Урок окружающего мира по теме "В ботаническом саду". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Задачи урока:

  • формировать представления о ботаническом саде как просветительском и научном учреждении;
  • познакомить с некоторыми растениями ботанического сада;
  • развивать творческие способности детей.

Планируемые достижения:

  • понять цели организации ботанических садов, их значимость для человека;
  • научиться любоваться образцами садово-парковых ландшафтов, уникальными растениями;
  • усвоить правила поведения в ботаническом саду.

Оборудование: мультимедийный проектор, MimioStudio, программа УМК “Открываем законы родного языка, математики и природы”, слайды с видами ботанического сада, экзотических растений со всего мира, презентация “Я в ботаническом саду” (ученик), презентация “Ботанический сад” (учитель).

Предварительная работа: посетить ботанический сад, подготовить выступление о некоторых растениях сада.

Ход урока

Учитель Учащиеся Слайд

1. Повторение изученного

Вот уже несколько уроков мы с вами говорим о природе в городе.

- Какие растения мы с вами можем видеть в городе?

- Какие бывают деревья?

Давайте выполним задание № 1.

Кроме деревьев в городе есть и цветы.

- Какие вы знаете цветы?

- Чем отличаются культурные растения от дикорастущих?

- Как вы думаете, дикорастущими или культурными являются цветники, которые высаживают на клумбах?

Давайте выполним задание № 2.

Ответы учащихся:

- Деревья, кустарники и цветы.

- Деревья бывают хвойные и лиственные.

Учащиеся отвечают на вопросы задания № 1.

Ответы учащихся:

- Учащиеся перечисляют названия цветов.

- Растения которые вывел человек являются культурными, а растения которые создала природа – дикорастущие.

- Цветники – это культурные растения.

Учащиеся выполняют задание 2.

Слайд 1

Программа УМК “Открываем законы родного языка, математики и природы”

Слайд 2

Программа УМК “Открываем законы родного языка, математики и природы”

2. Новый материал
Итак, мы с вами вспомнили культурные растения, которые мы можем встретить у нас в городе.

А сейчас давайте посмотрим, на дикорастущие растения разных стран: Америка, Африка, даже в Антарктиде есть растения. Красивые? Вам понравились? А вы бы хотели их увидеть близко, понюхать их аромат, рассмотреть их внимательно?

А как сделать так, что бы увидеть эти растения все сразу: и те, которые растут в Америке, и в Африке, и в Европе…?

Учащиеся смотрят фотографии растений.

Ответы учащихся:

- Хотелось

Ответы учащихся:

- В ботаническом саду

Слайд 3-5

Программа УМК “Открываем законы родного языка, математики и природы”

 

Оказывается, есть такие места, где собраны растения со всего света. Там за ними ухаживают, изучают их. А для всех желающих проводят экскурсии, чтобы люди могли полюбоваться растениями и побольше узнать о них. Называются эти места – ботанические сады.

- Кто из вас был в ботаническом саду? Расскажите о нем.

- Сад – очень красивое место, но для чего его создавали? Кто был инициатором создания ботанического сада?

Выступление учащихся о посещении ботанического сада (презентация “Я в ботаническом саду”)

Ботанический сад - удивительное место. За час экскурсии я побывала в разных уголках нашей планеты: в Австралии, Китае, Африке, Северной и Южной Америках, Канарских островах. Эти страны имеют субтропические зоны, в которых растут интересные и красивые деревья, кустарники и травы. Сегодня я хочу вам показать некоторые из них.

Я узнала, что банан - самая высокая трава в мире. Видите, какая необычная форма листьев у этой травы и её цветок с плодами.

Так же я увидела много разных видов пальм. Вам я хочу показать две из них.

А знаете ли вы, что из всех цитрусовых деревьев, только помело сама сбрасывает созревшие плоды. А апельсины, лимоны, грейпфруты и другие цитрусовые - надо собирать руками. Если их не собрать они так и будут висеть на дереве: мандарины скукожатся, а лимоны снова позеленеют.

А вот посмотрите камелии. Они очень похожи на наши розы. Только вот букет из живых камелий вы никогда не увидите. Потому что если их срезать, то они сразу завянут.

В оранжереи есть и ядовитые растения, например вот этот молочай, представленный на слайде . Если сок этого растения попадет на кожу, то будет ожог.

Еще в ботаническом саду я видела растения-хищники, которые питаются комарами, мухами и различными насекомыми. Мне стало интересно, а как же сотрудники ботанического сада, кормят их. Оказывается никаких мух и комаров они им не дают. Дело в том, что во-первых наши комары и мухи на эти растения садится не будут, а во-вторых пойманные растениями комары и мухи, разлагаясь превращаются в азот. Поэтому сотрудники ботанического сада просто кормят эти растения азотом.

Очень интересные хвойные растения субтропических областей, длина их иголок может достигать до 30 см. Они представлены на слайде .

И конечно же весной очень красиво цветут азалии. Их очень много сортов в ботаническом саду. Вам я показала лишь некоторые из них.

Еще я там видела пробковое дерево. Узнала, что самое быстрорастущее дерево это эвкалипт. И увидела, как растет киви и фиговое дерево. Мне очень там понравилось, и я обязательно побываю там еще.

Ответы учащихся:

Ученик рассказывает, кто организовал создание ботанического сада в СПб, и для чего он создавался.

Презентация“Я в Ботаническом саду” (выступление ученицы)
Мы совершили виртуальную экскурсию по Санкт-Петербургскому ботаническому саду. Давайте познакомимся с еще несколькими экспонатами ботанического сада, для этого откройте учебник на стр. 24-25.

Работа по учебнику.

Показ слайдов: секвойя - самое высокое дерево в мире. Родина этого дерева Северная Америка.

Бананы – в диком виде произрастают в Китае, Индии, Африке. Это одно из первых культурных растений тропической Азии. Это гигантские травянистые растения с огромными листьями очень быстро растут. Каждый стебель приносит гроздь плодов только один раз, потом погибает, а от корня идут новые побеги.

Земляничное дерево – красивое вечно зеленое дерево. Название дерево получило из-за некоторого сходства плодов, которые растут на рыхлых свисающих кистях, с ягодами земляники. Эти плоды съедобны, из них варят варенье. Летом дерево сбрасывает кору. Листья держатся один год и опадают вместе с корой. Если стоит сильная засуха, то листья остаются на дереве ещё на год.

Откройте тетрадь на печатной основе стр. 16.

Задание № 1.

Рассмотрите картинку. Какие растения на ней вы можете назвать?

Ответы учеников:

- бананы,

- розы,

- пальма,

- секвойя.

Презентация “Ботанический сад” (учительская) или Использование интерактивной доски MimioStudio
Ботанический сад – живой “музей” для тех, кто интересуется жизнью растений. Перед вами ботанические сады Сочи, Москвы и Санкт-Петербурга.

Я хочу, чтобы вы представили себя художниками и нарисовали, как бы вы оформили вход в ботанический сад – задание № 2 в тетради.

Проверка работы – показом эскизов (работу можно доделать дома).

   
3. Подведение итогов урока
Давайте подведем итог нашего урока.

- Что такое ботанический сад?

- Кто является основателем ботанического сада?

- В каком году был основан ботанический сад?

- Для чего основали ботанический сад?

- С какими растениями вы познакомились?

- Что узнали о растении – банан? Секвойя? Земляничное дерево?

Ответы учеников:

- Ботанический сад – царство удивительных растений.

- Петр Первый;

- В 1712 году;

- Для выращивания растений для аптек города и выращивать иноземные растения и особо их беречь зимой;

- Секвойя, банан, земляничное дерево и т.д.

- Банан – травянистое растение. Секвойя – самое высокое растение.

 
4. Рефлексия урока
А сейчас, каждый оценит свои знания, полученные на этом уроке. Я задаю вопрос, если вы можете на него ответить “Да, я знаю …”, то вы рисуете кружочек и его закрашиваете, если “Нет, я …”, то кружочек остается не закрашенным.

Анализ самоконтроля учащихся. Выяснения, что ребенок не понял. Объяснение ещё раз не понятого материала.

Спасибо за урок.

Сегодня все работали очень хорошо.

Вопросы для учащихся:
  1. Я знаю, в каком году был основан Ботанический сад;
  2. Я знаю, для чего основали ботанический сад.
  3. Я знаю, кто был инициатором организации ботанического сада.
  4. Я знаю, что такое ботанический сад.
  5. Я знаю некоторые растения ботанического сада.
 

Список используемой литературы

  1. А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая. Учебник “Окружающий мир”, 1 класс, часть вторая. Москва “Просвещение”, 2011.
  2. А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая. Рабочая тетрадь “Окружающий мир”, 1 класс, часть вторая. Москва “Просвещение”, 2011.
  3. Все картинки взяты из поисковой системы Яндекс.
  4. Поурочные разработки к уроку “Окружающий мир”.

Презентация 1

Презентация 2

Приложение 3