Задачи урока:
Планируемые достижения:
- понять цели организации ботанических садов, их значимость для человека;
- научиться любоваться образцами садово-парковых ландшафтов, уникальными растениями;
- усвоить правила поведения в ботаническом саду.
Оборудование: мультимедийный проектор, MimioStudio, программа УМК “Открываем законы родного языка, математики и природы”, слайды с видами ботанического сада, экзотических растений со всего мира, презентация “Я в ботаническом саду” (ученик), презентация “Ботанический сад” (учитель).
Предварительная работа: посетить ботанический сад, подготовить выступление о некоторых растениях сада.
Ход урока
Учитель | Учащиеся | Слайд |
1. Повторение изученного |
||
Вот уже несколько уроков мы с
вами говорим о природе в городе. - Какие растения мы с вами можем видеть в городе? - Какие бывают деревья? Давайте выполним задание № 1. Кроме деревьев в городе есть и цветы. - Какие вы знаете цветы? - Чем отличаются культурные растения от дикорастущих? - Как вы думаете, дикорастущими или культурными являются цветники, которые высаживают на клумбах? Давайте выполним задание № 2. |
Ответы учащихся: - Деревья, кустарники и цветы. - Деревья бывают хвойные и лиственные. Учащиеся отвечают на вопросы задания № 1. Ответы учащихся: - Учащиеся перечисляют названия цветов. - Растения которые вывел человек являются культурными, а растения которые создала природа – дикорастущие. - Цветники – это культурные растения. Учащиеся выполняют задание 2. |
Слайд 1 Программа УМК “Открываем законы родного языка, математики и природы” Слайд 2 Программа УМК “Открываем законы родного языка, математики и природы” |
2. Новый материал | ||
Итак, мы с вами вспомнили
культурные растения, которые мы можем встретить
у нас в городе. А сейчас давайте посмотрим, на дикорастущие растения разных стран: Америка, Африка, даже в Антарктиде есть растения. Красивые? Вам понравились? А вы бы хотели их увидеть близко, понюхать их аромат, рассмотреть их внимательно? А как сделать так, что бы увидеть эти растения все сразу: и те, которые растут в Америке, и в Африке, и в Европе…? |
Учащиеся смотрят фотографии
растений. Ответы учащихся: - Хотелось Ответы учащихся: - В ботаническом саду |
Слайд 3-5 Программа УМК “Открываем законы родного языка, математики и природы”
|
Оказывается, есть такие места,
где собраны растения со всего света. Там за ними
ухаживают, изучают их. А для всех желающих
проводят экскурсии, чтобы люди могли
полюбоваться растениями и побольше узнать о них.
Называются эти места – ботанические сады. - Кто из вас был в ботаническом саду? Расскажите о нем. - Сад – очень красивое место, но для чего его создавали? Кто был инициатором создания ботанического сада? |
Выступление учащихся о
посещении ботанического сада (презентация “Я в
ботаническом саду”) Ботанический сад - удивительное место. За час экскурсии я побывала в разных уголках нашей планеты: в Австралии, Китае, Африке, Северной и Южной Америках, Канарских островах. Эти страны имеют субтропические зоны, в которых растут интересные и красивые деревья, кустарники и травы. Сегодня я хочу вам показать некоторые из них. Я узнала, что банан - самая высокая трава в мире. Видите, какая необычная форма листьев у этой травы и её цветок с плодами. Так же я увидела много разных видов пальм. Вам я хочу показать две из них. А знаете ли вы, что из всех цитрусовых деревьев, только помело сама сбрасывает созревшие плоды. А апельсины, лимоны, грейпфруты и другие цитрусовые - надо собирать руками. Если их не собрать они так и будут висеть на дереве: мандарины скукожатся, а лимоны снова позеленеют. А вот посмотрите камелии. Они очень похожи на наши розы. Только вот букет из живых камелий вы никогда не увидите. Потому что если их срезать, то они сразу завянут. В оранжереи есть и ядовитые растения, например вот этот молочай, представленный на слайде . Если сок этого растения попадет на кожу, то будет ожог. Еще в ботаническом саду я видела растения-хищники, которые питаются комарами, мухами и различными насекомыми. Мне стало интересно, а как же сотрудники ботанического сада, кормят их. Оказывается никаких мух и комаров они им не дают. Дело в том, что во-первых наши комары и мухи на эти растения садится не будут, а во-вторых пойманные растениями комары и мухи, разлагаясь превращаются в азот. Поэтому сотрудники ботанического сада просто кормят эти растения азотом. Очень интересные хвойные растения субтропических областей, длина их иголок может достигать до 30 см. Они представлены на слайде . И конечно же весной очень красиво цветут азалии. Их очень много сортов в ботаническом саду. Вам я показала лишь некоторые из них. Еще я там видела пробковое дерево. Узнала, что самое быстрорастущее дерево это эвкалипт. И увидела, как растет киви и фиговое дерево. Мне очень там понравилось, и я обязательно побываю там еще. Ответы учащихся: Ученик рассказывает, кто организовал создание ботанического сада в СПб, и для чего он создавался. |
Презентация“Я в Ботаническом саду” (выступление ученицы) |
Мы совершили виртуальную
экскурсию по Санкт-Петербургскому ботаническому
саду. Давайте познакомимся с еще несколькими
экспонатами ботанического сада, для этого
откройте учебник на стр. 24-25. Работа по учебнику. Показ слайдов: секвойя - самое высокое дерево в мире. Родина этого дерева Северная Америка. Бананы – в диком виде произрастают в Китае, Индии, Африке. Это одно из первых культурных растений тропической Азии. Это гигантские травянистые растения с огромными листьями очень быстро растут. Каждый стебель приносит гроздь плодов только один раз, потом погибает, а от корня идут новые побеги. Земляничное дерево – красивое вечно зеленое дерево. Название дерево получило из-за некоторого сходства плодов, которые растут на рыхлых свисающих кистях, с ягодами земляники. Эти плоды съедобны, из них варят варенье. Летом дерево сбрасывает кору. Листья держатся один год и опадают вместе с корой. Если стоит сильная засуха, то листья остаются на дереве ещё на год. Откройте тетрадь на печатной основе стр. 16. Задание № 1. Рассмотрите картинку. Какие растения на ней вы можете назвать? |
Ответы учеников: - бананы, - розы, - пальма, - секвойя. |
Презентация “Ботанический сад” (учительская) или Использование интерактивной доски MimioStudio |
Ботанический сад – живой
“музей” для тех, кто интересуется жизнью
растений. Перед вами ботанические сады Сочи,
Москвы и Санкт-Петербурга. Я хочу, чтобы вы представили себя художниками и нарисовали, как бы вы оформили вход в ботанический сад – задание № 2 в тетради. Проверка работы – показом эскизов (работу можно доделать дома). |
||
3. Подведение итогов урока | ||
Давайте подведем итог нашего
урока. - Что такое ботанический сад? - Кто является основателем ботанического сада? - В каком году был основан ботанический сад? - Для чего основали ботанический сад? - С какими растениями вы познакомились? - Что узнали о растении – банан? Секвойя? Земляничное дерево? |
Ответы учеников: - Ботанический сад – царство удивительных растений. - Петр Первый; - В 1712 году; - Для выращивания растений для аптек города и выращивать иноземные растения и особо их беречь зимой; - Секвойя, банан, земляничное дерево и т.д. - Банан – травянистое растение. Секвойя – самое высокое растение. |
|
4. Рефлексия урока | ||
А сейчас, каждый оценит свои
знания, полученные на этом уроке. Я задаю вопрос,
если вы можете на него ответить “Да, я знаю …”,
то вы рисуете кружочек и его закрашиваете, если
“Нет, я …”, то кружочек остается не закрашенным. Анализ самоконтроля учащихся. Выяснения, что ребенок не понял. Объяснение ещё раз не понятого материала. Спасибо за урок. Сегодня все работали очень хорошо. |
Вопросы для учащихся:
|
Список используемой литературы
- А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая. Учебник “Окружающий мир”, 1 класс, часть вторая. Москва “Просвещение”, 2011.
- А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая. Рабочая тетрадь “Окружающий мир”, 1 класс, часть вторая. Москва “Просвещение”, 2011.
- Все картинки взяты из поисковой системы Яндекс.
- Поурочные разработки к уроку “Окружающий мир”.