Проблеме здоровья сейчас уделяют большое внимание. Педагогическая общественность всё больше убеждается в том, что именно учитель может сделать очень многое для здоровья школьников. Охрана здоровья школьников – одна из важнейших задач образования. Идеи педагогики оздоровления подводят учителя к широкому использованию в практике нестандартных уроков. Эти уроки положительно влияют на психологическое состояние ученика, а в динамике – и на его здоровье, обеспечивают эмоциональную разрядку, создают благоприятный психологический климат на уроке. Активное включение ребёнка снижает его переутомление и эмоциональное напряжение. Один из таких уроков предлагаю в виде урока – игры по литературному чтению в 3 классе (УМК “Школа России”).
Цели.
1. Обобщить знания обучающихся по пройденной теме в игровой форме.
2. Формировать навыки беглого, выразительного чтения.
3. Развивать творческие способности, мышление, память обучающихся, навыки парной, групповой и коллективной работы.
4. Воспитывать чувство патриотизма через чтение произведений устного народного творчества.
Оборудование.
1. “Литературное чтение”. Учебник для 3 класса. В 2 ч. Ч. 1 / Л.С. Климанова, В.Г. Горецкий, М. В. Голованова. - М.: Просвещение, 2009.
2. Карточки с произведениями устного народного творчества для обучающихся.
3. Элементы костюмов для инсценирования сказки.
4. Мультимедийный проектор.
5. Магнитофон.
Ход урока
1. Оргмомент.
- Сегодня на уроке мы обобщим полученные знания по теме “Устное народное творчество”.
2. “Погружение” в урок.
- Итак, что такое “Устное народное творчество”?
(Слайд № 1. Приложение – “выплывает” название темы по одному слову)
“Устное” - передавалось из уст в уста, не записывалось.
“Народное” - сочинял не один человек, автора установить нельзя.
“Творчество” - от слова “творить” - создавать.
3. Проверка домашнего задания.
- Каким словом называют устное народное творчество? Вы это узнали из кроссворда, который разгадывали дома (с. 51 № 1).
(Чтение вопросов и ответов кроссворда по 1 человеку)
- Ключевое слово фольклор.
4. Виды (жанры) устного народного творчества (УНТ).
- На с. 52, № 2 найдем виды УНТ.
- Прочитаем хором жанры УНТ с доски.
(Слайд № 2 – “выплывают” виды УНТ)
- Остановимся на некоторых из них.
5. Загадки – это замысловатое описание предмета или явления, составленное для того, чтобы испытать сообразительность и находчивость человека.
- Проверим вашу сообразительность.
Положите перед собой листы с загадками. Будем читать парами и отгадывать загадки:
1. Ой, не трогайте меня,
Обожгу и без огня.
2. Без него плачется, а как появится, от него прячемся.
3. Лежит – молчит,
Пойдешь – заворчит,
Кто к хозяину идет,
Она знать дает.
4. Растет она вниз головой.
Не летом растет, а зимой.
Но солнце ее припечет –
Заплачет она и умрет.
5. Вот по небу мчится конь –
Из-под ног летит огонь.
Конь копытом бьет могучим
И раскалывает тучи.
Так он тяжело бежит,
Что внизу земля дрожит.
6. Человечки черные – умные ученые.
Друг за другом встали в ряд,
Молча с нами говорят.
7. Землю пробуравил,
Корешок оставил,
Сам на свет явился,
Шапочкой накрылся.
8. Избушка новая – жильца нет.
Жилец появится – изба развалится.
9. Рассыпался горох на 77 дорог.
Он тает, никто не подбирает.
(Слайд № 2 – “выплывают” ответы на загадки.)
6. Пословицы.
- Прочитаем на этом слайде выделенное красными буквами ключевое слово “пословица” - это следующий жанр УНТ.
Пословица – это меткое короткое изречение, вывод, сделанный народом из каких-то событий, случаев. Пословица состоит из двух частей.
- Поиграем в игру “Отгадай пословицу по двум словам”.
Труд – лень. (Труд человека кормит, а лень портит).
Язык – дело. (Не спеши языком, торопись делом).
Дело – мастер. (Дело мастера боится).
Семь – один. (Семь бед – один ответ. Семь раз отмерь, один раз отрежь. Семеро одного не ждут.)
- На с. 53 № 8 есть задание “Собери пословицы”. Это будет вашим домашним заданием.
7. Физминутка для глаз.
8. Скороговорки.
- По карточке прочитайте первое предложение снизу вверх.
- Второе – справа налево.
1)
ы ы т ы.
р р у р
б б д о
о о и б
Д б в
2) екрог ан илиротарат икротарат икорос ирТ
- Какой вид УНТ вы прочитали?
Это скороговорки – созданы для отработки правильной дикции.
- На с. 53 учебника в № 9 поработаем со скороговоркой:
- хором медленно,
- с убыстрением темпа,
- быстро,
- очень быстро,
- чтение по 1 человеку.
9. Небылицы.
- Прочитайте на зеленых листах тексты, для каждого ряда разные (“жужжащее” чтение).
1 ряд:
Как у нашего Данилы
Разыгралася скотина –
Двадцать маленьких телят,
Все копытцами стучат,
Заиграли утки в дудки,
Тараканы – в барабаны,
Коза в синем сарафане,
А козел – в сапогах,
Овца – в валенках,
И пошли они плясать –
Все рогами потрясать
Да хвостами махать.
2 ряд:
Рано утром, вечерком,
Поздно на рассвете,
Ехал дяденька верхом
В ситцевой карете.
А за ним во всю прыть
Прыгая шагами,
Волк старался переплыть
Миску с пирогами.
Заяц на небо взглянул:
Там землетрясенье.
И из тучи на него
Капало варенье.
3 ряд:
Едет на лисе
Курица верхом,
Бежит кочан капустный
С зайцем кувырком.
Ловит щука в море
Сетью рыбака,
Плавает корова
В крынке молока.
Зернышко пшеницы
Воробья клюет,
А червяк ворону
В коробе несет.
- А теперь читает 1-й ряд; 2-й ряд; 3-й ряд (хором).
- Какой вид УНТ вы прочитали?
Это небылицы – созданы для веселья и смеха.
10. Песни.
- С давних пор русский народ слагал песни. Они сопровождали всякое дело, все важные события жизни людей с раннего детства до глубокой старости. Русские народные песни очень разнообразны. Например, … (колыбельные, заклички, шуточные, плясовые, песни – потешки). Детские песни еще называют пестушками и прибаутками.
11. Физминутка.
- Мы сейчас с вами отдохнем: споем русскую народную песню “Ай, заинька” с движениями (под магнитофон).
12. Сказки.
- Какой жанр УНТ самый любимый? (Сказки)
1) Прочитаем сказку (по методике Эдигея):
(Слайд № 3)
Лиж-был раць.
У раця лбы ровд.
На водре лбы кло.
Ан луко чамоло.
Не чатьна ил каскуз счанала?
- Какая получилась сказка? Докучная – от слова “скука”. Сочиняли для надоедливых людей.
2) - На какие группы делятся сказки?
Волшебные – происходят чудеса, должны быть волшебные предметы.
О животных – животные могут говорить, ходить друг к другу в гости и даже учиться в школе.
Бытовые – описывают жизнь простых людей: бедного мужика или ловкого солдата.
Приведите примеры таких сказок.
3) Игра “Узнай сказку” - работа в группах по карточкам:
Жили мужик да баба. У них была дочка да сынок маленький.
- Доченька, - говорила мать, - мы пойдем на работу, береги братца. Не ходи со двора, будь умницей – мы купим тебе платочек.
Отец с матерью ушли, а дочка позабыла, что ей приказывали: посадила братца на травке под окошко, сама побежала на улицу, заигралась, загулялась.
Испугались они, ведра побросали и домой побежали. Бабушка на лавку упала, внучка за бабку спряталась, курочка на печку взлетела, а мышка под печку схоронилась.
Бабка охает: “Ох! Медведище меня чуть не задавил!”
Внучка плачет: “Бабушка, волк-то какой страшный на меня наскочил!”
Курочка на печке кудахчет: “Ко-ко-ко! Лиса ведь ко мне подкралась, чуть не сцапала!”
А мышка из-под печки пищит: “Котище-то какой усатый! Вот я страху натерпелась!”
Варил, варил солдат, помешивал, потом попробовал. Глядит старуха, оторваться не может.
- Ох, и каша хороша! – хвалит солдат. – Как бы сюда да чуточку масла – было бы и вовсе объедение.
Нашлось у старухи и масло. Сдобрили кашу.
- Бери ложку, хозяюшка.
Стал кашу есть да похваливать.
– Какое там, - отвечал Мороз - Красный нос. – Не я с ним, а он со мной справился. Хотел я его еще по дороге заморозить, а он лошадь жалеет, бегом за санями бежит. Как его на бегу заморозить? Ну, думаю, доберемся до места – тут я тебя и прихвачу! А как добрались до места, еще хуже стало. Он дерево рубит, топором машет – только щепки в меня летят.
А ему все жарче да жарче от работы становится, будто меня и на свете нет. Скинул он шапку да рукавицы и на снег бросил.
– Нет, тетеревочек, мой дружочек, нынче указ объявлен, чтобы по всей земле мир был. Нынче звери друг друга не трогают.
- Вот это хорошо, - сказал тетерев. – А то вот собаки бегут. Кабы по- старому, тебе бы уходить надо, а теперь тебе бояться нечего.
На другой день приходит лиса к журавлю, а он приготовил окрошку, наклал в кувшин с узким горлышком, поставил на стол и говорит:
- Кушай, кумушка! Право, больше нечем потчевать.
Лиса начала вертеться вокруг кувшина. И так зайдет, и этак, и лизнет его, и понюхает-то – никак достать не может: не лезет голова в кувшин.
4) Инсценирование русской народной сказки “Про козла” заранее подготовленными детьми.
13. Художники.
- Все люди на свете любят сказки. И любовь эта начинается в детстве. А художники проносят сказку через всю свою жизнь.
Вечные сказки – сказки народные, в них спрятана волшебная сила.
- Давайте вспомним, с произведениями каких художников мы знакомились на уроках. (Васнецов В.М., Билибин И.Я.) Они создали много прекрасных картин и иллюстраций по мотивам русских народных сказок и былин.
- Полюбуемся их творениями.
(Слайд № 4 – портрет и картины Васнецова В.М.)
(Слайд № 5 – портрет и иллюстрации Билибина И.Я.)
(Звучит легкая музыка)
- Какие сказки узнали?
- На с. 58 № 21 – домашнее задание (по желанию) – с помощью дополнительной литературы составить рассказ об одном из художников.
14. Тест.
- Итак, мы с вами повторили много видов УНТ. И сейчас проверим ваши знания (контрольный тест на листах):
1. Определи жанр произведения:
Ходит сон у окон.
Ходит к Дреме на поклон.
Ты входи-ка, Дрема, в дом,
Напусти нам угомон.
А) частушка; б) колыбельная; в) скороговорка.
2. Определи жанр произведения:
Летит орлица
По синему небу.
Крылья распластала,
Солнышко застлала.
А) пословица; б) считалка; в) загадка.
3. “Чтобы из ручья напиться, надо наклониться”.
Это:
А) небылица; б) пословица; в) потешка.
4. В каких народных сказках одним из персонажей является лиса:
А) Теремок; б) Колобок; в) Гуси-лебеди.
5. Расположи события по порядку:
Иван-царевич забрал Елену Прекрасную.
Иван-царевич схватил жар-птицу.
Иван-царевич поймал коня златогривого.
6. В кого превратился Иванушка?
А) в теленочка; б) в козленочка; в) в жеребеночка.
15. Итог урока.
- Мы гордимся своей Родиной, уважаем ее прошлое и говорим “спасибо” русским людям, нашим предкам за то богатство, которое передали нам в виде устного народного творчества.
16. Рефлексия.
- Дети, спасибо за урок!
- Вы просто (на слайде № 6 - “выплывает” слово Молодцы!)
- Поаплодируем себе за отличную работу на уроке!