Урок литературного чтения "У Лукоморья". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели.

Образовательные: познакомить с биографией и произведениями А.С. Пушкина, формировать умение выразительно читать, анализировать текст, ориентироваться в тексте, расширить словарный запас детей. 

Развивающие: развивать умение чувствовать себя и передавать своё отношение через цвет, эмоции, развивать память, внимание, артистические способности. 

Воспитательные: воспитывать любовь к творчеству А.С. Пушкина и русской поэзии, к родному русскому языку. 

Ход урока

1. Организационный момент. 

Настроение у нас – отличное, 
А улыбки – дело привычное, 
Пожелаем друг другу добра, 
Ведь урок начинать нам пора!

2. Речевая разминка.

а) Развитие артикуляционного аппарата. 

- Вращение языком (маятник). 

- Вытягиваем губки за ниточку (трубочка), растягиваем (широкий рот), в разные стороны (улыбка).

- Показ буквы, произнести без звука.

- Учитель без звука называет букву, дети озвучивают.

б) Развитие дикции: В синем небе звёзды блещут.

В синем море волны хлещут,

- прочитать, 
- тихо —> громко,
- медленно-быстро-быстрее.

3. Постановка цели урока. Актуализация знаний.

Кому-то из вас эти строки показались знакомыми? Откуда они? (Сказка о царе Салтане (за правильный ответ получает ученик учёного кота, в конце урока учёные коты обмениваются на призы или 5)

Кто автор? (На доске плакат и по очереди открываются названия сказок)

О чём же мы будем говорить? (Презентация о Пушкине)

Давайте вспомним и другие сказки А.А.Пушкина. (Учитель читает отрывок)

Свет мой, зеркальце, скажи,
Да всю правду доложи,
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее…

“Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях”

 Жил-был поп, толоконный лоб. Пошел поп по базару, по смотреть кой-какого товару.

Навстречу ему Балда, идёт, сам не знает, куда.

“Сказка о попе и работнике его Балде”

.“Кири-ку-ку .Царствуй, лёжа на боку…”

“Сказка о золотом  петушке”

“Бабка за дедку, дедка за репку. Тянут-потянут – вытянуть не могут”. (Ловушка: это русская народная сказка “Репка”)

“Сказка о золотой рыбке”

Жил старик со своею старухой у самого синего моря.

Физкультминутка. Зарядка для глаз. Рыбка хочет, чтобы наши глазки отдохнули. Следим за рыбкой ( рисунок рыбки и глазами вправо-влево, вверх-вниз и т.д.)

- Всего сказок у А.С. Пушкина пять: •“Сказка о рыбаке и рыбке”, “Сказка о попе и работнике его Балде”, “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”, “Сказка о царе Салтане”, “Сказка о золотом петушке”.

Выставка книг:

– Всю жизнь рядом с нами находятся наши верные друзья – книги. Посмотрите на это великолепное издание.

4. Изучение нового материала.

Еще сказкой считают и сказочную поэму “Руслан и Людмила”. - Кто слышал её? О чем она? 

О том, как злой волшебник унес со свадьбы невесту Руслана - Людмилу. 

О том, как он и еще три жениха Людмилы отправились ее искать и о их приключенuяx и счастливом конце. 

У. Более полно и точно значение слова прочитает ученик из толкового словаря Ожегова.

Д. Поэма - большое стихотворное произведение на историческую, героическую или возвышенную лирическую тему.

– Сегодня мы продолжаем знакомиться с произведениями А.С. Пушкина. Закройте глаза и представьте себя там, о чем вы услышали (включается аудиокассета “Шум моря”). Опишите, что вы услышали? (Кричат чайки, шум морской волны). Молодцы! Я Вас сегодня приглашаю в волшебную страну! А вот как называется страна, мы прочитаем. Но что мы видим. Буквы перепутали свои места. Кто им поможет занять своё место? (Лумокорье) Замечательно! Так называется отрывок из поэмы “Руслан и Людмила”.

– Что означает слово “лукоморье”?

Какие слова спрятались в нём? ” Лук и морье (море)? (Лукоморье – изогнутый, как лук, берег моря; изгиб берега, залив.)

Представьте, что мы вдруг оказываемся у лукоморья, а там растёт огромный дуб. (На доске открывается изображение дуба.)

– Похож ли наш дуб на волшебный? Что нужно добавить? (На дуб помещается цепь и кот)

Садитесь поудобнее,  расслабтесь,  закройте глаза и представьте  каждый себе своё Лукоморье, а самое главное внимательно вслушайтесь в строки великого Пушкина. Подумайте, каким изображает поэт Лукоморье?   (Просмотр мультфильма)

Какое чувство вызвал у вас прочитмультфильм? Покажите (изображение на лице радости, печали и т.д.) Почему?

5. Физкультминутка.

Руки вверх поднять пора,
Дружно ловим комара. (Хлопаем в ладоши)
В синем небе звёзды блещут,
(Раз - подняться на носки и улыбнуться.)
В синем море волны хлещут
(Раскачивание на носках из стороны в сторону)
Ель растёт перед дворцом (показать руками треугольники)
А под ней хрустальный дом (покрутиться вокруг себя).
Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи (в ладонь смотреться, как в зеркало, подбочась и любуясь собой).
Я там был, и мёд я пил. .(показать на грудь, показать, как мёд пьют )
Свои вам сказки говорил (развести руками в стороны)
А теперь садитесь лучше (садятся)
Чтобы сказки дальше слушать (подпереть рукой подбородок)

6. Закрепление изученного.

Самостоятельное чтение текста (жужжащее.)

Прочитайте стихотворение, подчеркните те слова, которые вам непонятны.

Беседа по прочитанному.

Словарная работа: на доске записаны слова.

У. Какие вам встретились трудные непонятные слова? (Дети называют слова)

У. Это устаревшие слова, в нашей речи не употребляются. Используя слова “дол”, “видений”, “брег”, “чредой”, “витязь” и другие, автор окутывает слушателя “седой” стариной, сказочностью, волшебством. Слова - “златая”, “песнь”, “брег”, “чредой” - старые, вышедшие из употребления формы слов. Попробуйте узнать эти слова. 

(Золотая, песня, берег, чередой - по очереди.)

Лукоморье
Неведомые (дорожки)
Невиданные (звери)
…и дол видений полны… 
Прихлынут  
Брег песчаный 
Витязь
Чредой
Мимоходом
Пленяет
Темница
Над златом чахнет
…и мёд я пил
Поведать

(На доске слова и пояснение к ним)

Выборочное чтение: прочитайте про неведомые дорожки.

(Или показывать рисунок, а дети читают отрывок, который описывает рисунок)

Неведомые дорожки - те, которые никто не знает, не ведает. 

- Что означает слово “дол”? Как бы противоположность лесу, но это и не горы. 

Что же это? (Пространство без деревьев - долина.) 

Как вы понимаете слова “видений полны”? 

О заре - на заре. 

- Почему воды названы ясными? (Прозрачные.) 

Пленяет - берет в плен. 

Тужит - грустит, тяжело ей, туго ей Приходится . 

Чахнет - сохнет.

Что делает леший?

Леший – это не человек, а дух.  Леший, лесовик, живёт в лесу, поёт песни без слов. Он любит качаться на деревьях. Леший свистит, ухает, хохочет, пугая людей, умеет подражать голосам животных и птиц. Ему подчиняются все лесные обитатели. Осенью он бушует в лесу, ломает деревья, гонит зверей. На зиму прячется под землёй, где и ждёт наступления весны.

Леший может быть высоким как дерево, а может быть ниже травы, укрываясь земляничным листочком.

Чем занимается русалка?

Русалка – живёт на болотах. По ночам песни поёт, заманивает путников. Волосы у неё зелёные, как водоросли, расчёсывает она их гребешком из рыбьих костей.

Избушка на курьих ножках. Кто в ней живёт?

– Кто из моря выходит ? 30 витязей, точь в точь равны и голосом, и волосом, и лицом и ростом. А выходят они из моря на 1 час, и с ними дядька их морской. (Рисунок витязей, книга “Сказка о царе Салтане.)

Витязь – воин, солдат. Наши витязи были богатырями.

Богатырь – герой русских былин, воин, который отличается небывалой силой, мужеством, умом.

Сейчас это слово употребляется в переносном значении: человек большого роста, крепкого телосложения, сильный, смелый(. Так называли на Руси сильных, храбрых).

Дядька в старину: воспитатель, старый солдат или слуга в дворянской семье. Наш дядька не простой солдат, а морской.

Попробуйте изобразить лешего, Бабу Ягу, Черномора (все встают, учитель называет героя, а дети изображают, лучший получает приз – учёного кота).

У. Ребята, каким же должно быть чтение этого произведения?( Напевное, плавное.)

У. Какая должна быть интонация? (Интонация торжественности и таинственности.)

Выразительное чтение учащимися отрывка по цепочке.

У. Как вы можете объяснить слова поэта:

“Там русский дух…там Русью пахнет!”

У. Произведение заканчивается так же, как   и народная сказка. Давайте ещё раз их прочитаем.

Физкультминутка для глаз: музыка с мамой.

7. Проверка знаний.

У.Каким же поэт изобразил лукоморье? (Бросаем мяч, называя по слову: сказочным, таинственным, загадочным, волшебным) 

На парте лежит лист, на котором изображены сказочные герои. Карандашом обведите в кружок тех героев, которые живут в Лукоморье. Объясните свой выбор.

Раскраска: у вас на парте лежит раскраска. Попробуйте раскрасить Лукоморье так, как вы его увидели. (Выставка работ)

Итог урока.

У. С каким новым видом жанра познакомились сегодня на уроке? (Поэма)

У. Что особенно вам понравилось? (Лукоморье, сказочные герои, чудеса, которые там происходят)

Рефлексия “Цветок настроения”

У. Ребята, наше  путешествие в сказку, подошло к концу. На партах у вас лежат лепестки сказочных цветов (жёлтый, оранжевый, зелёный, синий).

Выберите для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету вашего настроения и поднимите.

Жёлтый цвет - радостное, светлое, хорошее настроение.
Оранжевый цвет - радостное, восторженное настроение.
Зелёный цвет - спокойное, уравновешенное.
Синий цвет - грустное, печальное, тоскливое.

(Дети поднимают и показывают свои лепестки, учитель собирает все лепестки в один общий цветок. Настроение у детей радостное, светлое, хорошее, восторженное).

У. Давайте посчитаем, сколько же учёных котов получил каждый. Все молодцы, потому что вы доставили радость не только себе, но и нашему волшебному коту. Он увидел, что вы все знаете и любите творчество А.С.Пушкина.

Домашнее задание: (по выбору):

1. Подготовить выразительное чтение понравившегося отрывка.

2. Взять поэму “Руслан и Людмила” и просмотреть её, найти знакомых героев.

3. Нарисовать понравившегося сказочного жителя Лукоморья.

4. Сочинить о нём рассказ, загадку или стихотворение.

Приложения

Фильм  "У Лукоморья" не представлен, т.к. превышает допустимый для публикации объем. Находится у автора