Чтение служит основным проводником человека в информационной среде, во многом определяя его образовательные возможности и успешность дальнейшей социальной адаптации. Этим важнейшим навыком дети, как правило, овладевают в начальной школе. Можно сказать, что младшие школьники учатся читать для того, чтобы обеспечить себе в дальнейшем возможность учиться.
Чтение входит в один из видов речевой деятельности: в письменную речь. Как и любая деятельность, чтение невозможно без мотива, ясного понимания цели этой деятельности.
Первой операцией чтения является зрительное восприятие графически представленной информации (букв, слогов, слов).
Ребенок, обучаясь читать, впервые попадает в ситуацию, когда движения глаз должны контролироваться и подчиняться топологическим свойствам текста: нужно уметь выделить начало текста, проследить строку слева направо, точно перейти от одной строки к другой без пропусков и повторов. Именно сложностью этих операций для ребенка объясняется прослеживание читаемых слов пальцем или указкой. В исследованиях Ю.Б. Гиппенрейтер и др. ученых показано, что взаимодействие глаз и руки образуют особую функциональную систему, внутри которой рука и глаза могут вступать в различного рода взаимодействия. В одних случаях рука является ведущей, а глаза лишь обеспечивают слежения за рабочей точкой руки, в других глаз ведет руку, то есть задает параметры движения руки. Возможна взаимная передача функций, когда рука и глаз вносят равноценный вклад в решение задачи. Именно этот третий вид взаимодействия имеет место при обучении чтению, когда слова представляют собой ряд однородных объектов с большой плотностью, который нужно просканировать. В начале обучения чтению некоторым детям достаточно трудно сделать это одними глазами, и они подключают прослеживание текста пальцем.
Сначала ребенок овладевает звукобуквенными отношениями в изолированном положении: за буквой закрепляется типовое звучание. Ребенок учится устанавливать связь между звуком устной речи и его графическим обозначением — буквой. Эта операция составляет суть первого этапа овладения навыком чтения. Однако в слове буквы обозначают несколько иные звуки, отличные от тех, которые они обозначают в изолированных позициях. Поэтому основная задача обучения технической стороне чтения - овладение ребенком навыком слогослияния. При чтении опорой для звукослияния служит гласный звук, который выполняет функцию слогообразования и определяет произношение предшествующего согласного звука. В этом процессе важную роль играет и фонематическое восприятие - выделение смыслоразличительных признаков фонем. Ребенок, для того чтобы точно установить связь между видимой буквой и тем звуком, который она обозначает, должен уметь в устной речи дифференцировать акустико-артикуляционно сходные звуки (например, [г] — [к], [б] — [п], [ч] — [т'] и т. д.).
Овладение навыком слогослияния — суть второго этапа обучения чтению. На третьем этапе овладения чтением аналитически выделенные в слове слоги ребенок синтезирует в целое слово. Ребенок прочитывает простые частотные слова целиком, синтетически, а встречая многосложные или незнакомые слова, переходит на послоговое чтение. При синтетическом чтении ребенок оперирует целыми словами и группами слов, бегло и правильно прочитывает целые предложения. Этапы последовательного укрупнения оперативных единиц чтения, связанные с овладением ребенком различными способами (ступенями) чтения, подробно описаны Т.Г. Егоровым.
Рассмотренные нами механизмы чтения обеспечивают его техническую сторону, которая создает условия для формирования смысловой стороны чтения. Понимание смысла письменного сообщения — основная задача чтения.
В понимании письменного сообщения, по мнению Н. Г. Морозовой, можно выделить два плана. Один из них выражается в значениях слов, словосочетаний, предложений и связях (лексико-грамматических и лексико-семантических) между ними. Это план значений, в котором содержится основное фактическое содержание текста. “Другой план ..., лежащий за этим фактическим содержанием, отражает личностное, так или иначе мотивированное отношение к тому, что говорится или описывается. Он отражает человеческие побуждения, отношения к фактам как к событиям, играющим ту или иную роль в жизни”. Этот план понимания обеспечивает осмысление содержания (план смысла). Формирование смысловой стороны у ребенка, овладевающего чтением, начинается с плана значений, и лишь постепенно, по мере автоматизации технических операций чтения происходит развитие смыслового плана содержания.
Смысловая сторона чтения формируется параллельно с технической. На этапе овладения слогослиянием понимание возникает в результате анализа и синтеза слогов в слова, то есть техническая сторона предшествует смысловой. По мере овладения синтетическим способом чтения, смысловая сторона начинает опережать техническую, о чем свидетельствует появление смысловых догадок в процессе чтения. Чтение опытного читателя — это антиципирующее чтение, которое опирается на предвосхищение смысла. В этом случае смысловая сторона ведет за собой техническую, создавая для нее наиболее благоприятные условия, положительно влияющие на правильность и скорость чтения.
В. Г. Горецкий, Т. Г. Егоров, Л. И. Тикунова, Л. С. Цветкова и другие ученые выявили ряд условий, от которых зависит развитие смысловой стороны чтения. Исследователи отмечают роль лексической стороны речи, влияющей на степень овладения прямым и переносным значением слов и словосочетаний. Сформированность словаря позволяет понять фактическое, предметное содержание, установить смысловые связи между различными частями письменного сообщения. Овладение грамматическими представлениями языка является условием целостного понимания предложения. Учет признаков, указывающих на причинно-следственные, временные и пространственные отношения в тексте (падежные окончания, союзы и предлоги), - важнейший инструмент понимания текста.
Для понимания прочитанного большое значение имеет знакомство читателя с тем предметом, о котором идет речь, развитый кругозор и читательский опыт. Л. И. Переслени пишет по этому поводу: “Прошлый опыт способствует накоплению вероятностных связей между отдельными явлениями. Чем больше объем накопленной информации, тем выше вероятность не только адекватной и своевременной реакции на события окружающей среды, но и готовность к восприятию явлений, следующих в определенной последовательности, с опорой на память об этой ранее встречавшейся последовательности”. Не менее важен для понимания текста и объем оперативной памяти, позволяющий удержать все композиционные элементы текста, сохранить последовательность событий.
Школьная практика подтверждает, что нелюбовь к чтению и связанные с этим учебные затруднения, вплоть до потери интереса к познанию, часто возникают из-за неумения ученика понимать прочитанное. Обучение приёмам работы с текстом, закладывающее основу умения учиться, формирующее навык самостоятельной учебной работы, – одна из самых актуальных дидактических задач.
Учителям начальных классов хорошо известно, как предлагает работать с новым текстом на уроке традиционная методика. Сначала учитель готовит ребёнка к восприятию текста: рассказывает о писателе, тематике его произведений, затем объясняет значение непонятных (с его точки зрения) слов, которые он сам заранее выписал из текста, потом (опять же сам) выразительно читает текст вслух, и только после этого к работе приступают дети: читают вслух, отвечают на вопросы учителя. Получается, что текст, который дети должны учиться читать, уже прочитан учителем. В результате деятельность детей не мотивирована и им неинтересно. Более того, им не ясно, почему нужно отвечать именно на эти вопросы, как они задаются, по какому принципу. По сути дела, дети не получают ответа на главный вопрос: что же значит уметь читать текст? Не получают удовольствия и от самого процесса чтения, потому что этого процесса как такового просто нет. Отсюда – скука на уроке, нелюбовь к чтению.
Решением этой проблемы является технология формирования типа правильной читательской деятельности, разработанная профессором Н.Н. Светловской.
На материале текстов учебника строится развитие умений слушать и читать текст, формирование правильной читательской деятельности.
Выделяют 3 этапа работы с текстом.
Внутри каждого этапа существует определённая последовательность “шагов”.
I этап. Работа с текстом до чтения.
Работа над пониманием текста начинается ещё до его чтения. Дети рассматривают иллюстрацию, соотносят её содержание с заглавием произведения, читают ключевые слова, предполагают, о чём будет текст, который им предстоит читать. Этап завершается постановкой цели. Детям предлагается прочитать текст и проверить предположения.
II этап. Работа с текстом во время чтения
- Первичное чтение текста. Самостоятельное жужжащее чтение.
Первичное знакомство с текстом доверяем детям. Они читают текст про себя, проверяют свои предположения.
Если текст сложный, допускается первичное чтение учителем.
После прочтения выясняем, совпали ли первоначальные предположения с содержанием.
- Повторное чтение текста.
Медленное “вдумчивое” повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов).
По ходу чтения задаем вопросы, уточняющего характера. Параллельно идёт работа над выразительностью чтения, объясняется и уточняется значение слов.
- Интерпретация текста
Задача интерпретации – извлечение из текста максимума заложенных в него смыслов.
III этап. Работа с текстом после чтения
Данный этап позволяет углубить первоначальное понимание, и достичь понимания на уровне смыла (понимание основной мысли, чтение между строк).
Повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрации. Беседа о смысле заглавия, о его связи с темой, мыслью автора.
Вопросы по иллюстрации:
Но такая технология продуктивного чтения применима и на других уроках в начальной школе.
Такой подход действительно является обоснованным и рациональным, и позволяет добиваться высоких результатов обучения.
Дети учатся:
- оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
- эмоционально “проживать” текст, выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам;
- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- выразительно читать и пересказывать текст.
Предлагаем Вашему вниманию задания, которые способствуют развитию правильности и осознанности чтения, развитию интереса к чтению. На начальном этапе обучения дети с интересом выполняют следующие задания:
1. Бросаемся слогами.
В игре используем мяч. Один игрок называет какой-нибудь слог, а другой должен добавить к этому слогу свой, так, чтобы получилось слово.
Примеры: ко-…(мар), ло…(шадь), ска…(ла), мо…(локо), де…(рево), кни…(га) и т.д.
Важно! Дети должны соблюдать правила орфографии: делить слова на слоги правильно и произносить их так, как они пишутся. КО - ляс - ка. Но не ка - ля – Ска
2. Ребенку предлагается соединить картинку со слогом, на который начинается ее название.
В другом варианте задания под каждой картинкой подписаны различные слоги, ребенку нужно выбрать правильный первый слог названия предмета, изображенного на картинке.
3. След в след.
Вы читаете текст. Дети пальчиком идут след в след за вашим голосом. Начните с небольшой скорости - чтобы вначале каждый ребенок наверняка был успешен в том, что вы ему сейчас предложите.
Вы говорите: "СТОП!" – и предлагаете некоторым детям показать пальцем в тексте слово, которое прозвучало последним перед СТОП, и просите это слово еще раз прочесть. Ребенку легко узнать слово, даже если оно трудное - он же только что его слышал! Но он делает вид, что читает его.
Если вы видите, что детям чересчур легко следить за вами, ускоряйте темп чтения, старайтесь "замести следы" периодической сменой голоса, интонации или темпа. Угадал очередной ребенок - очко "следопытам" (группе), не угадал - вам. Игра идет до пяти (десяти?) победных очков. Но постарайтесь все же не так часто выигрывать.
Такое совместное чтение снимает страх перед быстрым чтением - пусть пока вашим. Вам тоже будет чему удивиться: как это с вашей точки зрения тот или иной "плохо читающий" ребенок умудряется не отставать от вашего голоса своими глазенками и пальчиком.
4. Эхо в горах.
Читаете текст опять вы. Дети храбро читают вместе с вами, только чуть (на полшага) поотстав - эхом. И им уже не так страшно пробираться в дебрях текста - потому что они не одни, а вместе с вами.
Ребенок, конечно, слышит текст и наполовину его повторяет. Но и видит тоже! Узнает слова! Учится реагировать на знаки препинания! Глаз ребенка привыкает не бояться длинных слов и предложений, а голос - их преодолевать.
5. Диктор.
Эта работа - тоже парная. Но, в отличие от предыдущей, пары складываются произвольно и от них требуется некоторая подготовка (репетиция). Некоторые (ну очень) творческие личности предпочитают экспромт. Что ж, извольте!
На сцену выходят двое чтецов. Один из них - диктор телевидения, и через несколько минут ему предстоит прочитать выпуск последних новостей. Он садится за стол (хорошо бы, чтоб на столе стоял импровизированный телевизионный экран!) и берет газету в руки. Звучит сигнал "Прямой эфир!", и диктор принимается за работу.
Читать ему следует не торопясь, четко проговаривая слова. Он может читать медленно, лучше сказать: весомо, но вот уж что точно не предусматривает жанр работы диктором телевидения - так это запинаться, заикаться и надолго замолкать. Речь его должна быть гладкой, словно "реченька журчит". И в этом непростом деле диктору будет помогать "заплечник" (это слово осталось от "заплечного чтения", придуманного Л.Филякиной).
Заплечник становится за спиной сидящего диктора и из-за его плеча следит за процессом чтения. Ему надо быть особенно начеку. Только диктор замешкался, еще не успел сделать ошибку - заплечник тут как тут. Громким голосом (не перепутайте эту работу с работой суфлера!) штопаете образовавшуюся в новостях брешь, до тех пор, пока диктор не пришел в себя. И его речь полилась дальше - ровная, гладкая, не омраченная спотыканьем.
Газетный текст читать трудно. Ваши ученики хотят читать про животных? Отлично. Тогда в эфире телевизионная передача "В мире животных".
Предложите ученикам поменяться ролями. Даже самый успешный в технике чтения ребенок может представлять опасность для эфира - например, приступами кашля. Который, конечно, он изо всех сил подавляет, но читать в эти моменты не может. Тут-то его и выручает своим голосом бдительный заплечник.
6. Составь рассказ.
Что вам понадобится: любой текст (из "Букваря" или "Азбуки"), бумага, цветные карандаши или фломастеры, ножницы.
Подберите текст из З-6 предложений. В каждом
предложении количество слов не должно превышать
6. Напишите цветными фломастерами или
карандашами предложения из текста на отдельных
полосках бумаги. Или сначала напишите весь текст,
а затем разрежьте его на предложения.
Попросите ребенка прочитать отдельно каждое
предложение, догадаться, о чем весь рассказ, и
разложить предложения в правильном порядке.
Такой вид работы помогает формировать понимание
причинно-следственных связей событий.
7. Сочинялки.
Цель: учиться понимать прочитанное, развивать мышление, развивать речь.
Что вам понадобится: любой текст (из "Букваря" или "Азбуки"), бумага, цветные карандаши или фломастеры.
Предварительно для игры выберите текст из 4-6 простых предложений. Окончание рассказа закройте непрозрачной бумагой и предложите ребенку прочитать рассказ. Ребенку нужно придумать, чем может закончиться рассказ. Потом дайте ребенку дочитать текст до конца и тем самым проверить его предположения.
Представьте себе, сколько вариантов продолжения сможет придумать ваш ребенок к такому рассказу!
8. Название для рассказа.
Цель: учиться читать текст, учиться понимать прочитанное, развивать речь. Предварительно для игры выберите текст из 4-6 простых предложений. Прочитайте его сами, придумайте название. На листе бумаги напишите 3-4 варианта названия рассказа, причем только один из них должен подходить к его содержанию. Например, к приведенному ниже рассказу вы можете предложить следующие названия: На море / За ягодами / Хорошо в лесу / Заблудились.
ОДНАЖДЫ КАТЯ ХОДИЛА С ДЕДУШКОЙ В ЛЕС. ТАМ ОНА НАРВАЛА ЦВЕТОВ И ЛИСТЬЕВ. КАТЯ СДЕЛАЛА КРАСИВЫЙ БУКЕТ. А ДЕДУШКА НАШЕЛ МНОГО ОПЯТ. ДОВОЛЬНЫЕ ОНИ ВЕРНУЛИСЬ ДОМОЙ.
Предложите ребенку прочитать рассказ и выбрать подходящее название для него.
9. Парные загадки.
Цель: учиться читать текст, учиться понимать прочитанное, развивать мышление.
Что вам понадобится: бумага, ножницы, цветные карандаши или фломастеры.
Для игры вам понадобятся загадки разного рода, по 2 на одну отгадку. Вы можете использовать стихотворные авторские загадки из сборников, русские народные загадки или загадки народов мира.
На карточках из картона напишите разные загадки. Пусть ребенок читает тексты, отгадывает загадки и находит их пары. За одну игру можно использовать 2-5 пар загадок.
10. Расставь точки.
Цель: учиться определять границы предложений в тексте, учиться понимать прочитанное, развивать речь.
Для проведения игры напишите на листе бумаги или распечатайте на принтере текст, состоящий из 3-6 предложений. Знаки препинания не расставляйте (желательно, чтобы в тексте встречались только точки). Расскажите ребенку, что из этого рассказа убежали все точки, поэтому стало невозможно понять его смысл. Предложите ребенку прочитать "странный" рассказ и попытаться определить, где заканчивается одна фраза и начинается следующая, то есть расставить правильно точки.
Например:
11. Задом наперед.
Цель: учиться читать текст, учиться понимать прочитанное, развивать мышление.
Выберите текст, состоящий из 4-8 предложений. Перепишите его на лист бумаги, но в обратном порядке - первым напишите последнее по смыслу предложение, а последним - первое предложение текста.
Например: МАМА СВАРИЛА ИЗ НИХ СУП. МАЛЫШИ СОБРАЛИ МНОГО ГРИБОВ. ОНИ ВЫСОКИ И СТРОЙНЫ. ТАМ РАСТУТ СОСНЫ И ОСИНЫ. МАЛЬЧИКИ ВЗЯЛИ КОРЗИНКИ И ПОШЛИ В РОЩУ. БОРЯ И ГРИША ВСТАЛИ РАНО.
Предложите ребенку прочитать написанное вами, догадаться, о чем шла речь в тексте, и пересказать его. Проверить себя ребенок может, прочитав предложения в обратном порядке - от последнего до первого.
12. Кто больше спросит?
Цель: учиться читать текст, учиться понимать прочитанное, развивать речь.
Задавать вопросы к тексту - большая наука. Предложите ребенку прочитать текст, а потом задать как можно больше вопросов к нему. Можете устроить соревнование: задавайте вопросы к одному и тому же тексту по очереди, за поставленный вопрос - берите фишки. Выиграет тот, кто наберет больше всего фишек.
Часто ребенку трудно бывает сформулировать вопрос, можно ему помочь в этом. Сделайте плакат-подсказку. Крупными буквами на листе бумаги напишите вопросительные слова: КТО? ЧТО? ПОЧЕМУ? ЗАЧЕМ? КАК? КОГДА? У КОГО? ГДЕ? КУДА? ОТКУДА? СКОЛЬКО? КАКАЯ? КАКИЕ? ЧТО СДЕЛАЛ? ЧТО СКАЗАЛ? и т. п.
Дети проще придумывают тему вопроса и правильнее задают его, если у них есть возможность выбрать первое слово
13. Слово потерялось.
Цель: учиться понимать прочитанное, развивать речь.
Использование этих упражнений на уроках повышает мотивацию обучающихся, активизирует мыслительную деятельность, способствует достижению понимания текста на уровне смысла, развивает интерес к чтению.