Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования второго поколения предусматривают достижение значимых, конкретных, измеримых образовательных результатов: предметных, метапредметных и личностных. Деятельность школьного логопеда как полноценного участника образовательного процесса связана с грамотной, осознанной организацией логопедического сопровождения.
Результаты нашей практической деятельности свидетельствуют о том, что чаще всего нарушения у младших школьников имеют смешанный характер, а специфические нарушения чтения (дислексии) определяются недоразвитием ряда высших психических функций, недоразвитием символического языкового уровня и недоразвитием языковых обобщений. При этом у обучающихся обнаруживаются моторные трудности, нарушения зрительных функций, фонетико-фонематических процессов, дефекты звукопроизношения, недифференцированность представлений о синтаксических связях внутри предложения, бедность словаря, аграмматизмы [2, с. 43]. Поэтому в логокоррекционный процесс по преодолению общего недоразвития речи у первоклассников включается и комплекс предупредительных мер, направленных на профилактику дислексий.
Содержание индивидуальных и групповых коррекционных занятий может быть проиллюстрировано упражнениями по следующим направлениям [4, с. 7, 8].
- Дыхательные упражнения с целью развития речевого дыхания, обогащения организма кислородом и повышения энергетического потенциала учащихся [6, с. 10].
- Голосовые упражнения с целью развития голоса, обогащения и коррекции эмоционально-волевой сферы, оптимизации коммуникации учащихся [6, с. 12].
- Артикуляционные упражнения с целью преодоления смазанности произношения и пропедевтики нарушений письменной речи детей [6, с. 10].
- Интонационные, релаксационные упражнения как средство обогащения и коррекции эмоционально-волевой сферы, оптимизации коммуникации учащихся [5, с. 92].
- Расширение представлений об окружающем мире, развитие пассивного и активного словарного запаса, монологической и диалогической речи, грамматического строя речи, совершенствование навыка чтения как условий усвоения программного материала, развития мышления, а также социализации учащихся.
- Совершенствование движений и сенсомоторного развития с целью обеспечения у детей готовности к обучению (развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук; развитие навыков каллиграфии; развитие оптико-пространственной ориентации; зрительно-моторной координации) [1, с. 51].
- Коррекция отдельных сторон психической деятельности как основа усвоения программного материала и пропедевтика нарушений процессов чтения и письма обучающихся (развитие зрительного восприятия, узнавания, зрительной памяти и внимания; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов; развитие представлений о времени; развитие слухового внимания и памяти, фонематических процессов; развитие основных мыслительных операций, умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму, умения планировать деятельность; развитие комбинаторных способностей; развитие различных видов мышления (наглядно-образного, словесно-логического) [6, с. 15].
Умелое и органичное включение в структуру коррекционного занятия логопедической коррекционной компьютерной программы “Игры для Тигры” (блок “Просодика” - модули “Дыхание”, “Тембр”; блок “Фонематика” - модуль “Слова”) позволило решить следующие задачи коррекционно-воспитательного цикла [3, с. 27]:
- коррегировать нарушенные функции, формировать и развивать у детей речевые и языковых средства;
- развивать словесно-логическое мышление;
- развивать зрительное и слуховое восприятие;
- развивать мотивационную сферу детей;
- развивать эмоционально-волевую сферу детей (сотрудничество, сотворчество, сопереживание);
- развивать познавательную активность.
В качестве примера применения комплексного подхода к преодолению общего недоразвития речи и профилактике дислексий у обучающихся первых классов приводим конспект современного индивидуального фонетического занятия, направленного на коррекцию первичного речевого нарушения (работа на всех уровнях речевой системы: фонетико-фонематическом, лексико-грамматическом, семантическом), развитие психических функций более высокого порядка (Приложение 1).
Литература
- Крупенчук О.И. Готовим руку к письму: Рисуем по клеточкам. – СПб.: Издательский Дом “Литера”, 2009. – 64 с.: ил. – (Серия “Уроки логопеда”)
- Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников: Учебное пособие. – СПб.: СОЮЗ, 1998. – 224 с.
- Лизунова Л.Р. Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи “Игры для Тигры”: Учебно-методическое пособие / Изд. 2 доп. И перераб. – Пермь, 2009. – 60 с.
- Специальное (коррекционное) образование в контексте современной образовательной политики: методические рекомендации к 2010-2011 учебному году / Авт.-сост. И.В. Банкражкова, Н.И. Рязанова. – Хабаровск: ХК ИРО, 2010. – 27 с.
- Чистякова М.И. Психогимнастика / Под ред. М.И. Буянова. – М.: Просвещение, 1990. – 128 с.: ил.
- А.В. Ястребова, О.И. Лазаренко Хочу в школу! Система упражнений, формирующих речемыслительную деятельность и культуру устной речи детей. — М.: АРКТИ, 1999. — 136 с. (Библиотека практикующего логопеда)