Урок математики по теме "Понятие о вместимости". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели:

Образовательные:

  • знакомство с величиной «Объём» и единицами измерения объема;
  • совершенствовать навыки решения текстовых задач и вычислительные навыки.

Развивающие:

  • формирование навыков логического мышления (синтез, анализ, сравнение, наблюдение);
  • формирование навыков познавательной деятельности.

Воспитательные:

  • формирование навыков умения общаться;
  • формирование навыка дискуссии;
  • воспитание интереса к предмету;
  • формирование навыков коллективной работы в сочетании с самостоятельностью учащихся.

Ход урока

I. Организационный этап

– Ребята, сегодня мы продолжаем знакомство с такой интересной наукой как математика.

Проверьте, как организовано ваше "рабочее место", как расположены на парте учебник, тетрадь, пенал. Почему это важно?

– Давайте на уроке трудиться под девизом (хором):

Всё нам хочется изведать,
Всё нам хочется узнать!

Дети садятся. Запись в тетрадь даты.

II. Устный счёт

– Начнём с разминки.

1. Сравните данные величины (2 мин.):

  • 1 дм 6 см … 15 см
  • 38 см … 3 дм 8 см
  • 3 дм 4 см… 43 см
  • 4 дм 5 см … 54 см

Запись дана на интерактивной доске. Дети выходят, объясняют свой выбор и ставят нужный знак.

– С какой величиной работали? Что делали? Где это умение нам может пригодиться?

Самооценка: – Кто желает проанализировать, как он сейчас поработал? Как бы ты сейчас оценил свою работу?

2. Работа в паре (5 мин.)

– На доске схемы к задаче. Эти же схемы есть и у вас на партах (один лист на двоих).

Работать будете в паре. Напомните правила работы в паре.

– Внимательно послушайте задачу, выберите подходящую схему и отметьте её галочкой.

Задача.

В саду собрали 12кг слив и 23кг вишни. Сколько фруктов собрали в саду?

– Какую схему выбрали? (вторую) Почему?

– Давайте заполним схему и решим задачу. (Все в тетрадях, 1 ученик у доски).

– Можно ли другие вопросы поставить к данному условию?

– Сколько обратных задач можно составить? Попробуйте назвать хотя бы одну.

Самооценка: – Кто желает проанализировать, как он сейчас поработал? Как бы ты сейчас оценил свою работу? Какие знания понадобились вам, чтобы выполнить это задание?

3. Арифметический диктант (3 мин.)

– Вы слушаете задание, выполняете вычисления устно, и записываете результат в тетрадь в строчку.

  • Найдите сумму чисел 50 и 4.
  • Вычитаемое 6, уменьшаемое 56. Чему равна разность чисел?
  • К какому числу прибавили 6, если получилось 76?
  • Первое слагаемое 9, второе на 5 больше первого. Найдите второе слагаемое.
  • Увеличьте 56 на 10.
  • Уменьшите 45 на 3.
  • Первое слагаемое 33, второе 15. Найдите сумму чисел.

54 50 70 14 66 42 48

– Что общего в этих числах? (двузначные, чётные, есть круглые десятки) Давайте проверим, что получилось?

Выполняя проверку, дети выходят к доске и выбирают найденное число. Нажимают его, за ним открывается слово (таким образом, на доске появляются слова: весы, длина, сантиметр, линейка, масса, килограмм, объём).

Самооценка: – Кто желает проанализировать, как он сейчас поработал? Как бы ты сейчас оценил свою работу? Какие знания понадобились вам, чтобы выполнить это задание?

III. Физкультминутка (2 мин.)

– Давайте отдохнём (электронная физминутка «Мороз»)

IV. Формулирование проблемы, планирование деятельности на уроке (5 мин.)

На доске появилась запись:

весы длина сантиметр линейка масса килограмм объём

– Разбейте слова на группы. Объясните свой выбор. Такие же слова у вас на партах на карточках.

Проверка:

  1. Весы, масса, килограмм.
  2. Длина, сантиметр, линейка.

Длина измеряется линейкой, единица измерения – сантиметр.

– Масса измеряется с помощью весов, единица измерения – килограмм.

– Почему слово «объём» вы не отнесли ни к одной группе? (Мы не знакомы с этим словом, не знаем, что оно означает.)

– Что же сегодня на уроке вам предстоит выяснить?

ОБЪЁМ ? ВЕЛИЧИНА

На доске появляется тема: Объём

– Чтобы это доказать или опровергнуть, что вам надо выяснить об объеме? (ЦЕЛЬ)

На доске постепенно появляется план:

  1. Что такое "объем".
  2. Можно ли сравнить объем
  3. Как измерить объем.
  4. Каковы единицы измерения объема.

– Чем мы сейчас занимались?

(Планировали свою деятельность)

– Для чего все это вам нужно знать?

V. Открытие нового знания.

1) 3 мин. – Сегодня на урок я принесла различные предметы, которые вам хорошо знакомы: это стакан, банка, кружка.

– Для чего мы используем эти предметы в жизни? (чтобы наливать в них различные жидкости – чай, молоко, кефир, воду…)

– Какие задания можете предложить для работы с тем, что стоит у меня на столе? ( можно узнать, сколько воды в каждом сосуде. Можно выяснить, где воды больше всего. А где меньше? И т.д.)

– Давайте посмотрим, во все ли эти предметы помещается одинаковое количество жидкости. Как это сделать? (переливанием)

а) Возьмём стакан с водой и посмотрим, такое ли количество жидкости помещается в банке. Для этого воду из стакана перельём в банку и посмотрим, поместится ли эта вода в банке.(помогают дети)

(Видно, что вода из стакана поместилась в банке вся, и при этом в банке ещё осталось место. Значит, можно сделать вывод, что воды в стакане меньше, чем в банке).

На доске: С. < Б.

Воду вернём обратно в стакан.

б) Проверим, одинаковое количество воды помещается в стакане и в чашке. Перельём воду из стакана в чашку.

(Видим, что вода поместилась вся и её ровно столько же, сколько и в стакане. Можно сделать вывод, что в стакане и в чашке помещается воды одинаково.)

На доске: С. = Ч.

– Сейчас при переливании нас интересовал цвет сосудов? А их форма? Имел ли для нас значение материал, из которого сделаны сосуды? А их масса?

– А что же было для нас важным? (Больше или меньше поместится в них воды)

При решении данной задачи нас интересовало: вместимость сосудов или в математике говорят «объём».

– Итак, мы сравнивали объёмы сосудов: стакана, чашки и банки. Наши сравнения можно записать с помощью знаков: < > =. Поэтому у нас и получилась запись:

стакан < банка
стакан = чашка

– Раз мы сумели сравнить объёмы сосудов и воспользовались знаками < > =, значит можно сказать, что объём – … (это величина)

– Над каким пунктом плана сейчас работали?

2) 5мин. – Всегда ли можем измерить объём сосуда с помощью переливания? (нет, может быть, они находятся далеко друг от друга, может быть сосуд только один)

– Итак, если сосуд один, то, как измерить, сколько жидкости в нём помещается? (надо выбрать какую-то мерку)

– Сейчас работать будем в группе. Напомните правила работы в ней. На парте у каждой группы сосуды, различные мерки и вода. Каждая группа измеряет, сколько жидкости помещается в этом сосуде (сосуд у каждой группы одинаковый). Данные заносим в таблицу на доске:

Сосуд столовых ложек чайных ложек пробок стопочек пробочек пузырьков
количество, шт.
 

– Давайте сделаем вывод.

Вывод:

  • в этом сосуде помещается … столовых ложек воды,
  • в этом сосуде помещается … чайных ложек воды,
  • в этом сосуде помещается … пробок воды,
  • в этом сосуде помещается … стопочек воды и т.д.

– Что получилось: когда взяли одну мерку, то получилось… ложек воды, когда взяли другую мерку – … стопочек воды? (мерки разные)

– Как вы думаете, достаточно ли точное такое измерение? Ведь тогда каждый человек может выбрать свою мерку и один человек скажет, что получилось … ложек воды, а другой – получилось … стопочек воды. Что же делать?

– Тогда была выбрана одинаковая единица измерения объёма. Давайте прочитаем об этом в учебнике с.102 (И.И. Аргинская, Е.И. Ивановская Математика: учебник для 2 класса,издательский дом «Фёдоров», 2012).

– Может, кто-то уже знает, какую мерку используют в жизни для измерения жидкости? (литр) А как её договорились записывать? (л)

– Учитель демонстрирует банку объёмом 1 литр.

– Где вы уже встречались с этой единицей измерения вместимости?( В магазине продают сок в коробках 1 литр, 2 литра. Мама покупает молоко, кефир в пакетах 1 литр. Папа заправляет машину на заправке бензином, ему автомат заливает 10 литров, 20 литров)

Над каким пунктом плана мы сейчас работали?

Динамическая пауза

Игра «Да, нет» (Ребята, если услышите новую единицу вместимости, приседаете 1 раз, если какую-то другую единицу измерения делаете хлопок над головой)

  • Килограмм конфет (хлопок)
  • Красная ленточка (хлопок)
  • Банка молока (приседание)
  • Пакет печенья (хлопок)
  • Бутылка кваса (приседание)
  • Ящик яблок (хлопок)
  • Канистра с бензином (приседание)

– Какие единицы необходимы для измерения: конфет, печенья, яблок; ленточки?

VI. Применение нового знания.

– Давайте попробуем применить новое знание на практике. Работать будете продолжать в группе. Каждая группа будет выполнять определённое задание. Сигнал готовности покажет тот, кто будет представлять результат совместной работы.

Задания по группам (7мин.).

Для 1 группы. Определите вместимость предметов и заполните таблицу. Детям даётся пакет сока (1л), пакет молока (0,5л), кефир (0,5л), «актимель» и т.п. Данные внесите в таблицу (работа за компьютером).

Для 2 группы. Воспользуйтесь диаграммой из №223 и составьте задачу по ней. Запишите краткую запись, решите задачу.

Для 3 группы. Банка вмещает 2 л воды, а бидон – 5 л. Как с их помощью налить воду в баки разной вместимости? Напишите выражения.

  • 3 л __________________
  • 4 л __________________
  • 9 л __________________
  • 7 л __________________
  • 10 л _________________
  • 12 л _________________

Для 4 группы. Ознакомьтесь с тем, как измеряли объём в древние времена. Для этого воспользуйся страницей в учебнике 105. Подготовьте устный ответ.

Для 5 группы. В тетради № 41 (Е.П. Бененсон, Л.С. Итина Математика, тетрадь для 2 класса, издательский дом «Фёдоров», 2012) заполни пропуски. Сколько же воды оказалось в садовой бочке? 26л

Для 6 группы. В № 221 найдите предложения, в которых говорится о вместимости. Запишите их в тетрадь.

Проверка (5 мин.)

VII. Рефлексия учебной деятельности (7 мин.)

– Какие учебные задачи вы поставили перед собой на уроке?

– На все ли задачи удалось найти правильный ответ?

Попробуйте оценить себя, полученные знания и приобретенные умения на сегодняшнем уроке.

– Напишите слово «Я» на одном из сосудов:

На доске сосуды:

  • ничего не понял на уроке;
  • понял, но у меня остались вопросы;
  • я всё понял.       

– За что хотелось вам похвалить себя? А одноклассников? Какое задание хотелось бы выполнить дома?

Домашнее задание.

Листочки для девочек: найти и принести рецепт любого блюда, где используется понятие «объёма» («вместимости»).

Листочки для мальчиков: Выяснить вместимость бензобаков машин, которые есть в вашей семье. Если машин несколько, то сравните, у какой из них вместимость больше. Если машин нет, то попробуйте найти информацию о том, у каких автомобилей вместимость бензобака меньшая.