Среди актуальных и значимых проблем дидактики всегда была и остается значимой проблема развития личности в процессе обучения. Одним из основных показателей становления личности школьника является его познавательный интерес. Формирование устойчивых интересов как значительного личностного образования задача не только дидиактическая. В свете этого не может не настораживать тенденция некоторого спада интереса молодых к учению.
Учебная деятельность в школе обязательна для каждого ребенка. Но к сожалению, осуществляется она далеко не всеми школьниками с охотой под влиянием положительной мотивации. А между тем и теорией и педагогической практикой доказано, что обучение только по принуждению не имеет той силы ни в образовании, ни в формировании личности человека, которую приобретает оно при наличии интереса к знаниям, к познавательной деятельности в школе.
Процесс и результат формирования познавательных интересов школьников связан с их активной познавательной деятельностью, с их позицией в процессе обучения. Значимость и привлекательность учебной деятельности может быть усилена включением в учебный процесс различных видов деятельности, позволяющих учителю использовать объективно привлекательные свойства предметных деятельностей и актуализировать опыт учащихся, имеющиеся у них знания, интересы, склонности.
Как известно, большое значение в организации учебного процесса играет мотивация учения. Она способствует активизации мышления, вызывает интерес к тому или иному виду занятий, к выполнению того или иного упражнения.
Наиболее сильным мотивирующим фактором являются приемы обучения, удовлетворяющие потребность школьников в новизне изучаемого материала и разнообразии выполняемых упражнений. Использование разнообразных приемов обучения способствует закреплению языковых явлений в памяти, созданию более стойких зрительных и слуховых образов, поддержанию интереса и активности учащихся.
Широкие возможности для активизации учебного процесса дает использование игр. Эффективность обучения обусловлена в данном случае взрывом мотивации, повышением интереса к предмету.
Игра мотивирует речевую деятельность, так как
обучаемые оказываются в ситуации, когда
актуализируется потребность что-либо сказать,
спросить, выяснить, доказать, чем-то поделиться с
собеседником. Школьники наглядно убеждаются в
том, что язык можно использовать как средство
общения.
Игра активирует стремление ребят к контакту друг
с другом и учителем, создает условия равенства в
речевом партнерстве, разрушает традиционный
барьер между учителем и учеником.
Игра дает возможность робким, неуверенным в себе учащимся говорить и тем самым преодолевать барьер неуверенности.
Игры положительно влияют на формирование познавательных интересов школьников, способствуют осознанному освоению иностранного языка. Они содействуют развитию таких качеств, кА самостоятельность, инициативность; воспитанию чувства коллективизма. Учащиеся активно, увлеченно работают, помогают друг другу, внимательно слушают своих товарищей; учитель всего лишь управляет учебной деятельностью.
Все проведенные за последние годы исследования о творческих, ролевых играх в своих теоретических исходных положениях опирались на идеи Ушинского К.Д., Шацкого С.Т., Крупской Н.К., Макаренко А.С., Горького А.М. об игре и ее значении.
Однако создать педагогическую теорию игры, которая смогла бы решительно повлиять на массовую практику, полностью еще не удалось. Одна из существенных причин этого коренилась в том, что главные звенья педагогической теории игры: вопрос об источниках содержания игры, характерных темам детских игр, путях развития общих игровых интересов, которые служат базой для сплочения детей, – оставались нерешенными. В исследованиях об игре недостаточно были вскрыты закономерности, показывающие, какая связь существует между развитием ребенка в игровой деятельности и развитием его памяти, воображения, интересов в процессе обучения, в труде. Учителя мало ориентированы на установление связи между общим психическим развитием ребенка и его поведением в игре.
Теоретическое обоснование проблемы познавательного интереса достаточно разработано в философской / Каган М.С., Леонтьев А.Н., Финк Е./, психологической / Аникеева Н.П., Бондаревский В.Б., Зимняя И.А., Пасов Е.И., Рознюк В.К., Рудик П.А., Эльконин Д.Б. и другие/ и педагогической /Азаров Ю.П., Алова М., Амонашвили Ш.А., Жуковская Р.И., Заир – Бек Е.С., Китайгородская Г.А., Кривко – Апинян Т.А., Левинсон А.С., Макаренко А.С., Маркова А.К., Скаткин М.Н., Сухомлинский А., Ушинский К.Д., Шепелева В.И., Щукина Г.И. и другие/литературе.
Целью обучения иностранным языкам в современной образовательной практике является овладение учащимися способностью осуществлять непосредственное общение с носителями языка в наиболее распространенных ситуациях повседневного общения и читать несложные тексты с целью извлечения информации о странах изучаемого языка, их культуре и быте, это предполагает достижение школьниками минимально достаточного уровня коммуникативной компетенции, в процессе которого происходит воспитание, образование и развитие школьников средствами немецкого языка. Сегодня в практике преподавания используется дополнительная литература: УМК Е.И.Пассова, Г.В.Яцковской и Н.П.Каменецкой, ”Deutsch-Mobil “, тематические тетради для 6,7 классов издательства “Март”, разработки Гете-института, материалы журнала ИЯШ, приложения к газете “1 сентября””Deutsch”, учебники немецких издательств, неадаптированная литература, региональный компонент Калинецкой Ю.А., различные разработки из INTERNET.
Обучение иностранному языку в условиях гимназического образования приобретает свою специфику. Требования личностно-ориентированного подхода, ставшего базой для организации образовательного процесса в условиях гимназии, ориентируют учителя не только на качество ЗУНов, сколько на создание условий для развития личности гимназиста, для развития его творческого мышления , веры в свои собственные силы , собственное развитие .
Для придания образовательной среде, в которой находится ученик, развивающего характера используют собственные оригинальные методы (на основе комбинирования различных средств и приемов или творческой разработки новых).
Использование игровых технологий: обучающих, тренинговых, контролирующих, творческих, развивающих, познавательных и воспитывающих – по характеру пед.процесса ; предметных, сюжетных, ролевых, драматизации – по игровой методике, разработанных в трудах Николенко Л.А., Блонского П.П., Никитина Б.П., Логинова Н.П., Шмарина Г.Б, Аловой М., Блохиной В.Н и др., на уроках немецкого языка позволяет учителю добиться преодоления барьера неуверенности у учащихся, осознанного усвоения иностранного языка, помогает развить такие качества личности как творчество, самостоятельность, инициативность, толерантность.
Ведущей идеей нашего подхода является использование игр на уроках немецкого языка как источника познавательной деятельности младших школьников и средства формирования коммуникативных и познавательных способностей учащихся.
Если исходить из того, что формирование коммуникативных способностей является одной из целей обучения иностранному языку в целом, и гимназического в особенности, то наиболее эффективным использование игр на уроках будет при следующих условиях:
- если дидактическая игра будет применяться как для организации учебной, так и внеурочной деятельности учащихся;
- если будут использоваться различные виды игр в зависимости от возрастов учащихся (от наиболее простых – на начальном этапе обучения, до более сложных – на старших ступенях обучении);
- если игры будут включены в различные этапы урока (предъявление нового материала, закрепление, отработка лексики и т. д.).
Системное применение игр на уроках нем.яз. позволяет, учитывая возрастные особенности , индивидуальные качества личности
- вызвать интерес, положительные эмоции, которые создают эмоционально-ценностное поле жизнедеятельности коллектива и личности;
- снять у детей страх допустить ошибки, проверить себя, свои силы и возможности в овладении языком;
- поможет развить такие качества личности, как творчество, самостоятельность, инициативность, толерантность.
Игра является действенным инструментом преподавания, который активизирует мыслительную деятельность обучаемых, позволяет сделать учебный процесс привлекательным и интересным, заставляет учащихся волноваться и переживать. А это является хорошим стимулом к овладению языком.
Системообразующими характеристиками для описанной деятельности стали утверждения Д.Б.Эльконина, который считает, что игра выполняет 4 важнейшие для человека функции: средство развития мотивационно-потребностной сферы, средство познания, средство развития умственных действий и средство развития произвольного поведения.
Игра – явление по своей сути полнофункцональное: она осуществляеи развивающую, воспитывающую и другие функции.
Игра адекватна детскому возрасту: варьируя виды и условия игр, можно установить оптимальное соответствие того или иного игрового способа возрастной группе школьников. Эффективность применения игры для обучения и развития обусловлена собственно самими феноменом игры. Любая игра происходит в непосредственном общении учителя с учениками и учеников друг с другом.
В настоящее время процесс обучения иностранному языку понимается не как индивидуальная деятельность учащихся с учебным материалом, с предметом обучения, а как «особым образом организованное общение или особая разновидность общения». Важной функцией такого общения на уроке является установление взаимодействия учителя и учащихся, учащихся друг с другом, в ходе которого реализуется задача присвоения школьниками речевого опыта на новом для них языке. Таким образом, процесс обучения иностранному языку предполагает взаимодействие обучающихся, под которым понимается прежде всего их совместная согласованная деятельность.
Гальскова Н.Д. и Никитенко З.Н. обращают в своих работах внимание на то, что «…сопоставление действий учителя, соответствующих его взаимодействию с учащимися, и действий, нарушающих это взаимодействие, становится очевидным, что рассогласование в рамках деятельности обучающего и деятельности обучаемого в каждом из компонентов урока наступает вследствие несоответствия обучения сути языка как общественного явления. В таком случае процесс изучения языка и его результат выглядят для учащихся формальной процедурой, поскольку мотив (то, ради чего они изучают иностранный язык) не соответствует тому, чем они реально занимаются на уроке, а деятельность выступает как нейтральный процесс к формированию личности. Только ориентация действий учителя на обучение языку как средству взаимодействия, что обязывает общаться с детьми как с равными партнерами, личностями, коллективом личностей, может обеспечить школьникам практическое овладение языком, пусть даже «в ограниченных пределах».
Учитель иностранного языка обучает детей не только умению пользоваться иным языковым кодом, но и самому общению (как поступать в конкретной ситуации). Это возможно лишь в том случае, если он обладает наряду с профессиональными знаниями и умениями культурой педагогического общения, которая тесно связана с его общей культурой, образованием и воспитанием.
Нельзя не согласиться с Ш.А. Амонашвили, утверждающим, что современный учитель должен владеть не только наукой воспитания, но и искусством общения с ребенком и детским коллективом. При этом важно помнить, что учитель может играть роль партнера по общению с учениками лишь при условии, если он обучен и воспитан в духе справедливости к ним, солидарности с ними и толерантности к ним, если он способен быть открытым в проявлениях своих интересов и эмоций и умеет критически осмыслить свое поведение.
На первый взгляд перечень названных умений и качеств достаточно прост. Но это лишь на первый взгляд, ибо строить правильные отношения с детьми не так легко, как кажется: названые умения и качества не даны человеку природой, они могут быть следствием большой и напряженной работы, направленной на овладение наукой и искусством общения с детьми.
И игра является одним из наиболее доступных средств для овладения таким общением.
Практика показывает, что наиболее часто используют игру учителя иностранного языка. Сказываются особенности преподавания данного предмета. Опыт работы показывает, что лучше усваивают материал дети в тех классах, где учитель часто применяет игру. При этом он не всегда акцентирует внимание детей на то, что сейчас будет игра. Элементы игры вводятся незаметно для детей, но при этом не снижается, а наоборот повышается интерес к предмету и работоспособность.
При возникновении каких – либо затруднений в понимании грамматики, отработки лексики и т.д. учитель сразу же вводит либо элементы игры, либо различные виды игр, тем самым помогая преодолеть все эти трудности.
В классах, где часто применяется игра, дети внимательнее, охотно идут на контакт с учителем и друг с другом. Их легко включить в новые виды деятельности.
Исходя из опыта работы, можно сказать, что игра всегда предполагает принятие решения как поступить, что сказать, как выиграть. Это обостряет мыслительную деятельность учащихся. Именно в игре дети усваивают общественные функции, нормы поведения. Здесь очень помогают сюжетно-ролевые игры, например” В магазине”,”На вокзале” и др.
Игра, как говорил Л.С.Выготский, ведет за собой развитие. Развивающее значение игры заложено в самой ее природе, ибо игра – это всегда эмоции, а там, где, эмоции,– там активность, там внимание и воображение, там работает мышление.
Таким образом, игра – это:
- деятельность,
- мотивированность,
- индивидуализированная деятельность, личная,
- обучение и воспитание в коллективе и через коллектив,
- развитие психических функций и особенностей,
- “учение с увлечением”( С.Л.Соловейчик )
Сам факт, что игра вызывает интерес и активность детей и дает им возможность проявить себя в увлекательной для них деятельности, способствует более быстрому и прочному запоминанию иноязычных слов и предложений. Этому же служит и тот факт, что знание материала является обязательным условием активного участия в игре, а иногда – обязательным условием выигрыша. Еще одним условием игры является ее доступность детям. Особой популярностью пользуются у детей игры “Звездный час”,”Поле чудес”,”КВН”,”Умники и умницы”, из настольных игр домино, лото, pazzel и др. Мною составлено грамматическое домино на тренировку освоенных форм глагола; образование и употребление Perfekt; тренировки употребления D.и Akk. На вопросы Wo?, Wohin? Часто использую” Pazzel”. Детям предлагается разрезанная картинка, составив которую, они либо описывают ее, либо читают полученный текст и др.
Игра активизирует стремление ребят к контакту друг с другом и учителем, создает условия равенства в речевом партнерстве, разрушает традиционный барьер между учителем и учеником.
Место игр на уроке и отводимое им время зависят от ряда факторов: подготовки уч-ся, изучаемого материала, конкретных целей и условий урока и т.д. Так например, для речевой зарядки в младших классах я использую игрушку-куклу (мальчик Тими). Он присутствует на всех уроках, облегчает усвоение диалогов-знакомства и в дальнейшем приходит в гости к детям, рассказывает о себе и беседует с ними.
Очень трудно бывает учителю провести обобщающее повторение, особенно в конце четверти. И здесь используются такие виды игр как «Что? Где? Когда?», «КВН», «Викторины» и т.д.
Индивидуальные и тихие игры можно выполнять в любой момент урока, коллективные желательно проводить в конце урока, поскольку в них ярче выражен элемент состязательности, они требуют подвижности и т. д.
Для привлечения внимания детей, например при изучении темы “Weihnachten”, я сделала рождественские календари для всех классов. Начиная с 1 декабря, в каждом окошечке пишется задание, которое дети охотно выполняют на переменах.
Популярны у детей кроссворды, викторины, различные задания на смекалку. Часто для проведения обобщающих уроков ребята сами придумывают такие задания.
Игры, систематизированные (подобранные и разработанные мною), предназначены как для проведения на уроках немецкого языка, так и для внеклассной работы.
Всегда важно помнить, в каких же целях следует использовать игры на уроках иностранного языка? Скаткин М.Н. выделяет 6 основных целей:
1. Формирование определенных навыков
2. Развитие определенных речевых умений
3. Обучение умению общаться
4. Развитие необходимых способностей и
психологических функций
5. Познание (в сфере становления собственного
языка)
6. Запоминание
Но специфика игры, как точно подметил М.Н.Скаткин, заключается в том, что «учебные задачи выступают перед ребенком не в явном виде, а маскируются. Играя, ребенок не ставит учебной задачи, но в результате игры он чесу-то научается». Ставить цель – отдохнуть, переключиться – нет ни необходимости, ни резона: характер игры как таковой сделает свое дело» (М.Н.Скаткин)
В каждой игре указано, с учащимися каких классов она может проводиться. В своей работе я использую игры практически во всех классах. Чаще на младшей ступени обучения. Но если игра заинтересует (как это часто бывает) и учащихся более старших классов, то она, конечно, может проводиться и с ними. Чаще всего игры помогают проводить обобщающие уроки. Они дают возможность в интересных, разнообразных формах повторить изученный материал.
Упражнения игрового характера могут быть разными по своему назначению, содержанию, способам организации и проведения их, материальной оснащенности, количеству участников и т.д.
С их помощью можно решать какую-либо одну задачу (совершенствовать лексические, грамматические навыки и т.д.) или же целый комплекс задач: формировать речевые умения, развивать наблюдательность, внимание, творческие способности и т.д.
В основном игры не носят чисто лексический или чисто грамматический характер. Лексические игры могут стать грамматическими, орфографическими и т.д.
Применяя языковые игры на уроке, учитель должен помнить следующее:
- Выбор формы игры должен быть педагогически и дидактически обоснован. Учитель должен знать, с какой целью он проводит ту или иную игру.
- В играх должно быть задействовано как можно больше учащихся.
- Игры должны соответствовать возрасту и языковым возможностям уч-ся.
- Языковые игры служат развитию всех видов речевой деятельности.
- Языковые игры должны преимущественно проводиться на иностранном языке.
- Нельзя забывать о том, что игры не могут заменить систематической учебы и тренировки. Они базируются на уже изученном. Важно применять их в меру, целесообразно и планово.
Практика систематического применения игр в
учебной и внеурочной работе
с
учащимися дает эффективные результаты:
- позволяет мотивировать речевую деятельность,
- активизирует стремление учащихся к контакту друг с другом,
- создает условия равенства в речевом партнерстве, разрушает традиционный барьер между учителем и учеником,
- позволяет учащимся преодолеть барьер неуверенности.
- позволяет развить у учащихся такие качества, как самостоятельность, инициативность, взаимоуважение, толерантность.
- развить воображение, смекалку, творческую деятельность
- повысить качество обучения и уровень коммуникативных способностей.
Можно условно выделить следующие наиболее типичные виды игр, применяемых в учебных целях:
- Дидактические игры, направленные на углубление знаний по языку.
- Творческие литературные игры, направленные на развитие фантазии и воображения.
Однако, следует отметить, что все эти игры отличаются определенной односторонностью, в них доминирует функциональный подход вопреки личностному. В свою очередь существуют разработки игр, формирующих социально – нравственные качества у подростков и младших школьников.
Развитие речевой деятельности школьников средствами игры приводит к следующим выводам:
1. В круг игр, предназначенных для формирования
и развития разных сторон речевой деятельности, а
также для привития нравственных и этических норм
можно включить и социально – ориентировочную
игру с проблемно – нравственным содержанием. Она
может служить одним из средств социализации
личности, овладения видами и формами речи.
2. При использовании социально – ориентировочных
игр необходимо брать в качестве исходных
ситуации, предполагающие личностное отношение к
роли, стимулирующие интерес участников игры к ее
процессу и результату.
3. Предполагаемые социальные ситуации должны
представлять собой систему постепенного
восхождения к более сложным коллизиям, более
глубоким и нравственно богатым.
4. В качестве непременного условия анализа
диалогов надо работать и над стороной «текст –
подтекст», т.е. учитывать, насколько глубоко
партнеры по общению смогли понять состояние друг
друга, проявили направленность на «другого в
общении», проникли в мотивацию той или иной
реплики «другого». (В.П.Пивченко)
Поэтому игра притягательна во многих отношениях, в том числе и потому, что в процессе игры ее участники находятся в положении субъектов игровой деятельности, т.е. игровые действия и операции, выполняемые играющими, обусловлены внутренними потребностями личности. Хотя это касается больше стихийных, неорганизованных игр, однако и в педагогических ролевых, и в деловых, и в других видах организованных игр этот момент внутренней обусловленности имеет важнейшее значение.
Исследователь педагогических игр Н.П.Аникеев пишет: «Сущность игры заключается в том, что в ней важен не результат, а сам процесс переживаний, связанных с игровыми действиями. Хотя ситуация, проигрываемая ребенком, воображаема, но чувства, переживаемые им, реальны…». (Н.П.Аникеев)
Таким образом, мы видим, что в практике обучения
иностранным языкам игра занимает важное место:
она «излечивает»учащихся то страха, боязни
ошибиться перед товарищами и учителем, дает
возможность ребенку проверить себя, свои силы и
возможности в овладении иностранным языком,
становится средством развития интереса
учащегося к новому учебному предмету.
В настоящее время имеется множество различных
компьютерных игр на иностранном языке, что
позволяет также поддерживать познавательный
интерес у школьников.
1. Сравнительная диагностика знаний учащихся по основным аспектам языка показала, что учащиеся в течение трех лет (с 5 по 7 кл. кл. рук-ль Силивестрова Т.П.) дают стабильные хорошие результаты с положительной тенденцией к росту уровня обученности по всем аспектам языка:
Аспекты языка | Средний балл | ||
5 класс | 6 класс | 7 класс | |
1.Чтение | 4.5 | 4.6 | 4.7 |
2. Грамматика | 4.3 | 4.1 | 4.1 |
3.Аудирование | 4.2 | 4.4 | 4.3 |
4. Монолог. речь | 4.6 | 4.7 |
2. Итоги диагностики познавательных способностей учащихся ( по Фридману Л.Ь.) свидетельствует о ярко выраженном познавательном интересе к изучению немецкого языка:
Класс | 5 |
6 |
7 |
||
1 п. |
2 п. |
1 п. |
2 п. |
||
Ср.показатель | 3,64 |
3,84 | 3,56 | 3,4 | 3,56 |
3. Уровень креативных способностей учащихся (по Доровскому А.И.)
Уровень |
5 класс |
6 класс. | 7 класс | |||
1 п |
2 п |
1 п |
2 п |
1 п |
2 п |
|
Низкий | 20% |
|||||
Средний | 80% |
60% | 40% | 40% | 60% | 40% |
Высокий | 40% | 60% | 60% | 40% | 60% |
Кол-во учащихся, имеющих высокий уровень креативных способностей изменяется от 40% до 60%.
4. “Наши умения”
А – не владею Б – владею частично В – владею хорошо
1. Учебно-организационные умения
Уровень |
5 класс |
6 класс. | 7 класс | ||
1 п |
2 п |
1 п |
2 п |
1 п |
|
А |
20% |
5% | |||
Б |
62.5% |
72.5% | 69% | 33% | 78% |
В |
17.5% |
22.5% | 31% | 67% | 22% |
2. Учебно-информационные умения
Уровень |
5 класс |
6 класс | 7 класс | ||
1 п |
2 п |
1 п |
2 п |
1 п |
|
А |
16.3% |
1.3% | |||
Б |
38.7% |
38.7% | 37.5% | 37.5% | 18% |
В |
45% |
65% | 62.5% | 62.5% | 82% |
3. Учебно-коммуникативные умения
Уровень |
5 класс |
6 класс. | 7 класс | ||
1 п |
2 п |
1 п |
2 п |
1 п |
|
А |
5% |
2.5% | |||
Б |
45% |
37.5% | 57% | 36.5% | 19% |
В |
50% |
47% | 43% | 63.5% | 81% |
4. Учебно-интеллектуальные умения
Уровень |
5 класс |
6 класс. | 7 класс | ||
1 п |
2 п |
1 п |
2 п |
1 п |
|
А |
8% |
8% | |||
Б |
49% |
46.5% | 53% | 33% | 13% |
В |
33% |
45.5% | 47% | 67% | 87% |
В 2012 году учащиеся гимназии «Логос» успешно выступили на районной олимпиаде по немецкому языку: 3 место 10 кл., 1,2 место 11 кл.(3 места).
Выпускники гимназии успешно поступают и обучаются в ВУЗах С. Петербурга и В.Новгорода на специальностях, связанных с иностранным языком
Т.о. диагностика уровня знаний, умений, навыков учащихся свидетельствует о хорошем уровне обученности учащихся основной школы. Результаты психолого–педагогической диагностики показывают, что обучение нем.яз. с использованием элементов игровых технологий способствует повышению познавательной активности и развитию коммуникативных способностей учащихся.
Выступала на областных научно–практических конференциях по теме: «Игра на уроках немецкого языка как средство развития познавательного интереса».
Имею авторскую работу – методическое пособие по немецкому языку для учащихся 5–8 классов «Игра на уроках немецкого языка как средство развития познавательного интереса и коммуникативных способностей».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
Проблема развития личности в процессе обучения всегда была и остается значимой среди актуальных проблем дидактики. Познавательный интерес является одним из основных показателей становления личности школьника.
Педагогические наблюдения показали, что процесс и результат формирования познавательных интересов школьников связан с их активной познавательной деятельностью, с их позицией в процессе обучения.
Следует иметь в виду, что включение различных видов деятельности в учебный процесс образует сложную систему взаимосвязи, которая и обеспечивает обогащение каждой деятельности другими видами деятельности, на основе чего укрепляются и развиваются познавательные интересы школьников, становятся устойчивым образованием их личности. Одним из таких видов деятельности, и одним из самых распространенных, является игра.
Исследования показали, что игра является средством умственного развития ребенка, формирования его речи, воображения, суждений, умозаключений.
Мы определили, что критериями хорошей игры являются:
– наличие в ней нравственно и умственно
развивающего содержания;
– развитие воображения и творчества;
– дружелюбие во взаимоотношениях;
– радость осознания своих сил.
Все вышеизложенное позволяет определить, что игра – это:
1) деятельность (в нашем случае чаще
речевая)
2) мотивированность, отсутствие принуждения
3) индивидуализированная деятельность, глубоко
личная
4) обучение и воспитание в коллективе и через
коллектив
5) развитие психических функций и способностей
6) «учение с увлечением».
К главным условиям, вызывающим творческую игру, относятся:
– желание ребенка подражать
– желание участвовать в жизни взрослых
Условия же, влияющие на возникновение игры, проявляются по – разному, в зависимости от:
- возраста
- индивидуальных особенностей
- характера воспитания
Прикладным характером игры как формы досуга объясняется многообразие видов и форм игры. Она развивает физические и духовные возможности личности, выполняет коммуникативную роль. В зависимости от тех функций, которые в разной мере реализуются в той или иной игре, различаются и виды игр.
Таким образом, можно сказать, что игра является одним из распространенных и широко применяемых в процессе педагогической деятельности средством развития познавательного интереса, помогающим учителю организовать процесс обучения увлекательно, интересно, разнообразно, установить взаимодействие и общение с учащимися в более непринужденной форме, решить достаточно легко и свободно многие дидактические задачи.
Библиография:
- Алова М. Литературно-языковые игры (на материале нем. яз.). М.:Учпедгиз, Ленинградское отделение. 1959.
- Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети. М.: Просвещение,1983
- Амонашвили Ш.А. Психологические особенности усвоения второго иностранного языка младшими школьниками.//ИЯШ. – 1986.– №2.– с 24-27.
- Аникеева Н.П. Воспитание игрой. М.: Просвещение, 1987.
- Игра в педагогическом процессе: Межвузовский сборник научных трудов/ под ред. Аникеевой Н. П., Борисовой Н.И., Винниковой Г.П. и др. Новосибирск : изд. НГПИ,1989.
- Богданова О.С. Формирование личностного отношения уч-ся к заданиям при обучении ин.языкам. ИЯШ-1989N 6 – с.24-29
- Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка. // Вопросы психологии. 1966.
- Гальскова Н.Д., Никитенко З.Н. О взаимодействии учителя и учащихся на уроках иностранного языка.// ИЯШ – 1985 –№5 – с.24/.
- Кривко–Апинян Т.А. Мир игры. Б.М.Эйдос., Б.б.1992.
- Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. М.: Просвещение, 1991.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998.
- Скаткин М.Н. Школа и всестороннее развитие детей.М.: Просвещение, 1980.
- Эльконин Д.Б. Психология игры.М.: Педагогика, 1978.
- Газета” Deutsch”. Приложение к газете “1-ое сентября” за 1996-2008г.г.
- Журналы «Иностранные языки в школе» 2000-2008г.г.