Цели:
1. Дать понятие о словах, обозначающих названия предметов, формируя умение различать их по вопросам: кто? что?, находить их в тексте.
2. Вырабатывать навык аккуратного, разборчивого и грамотного письма.
3. Способствовать созданию условий для мотивации к учению.
Ход урока
I. Оргмомент.
“Прозвенел звонок для нас!
Вы зашли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спины прямо,
Все легонечко вдохнем,
И урок мы наш начнем” [1].
- Пусть на уроке вам помогут ваша сообразительность, смекалка и те знания, которые вы уже приобрели.
а) На доске буквы: В, О, Л, С, О.
- Попробуйте собрать все буквы вместе, и вы узнаете, о чем будем говорить на уроке.
Что получилось? (Слово)
- Итак, мы будем говорить о “Словах, обозначающих названия предметов”.
Мы живем в мире предметов. Посмотрите вокруг, какие предметы нас окружают? (Стол, парта, доска).
Если мы выйдем на улицу, какие предметы мы там увидим? (Деревья, машины, дома).
Каждый предмет имеет свое название.
Посмотрите в окно, что вы видите: идет снег, ветер. Эти слова могут обозначать не только предметы, но явления природы, события, состояние человека.
- “Всему название дано –
И зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным - полно,
А безымянных нету,
И все, что может видеть глаз:
Над нами и под нами,
И все, что в памяти у нас,
Все названо словами” [2].
Эти слова обозначают предметы и отвечают на вопрос: “кто?”, “что?”. В старших классах вы их будете называть именами существительными.
II. Пальчиковая гимнастика (“сороконожки”, “колечки”, “башенка”).
Минутка чистописания.
III. А сейчас мы с вами отправимся в сказочный зимний лес. (Звучит музыка)
- “Замело в лесу пригорки
И овражки замело,
Ни души нет на полянке.
Тихо. Холодно. Бело.
Мы попали в зимний лес,
Полон сказок и чудес!” [3]
- Нас встречает старичок-лесовичок. (Картинка)
Он приготовил нам задания – слова, которые можно разделить на две группы.
- По каким вопросам: (кто? что?)
- Эти слова могут называть живые и неживые предметы.
- Слова, которые называют животных и людей, отвечают на вопросы: кто? (По-другому – одушевленные)
Словарная работа: одушевленные и неодушевленные.
- Слова, которые отвечают на вопрос что?, обозначают предметы неодушевленные.
Задание 1, которое дал Лесовичок (на снежинках). “Отгадай загадки”.
- Я буду загадывать загадки, а отгадки вы запишите в тетрадь в два столбика.
Один ребенок у доски выполняет: в первый столбик записывает слова, отвечающие на вопрос кто?, во второй столбик – что?
За деревьями, кустами
Промелькнуло быстро пламя.
Промелькнуло, пробежало,
Нет ни дыма, ни пожара. (Лиса)
Что же это за девица?
Ни швея, ни мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год. (Ель)
На овчарку он похож,
Что ни зуб, то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть.
На овцу готов напасть. (Волк)
Я по дереву стучу,
Червячка добыть хочу,
Хоть и скрылся под корой –
Все равно он будет мой. (Дятел)
Что за звездочки сквозные
На пальто и на платке,
Все сквозные, вырезные,
А возьмешь – вода в руке. (Снежинки) [4]
- Добавьте каждый столбик тремя своими словами. (Проверяем).
- Кого мы встретили в лесу? (Животных, птиц).
- Назовите зимующих птиц (сорока, синица, дятел, ворона, воробей). На какой вопрос отвечают эти слова?
Задание 2
Лесовичок приготовил хитрое задание, все слова рассыпались по снегу. Работа с деформированным текстом:
1. Снегом, земля, пушистым, покрылась.
2. Вьюга, лесу, в, воет.
3. Косолапый, из, берлоги, медведь, в.
4. Зайцем, за, лисица, погналась.
- Подчеркните слова, которые отвечают на вопрос кто? что?
- Скажите, а какие животные впадают зимой в спячку? (Еж, медведь, барсук). На какой вопрос отвечают отвечают эти слова?
Физминутка
Игра на внимание. Учитель произносит слова.
- Если услышите слова, отвечающие на вопрос кто?, вы хлопаете в ладоши, на вопрос что? – топаете.
Задание 3
Мы теперь с вами знаем, что слова, которые отвечают на вопрос кто? что?, могут обозначать не только предметы, но и явления природы, события, состояние человека.
Лесовичок приготовил для вас карточки.
У каждого карточка со словами. Их нужно распределить на 3 группы:
в первой группе - явления природы,
во второй группе - события,
в третьей группе - состояние человека.
Слова: праздник, конкурс, радость, снег, грусть, метель, счастье, веселье, ветер, болезнь, град, молния, каникулы.
Гимнастика для глаз.
Задание 4
Старичок-Лесовичок предлагает поиграть в игру “Молчанка”.
Я буду показывать картинки, 1 ряд будет записывать слова, отвечающие на вопрос: кто?, второй ряд – на вопрос что? (Взаимопроверка).
Задание 5
И последнее задание. Лесовичок придумал слово, вы попробуйте догадаться. Кого мы часто встречаем с вами, гуляя в лесу? (Белочку). Зачем ей нужен пушистый хвост? (Помогает при прыжке с ветки на ветку, зимой спасает от холода).
Из слова “белочка” составить как можно больше других слов, обозначающих предметы, т.е. существительных.
(Белочка – лак, бок, кол, чело, бокал, лоб, бочка, бал, бак, белок).
Вот мы и побывали в зимнем лесу.
- Чем мы можем помочь природе?
- Не ломать ветки деревьев.
- Не бросать мусор.
- Вешать кормушки для птиц.
Лесовичок зашифровал предложение. Вы его прочтете, если расположите по порядку четные числа.
РЕБГЕТИЕ СЕЛ! (берегите лес!)
24681012141618202224
Итог.
О чем мы говорили на уроке?
Все ли было понятно?
Было трудно?
Было интересно?
Показывают карточку. (Положительные эмоции “+”, “-“)
Спасибо за работу!
Список используемой литературы
1. Матвеева Е.М. Русский язык. 2 класс: конспекты уроков. Часть II. – Волгоград: Учитель, 2009.
2. Плешакова Е.П. Русский язык: коррекциионо-развивающие задания и упражнения. 3-4 классы. – Волгоград: Учитель, 2007.
3. Жиренко О.Е., Барылкина Л.П., Обухова Л.А. Интегрированные уроки: 1 класс. - М.: ВАКО, 2006.