Пояснительная записка
Программа составлена на основе программы ОП НОО, является составной частью учебно-воспитательного процесса школы и одной из форм организации свободного времени учащихся. Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, духовно-нравственного развития, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.
Программа способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребёнка, которые не всегда удаётся раскрыть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект. Правильно организованная система воспитательной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной, духовно-нравственной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время. Занятия проводятся в форме классных часов, КТД, экскурсий, круглых столов, конференций, диспутов, КВНов, викторин, праздничных мероприятий, различных конкурсов, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д.
Актуальность программы заключается в том, что в процессе её реализации создаются условия для понимания ребёнком того, что жизнь человека, его ум и здоровье – это превеликая ценность на земле, и, что счастье его самого, родных, близких и окружающих людей в первую очередь зависит от желания постоянно работать над собой, стать образованным, духовно-воспитанным и трудолюбивым. Данная программа адаптирована для каждодневной учебно-воспитательной деятельности, причём все материалы соотнесены с актуальными требованиями общества и школы, с реалиями сегодняшнего дня.
С точки зрения психолого-педагогического подхода каждый год обучения в начальной школе является важным звеном в становлении личности младшего школьника. Поэтому каждый последующий год реализации данной программы опирается на результаты предыдущего года воспитания.
Учитывая, что ребёнок, приходя в начальную школу, испытывает большие психологические трудности, основным воспитательным моментом первого года обучения становится познание самого себя в собственном взгляде на окружающих и адаптации к школьной жизни.
На втором году воспитания закладываются
нравственные понятия «дружба», «забота о
близких», « сострадание» и «милосердие».
Третий год воспитания – год становления
коллектива, подчинение своих интересов его
интересам.
Четвёртый год – посвящен формированию
самостоятельности, правильной гражданской
позиции, демократичности.
В основе программы заложены принципы:
– ориентация на общечеловеческие ценности
(человек, добро, красота, отечество, семья,
культура, знания, труд, мир) как основу здоровой
жизни;
– ориентация на социально-ценностные отношения
(способность обнаружить за словами, событиями,
действиями, предметами, поступками внутренний
мир человека), – субъективность (содействие
педагога развитию способности ребенка быть
субъектом собственного поведения, а в итоге и
жизни);
– принятие ребенка как данности (т.е. признание
права ребенка на данное поведение и производимый
им выбор).
Цели и задачи программы
Цель данной программы – состоит
в обеспечении целостного подхода к воспитанию и
развитию личности ученика, в создании основы для
сознательного, обдуманного управления развитием
с учётом возрастных изменений; создание
максимально благоприятных условий для раскрытия
способностей каждой отдельной личности.
Задачи воспитания:
- Развивать умение общаться и сотрудничать.
- Создавать условия для развития творческих и интеллектуальных способностей детей.
- Создавать условия для поддержания стабильного здоровья обучающихся.
- Формировать самостоятельность, расширять возможности для развития трудовых, художественно-эстетических умений и навыков.
- Развивать эмоциональную и волевую сферы.
- Изучать личностные качества обучающихся.
- Содействовать формированию классного коллектива и созданию в нём нравственно и эмоционально благоприятной среды для развития.
Повышение педагогической и психологической культуру родителей через совместную деятельность.
Участники программы
Программа предлагается для учащихся 1—4-х классов общеобразовательной школы и реализуется в ходе учебно-воспитательного процесса. В реализации программы участвуют: учащиеся, родители, педагоги, администрация школы, социальный педагог, щкольный библиотекарь.
Сроки реализации программы
Программа рассчитана на четыре учебных года.
Предполагаемым результатом данной
воспитательной программы улучшение состояния
здоровья детей; осознание норм социального
поведения, повышение мотивации к обучению;
формирование у детей навыков самостоятельности:
самоанализа, самооценки, самоуправления;
снижение уровня конфликтности; участие
родителей в учебно-воспитательном процессе. Это
необходимо учащимся при переходе в среднее
образовательное звено. Они должны уметь
анализировать свою деятельность, не бояться
принимать самостоятельно решение, уметь
отвечать за свои поступки, передавать свой опыт
своим сверстникам. Конкретные ожидаемые
результаты развития и воспитания учащихся будут
исходить из задач по каждому направлению
воспитательной деятельности.
Портрет выпускника начальной школы по ФГОС
- Любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
- Владеющий основами умения учиться;
- Любящий родной край и свою страну;
- Уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
- Доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера;
- Умеющий высказать свое мнение;
- Выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих
Средствами воспитания являются деятельность, общение и отношения, которые подчинены правилам, обязанностям и правам, закрепленными Уставом школы.
Образовательные результаты воспитательной деятельности школьников будут трех уровней:
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия.
1-й уровень – школьник знает и понимает
общественную жизнь;
2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь;
3-й уровень – школьник самостоятельно действует
в общественной жизни
Приоритетные направления развития и воспитания школьников
Направление 1. «Спортивно-оздоровительное».
Направление 2. «Общеинтеллектуальное»
(Интеллектуально-творческое).
Направление 3. «Духовно-нравственное»
(Гражданско-патриотическое,
нравственно-этическое).
Направление 4. «Общекультурное»
(Художественно-эстетическое)
Направление 5. «Социальное»
(общественно-полезное, экологическое).
Направление 6. «Семья».