не уронить чести, достоинства, ратной славы предков. Не уронить эту честь, а преумножить.

Беседа

Итак, разговор о старости.
Как вы понимаете, что такое старость? Что ей свойственно? (Старость – это период жизни после зрелости, в который происходит постепенное ослабление деятельности организма). Всмотритесь внимательно в лица старых людей, изображенных на картинах и фотографиях.
(Обращение к наглядности).
Что вы видите? Что читаете на этих лицах?  (Возраст, опыт, ум, знания, доброту, беспомощность, физическую немощь,  любовь к детям и внукам, мудрость, …)
А ведь можно вопрос поставить несколько иначе: как вы считаете, чем может обернуться старость для человека? Я предлагаю вам 3 возможных ответа: старость – счастье, покой, беда.
Рассмотрим эти утверждения. (Ответы детей).
А вот как сами дедушки и бабушки считают, чем может обернуться для них старость.
(Видеозапись).
Подведем итоги вышесказанному и услышанному.

1 старость – счастье.

Может ли старость обернуться счастьем? Все хорошо: и любят бабушек и дедушек, и заботятся о них, а здоровья нет. Счастье это?

2 старость – покой.  (Слова из домашнего задания на тему: «Милосердие и любовь»).

Это – ласка, любовь; забота и уют; тепло и внимание; уважение и почет; сытность, чистота; у детей все хорошо…
Хорошо, когда в старости человек ощущает подобное к себе отношение.

3 старость – беда. Это равнодушие, забвение, отсутствие любви, нет близких, одиночество (Это прозвучало в ответах бабушек и дедушек).
Слова эти несут холод, тоску. Плохо одному в ночи да  еще старому немощному человеку. (В слове одиночество  видим смысл: один, ночь)
Значит, старость – это счастье? И очень хочется, чтобы для наших бабушек и дедушек она оборачивалась покоем.

Анализ ситуаций. Чтение рассказов

1. «Именинный пирог», В. Сухомлинский.
Перед чтением задание: подумать над концовкой рассказа.
2. Л.Н. Толстой: «Старый дед и внучек».
Перед чтением задание: о чем заставляет задуматься этот  детский незамысловатый рассказ? Чему он учит?
3. Какие пословицы соответствуют той и другой ситуации? (Смотреть на доске пословицы, подобранные детьми к уроку).

Учитель:

Мне самою судьбой завещано,
Жизнью всею – и  в этом суть –
Поклониться низко бабушкам и дедушкам,
Добрым словом их помянуть.

Многие из нас с радостью, а порой и с грустью вспоминают прекрасные дни, проведенные с дедушками или бабушками, с теми, кто украшал наше детство советами, нежностью, конкретной помощью и поддержкой, когда мы действительно нуждались в них. Какие ваши бабушки и дедушки? Как вы к ним относитесь? Поделитесь, расскажите о них.

Рассказы детей о самых близких и дорогих им людях

Подведение итогов

– Чему вы научились на уроке?
– Чем может обернуться старость? Что нужно делать, чтобы она не обернулась бедой?
– От вас это зависит?

Учитель: Думаю, что вы со мной согласитесь, что каждая семья держится на любви и памяти старшего поколения. Бабушки и дедушки – хранители семейного очага. Они передают своим детям, внукам жизненный опыт и мудрость многих и многих лет, объединяя десятилетия истории семьи в одну непрерывную цепь. Проявляйте к ним максимум внимания и уважения, не оставляйте их без помощи. Ведь старому человеку и нужны – то всего любовь, забота, слово доброе. Старость нужно уважать! Как гласит народная пословица: «Если хочешь, чтобы дети почитали тебя в старости, сам почитай стариков».

Домашнее задание: Прочитать рассказ В. Осеевой «Бабка». Как относились члены семьи к бабушке?

Приложение.

Л.Н.Толстой

«Старый дед и внучек»

Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой. Снесли раз ему обедать в чашке. Он хотел ее подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им все дома портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал. Сидят раз сын с женой дома и смотрят – сынишка их на полу дощечками играет – что-то слаживает. Отец и спросил. « Я, батюшка, корытце делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этого корытца кормить».
Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.

 В. Сухомлинский

«Именинный пирог»

У Нины большая семья: мама, папа, два брата, две сестры и бабушка. Нина – самая маленькая. Ей 12 лет. Бабушка – самая большая. Ей 80.
Когда семья обедает, у бабушки дрожат руки. Несет она ложку ко рту – ложка дрожит, капельки падают на стол.
Скоро день рождения Нины. Мама сказала, что будет праздничный обед, что Нина может приглашать подруг.
Вот и настал этот долгожданный для Нины день. Все готово к приему гостей. Мама накрывает стол белой скатертью. А Нина думает: «Бабушка ведь тоже за стол сядет. А у нее руки дрожат. Подружки смеяться будут. В школе потом расскажут.
Нина тихо сказала маме: «Мама, пусть бабушка сегодня за стол не садится». «Почему?!» – удивилась мама. «Ну… у нее руки дрожат. Капает на скатерть».
Мама села на стул и долго молча сидела. А потом встала и сказала Нине…
Что сказала мама Нине?
Примерно так: «Праздника сегодня у нас не будет. Бабушка наша болеет. Поздравляю тебя, дочь, с днем рождения. Мое тебе пожелание: расти добрым, чутким человеком.