Молочнокислые продукты. Презентация молочного кафе

Разделы: Технология


Цели урока.

Цели образовательные:

1. Овладение основными понятиями, знаниями, умениями по культуре питания, особенностями молочной кухни, в частности, молочнокислых продуктов.

2. Дать альтернативные подходы в питании человека.

Цели воспитательные:

1. Формирование экологической культуры.

2. Воспитание трудолюбия, коллективного творчества, обязательности, ответственности.

3. Развитие эстетического вкуса.

4. Воспитание культуры питания как залога здоровья; культуры труда.

Цели развивающие:

1. Формирование у учащихся качеств творчески думающей, активно действующей личности.

2. Развитие умения:

а) находить и использовать необходимую информацию;

б) планировать, организовывать и выполнять работу;

в) оценивать результаты своей и коллективной работы.

3. Развитие разносторонних качеств личности.

4. Развитие коммуникативных свойств личности.

5. Развитие самостоятельности и способности решать творческие задачи.

Задачи.

1. Спланировать предстоящую работу.

2. Использую информационный материал выбрать блюдо по назначению.

3.Приготовить блюдо, соблюдая технологию, технику безопасности, санитарно-гигиенические нормы.

4. Защитить свое блюдо и сделать рекламу.

5. Через альтернативный подход к изучаемой теме сделать выводы из урока.

Оборудование.

1. Мультимидийный проектор.

2. Стол информации: книги по валеологии, диетологии, кулинарии, этикету. Журналы “Лиза”, “Отдохни”, “Общественное питание”.

3. Стол специалистов: карандаши, листочки для заметок, стаканчик с условными значками для выставления оценок.

4. Стол с кухонным оборудованием: миксер, разделочные доски, ножи, вилки, ложки, тарелки, стаканчики, подносы, салатницы; продукты: молочнокислые напитки (творог, сметана, бифидок), орехи, мед, изюм, фрукты (бананы, яблоки, сливы, ягоды); зеленый горошек, огурцы, лук, яйца, отварный картофель, морковь, мясо.

Профессиональные сведения:

- технолог молочной промышленности;

- диетолог;

- валеолог.

Межпредметные связи: природоведение, биология, литература.

Технико-технологические связи.

1. Понятия о системе питания.

2. Роль молочнокислых бактерий для получения кисломолочных продуктов.

3. Значение в молочном производстве кефирных грибков, болгарской палочки.

4. Роль кисломолочных продуктов для оздоровления флоры кишечника.

5. Современные данные о значении питания для здоровья человека.

6. Влияние диетического питания для разных групп населения.

Структура урока.

1. Организационный момент.

2. Повторение пройденного материала ранее.

3. Объяснение нового материала.

4. Выступления специалистов по направлениям.

5. Самостоятельная практическая работа учащихся.

6. Представление блюда. Реклама.

7. Дегустация.

8. Выставление оценок.

9. Тест “Знакомы ли вы с правилами хорошего тона”.

10. Диета и гороскоп.

11. Подведение итогов занятия.

Тип урока: комбинированный с элементами игры.

Ход урока

1. Организационный момент:

- дежурные;

- выяснение отсутствующих;

- организация рабочих мест учащихся.

2. Повторение.

- Какой наиболее распространенный продукт после хлеба и картофеля встречается в каждой семье?

- Какие молочные напитки вы знаете?

- Какую роль в питании играют молочнокислые напитки?

3. Объяснение нового материала.

Кисломолочные продукты вырабатываются из молока, сливок, сыворотки самоквасом или заквасками. Закваской в домашних условиях может служит сметана, кефир, простокваша. На молочных заводах в качестве закваски используют кефирные грибки, разные виды бактериальных культур.

Молочные бактерии находятся в молоке и молочных продуктах. Они расщепляют сахар с образованием молочной кислоты, которая применяется для изготовления молочнокислых продуктов.

Если к закваске добавить болгарскую молочную палочку, получают мечниковскую сметану или простоквашу. Еще в начале 20 века был хорошо известен йогурт, или болгарская простокваша. Бактерии брожения йогурта были получены И.И. Мечниковым, который искал пути к продлению жизни посредством уничтожения гнилостных процессов в кишечнике.

Прекрасны вкусовые и лечебные качества молочнокислых продуктов. Например, кумыс - напиток из кобыльего или верблюжьего молока – богат белками, витаминами, микроэлементами. Применяют его с лечебной целью при лечении туберкулеза легких, истощении, желудочно-кишечных заболеваниях.

Сегодня у нас урок “Презентация молочного кафе”. Мы должны выбрать и обсудить меню для различных категорий населения. Чтобы нам выполнить эту работу, необходимо послушать специалистов (выходят валеолог, диетолог, технолог с визитками на груди; учитель их представляет).

4. Презентации и выступления специалистов.

Технолог:

Русская кухня всегда отличалась большой самобытностью. Обилие ягод, орехов, грибов, блюда из рыбы круп, овощей обогащали и разнообразили русскую кухню. Многие писатели в своих произведениях описывали русскую кухню. Вот, например, что подавали Чичикову из “Мертвых душ” на обед в трактире: щи со слоеным пирожком, мозги с горошком, сосиски с капустой, огурчики соленые, слоеные сладкие булочки. Знали толк в еде наши предки! Вот как писатель Шмелев описывает праздничный стол в произведении “Лето Господне” (привести цитату).

С древнейших времен важную роль играли молочнокислые продукты благодаря своим ценным питательным свойствам. Прекрасны и вкусовые их качества. Из глубины веков пришли к нам многие рецепты по приготовлению различных блюд. И современная русская кухня предлагает разнообразные блюда на все случаи жизни.

Диетолог:

В старые добрые времена не было аспирина антибиотиков и других лекарственных средств. Большинство болезней лечились постом, диетами и травами. В настоящее время большой процент смертей обусловлен заболеваниями, связанными с неправильным питанием.

Каждый пищевой продукт имеет свои особенности, связанные с химическим составом. Эти особенности позволяют использовать тот или иной продукт в различных диетах.

Лечебное или диетическое питание применяют и в больницах, и в санаториях, и дома. Правильное питание человека имеет и профилактическое значение, так как предупреждает возникновение и обострение заболеваний.

Диетологи мира создали различные диеты для разных групп населения, которые могут быть предназначены и для больных и для здоровых людей.

Валеолог:

“Что имеем – не храним, потерявши – плачем”. Скорее всего, эта народная мудрость относится в первую очередь к нашему здоровью. Ведь для здорового человека его состояние здоровья естественно и незаметно как дыхание.

На протяжении многих веков приготовление пищи было домашним и сохраняло активные вещества живой природы. Технический прогресс изменил характер питания. Почти все продукты очищены, рафинированы, содержат химические добавки и консерванты. Загрязненная окружающая среда влияет на качество растительной и животной пищи.

В настоящее время многие ученые, врачи, диетологи всего мира занимаются вопросами сохранения здоровья. Основными принципами валеологии являются: раздельное питания, улучшение технологий приготовления продуктов, соблюдение умеренности в еде и использование даров природы.

5. Самостоятельная практическая работа учащихся.

Приступим к основной работе. Какие три направления мы определили? Получив ответы учащихся, происходит формирование трех групп. Расставляются на столы таблички с надписями “ВАЛЕОЛОГ”, “ДИЕТОЛОГ”, “ТЕХНОЛОГ”. Кладутся папки с инструкционным материалом и предлагается учащимся по желанию разделится на три группы.

Слово учителя: “Каждая группа предлагает фирменное блюдо в соответствии с выбранным направлением, готовит его и защищает свой проект. В помощь предлагается папка с информационным материалом. В нее входят: план работы, функциональные обязанности, алгоритм действий приготовления блюд из молочнокислых напитков, правила безопасности условий труда и саниатно-гигиенические нормы, листок рекламы, критерий оценки, инструкционный материал по направлениям. На столе информации можно найти необходимую литературу”.

Учащие приступают к работе в группах, распределив вначале обязанности. Специалисты (валеолог, технолог и диетолог) становятся экспертами-координаторами и помогают в своей группе, следят за выполнением работы и оценивают ее. Исходя из выбранных направлений, начинается работа в группах (приготовление салата “Оливье”, “Витаминного творога”, “Фруктового коктейля”).

6. Представление блюда. Реклама.

После того как каждая группа приготовит свое фирменное блюдо, агент по рекламе начинает представлять его и делать рекламу своего блюда. Эксперты характеризуют выступления по критериям оценок.

7. Дегустация блюда.

Каждая группа обменивается блюдами и дегустирует их. Необходимо определить не только эстетическое оформление блюда, но и его вкусовые качества, за что эксперты выставляют оценки.

8. Выставление оценок.

Экспреты-координаторы подводят итоги и сообщают итоговую оценку для каждой группы. Идет обсуждение, коррекция и оценка работы, блюда, выступлений.

9. Тест “Знакомы ли вы с правилами хорошего тона?”

Учитель раздает листы с тестом. Каждый ученик отвечает на поставленные вопросы. Затем раздается листочек с правильными ответами, учащиеся подсчитывают количество набранных балов и оценивают свои результаты.

10. Диета и гороскоп.

Слово учителя: “Для знаков зодиака существует своя астрологическая диета и гороскоп”. Учитель знакомит учащихся с медицинским астрологическим гороскопом.

11. Подведение итогов занятия.

Сегодня у нас на уроке произошла презентация молочного кафе. Мы приготовили фирменные блюда для различных групп населения. Это и традиционные кушанья, и диетические, и приготовленные по всем правилам валеологии. Каждый может в таком кафе найти себе блюдо по вкусу. Здесь могут отведать блюда и здоровые люди, и те, кому нужно диетическое питание, взрослые и дети. Все хорошо потрудились, приобрели много новых знаний, умений, навыков, сделали для себя необходимые выводы.

Примечание: во время работы по приготовления блюд звучала легкая мелодия (пение птиц).

12. Домашнее задание: знать основные понятия по теме.

Приложение