Цели:
Образовательные:
- знакомство с величиной «Объём» и единицами измерения объема;
- совершенствовать навыки решения текстовых задач и вычислительные навыки.
Развивающие:
- формирование навыков логического мышления (синтез, анализ, сравнение, наблюдение);
- формирование навыков познавательной деятельности.
Воспитательные:
- формирование навыков умения общаться;
- формирование навыка дискуссии;
- воспитание интереса к предмету;
- формирование навыков коллективной работы в сочетании с самостоятельностью учащихся.
Ход урока
I. Организационный этап
– Ребята, сегодня мы продолжаем знакомство с такой интересной наукой как математика.
Проверьте, как организовано ваше "рабочее место", как расположены на парте учебник, тетрадь, пенал. Почему это важно?
– Давайте на уроке трудиться под девизом (хором):
Всё нам хочется изведать,
Всё нам хочется узнать!
Дети садятся. Запись в тетрадь даты.
II. Устный счёт
– Начнём с разминки.
1. Сравните данные величины (2 мин.):
- 1 дм 6 см … 15 см
- 38 см … 3 дм 8 см
- 3 дм 4 см… 43 см
- 4 дм 5 см … 54 см
Запись дана на интерактивной доске. Дети выходят, объясняют свой выбор и ставят нужный знак.
– С какой величиной работали? Что делали? Где это умение нам может пригодиться?
Самооценка: – Кто желает проанализировать, как он сейчас поработал? Как бы ты сейчас оценил свою работу?
2. Работа в паре (5 мин.)
– На доске схемы к задаче. Эти же схемы есть и у вас на партах (один лист на двоих).
Работать будете в паре. Напомните правила работы в паре.
– Внимательно послушайте задачу, выберите подходящую схему и отметьте её галочкой.
Задача.
В саду собрали 12кг слив и 23кг вишни. Сколько фруктов собрали в саду?
– Какую схему выбрали? (вторую) Почему?
– Давайте заполним схему и решим задачу. (Все в тетрадях, 1 ученик у доски).
– Можно ли другие вопросы поставить к данному условию?
– Сколько обратных задач можно составить? Попробуйте назвать хотя бы одну.
Самооценка: – Кто желает проанализировать, как он сейчас поработал? Как бы ты сейчас оценил свою работу? Какие знания понадобились вам, чтобы выполнить это задание?
3. Арифметический диктант (3 мин.)
– Вы слушаете задание, выполняете вычисления устно, и записываете результат в тетрадь в строчку.
- Найдите сумму чисел 50 и 4.
- Вычитаемое 6, уменьшаемое 56. Чему равна разность чисел?
- К какому числу прибавили 6, если получилось 76?
- Первое слагаемое 9, второе на 5 больше первого. Найдите второе слагаемое.
- Увеличьте 56 на 10.
- Уменьшите 45 на 3.
- Первое слагаемое 33, второе 15. Найдите сумму чисел.
54 50 70 14 66 42 48
– Что общего в этих числах? (двузначные, чётные, есть круглые десятки) Давайте проверим, что получилось?
Выполняя проверку, дети выходят к доске и выбирают найденное число. Нажимают его, за ним открывается слово (таким образом, на доске появляются слова: весы, длина, сантиметр, линейка, масса, килограмм, объём).
Самооценка: – Кто желает проанализировать, как он сейчас поработал? Как бы ты сейчас оценил свою работу? Какие знания понадобились вам, чтобы выполнить это задание?
III. Физкультминутка (2 мин.)
– Давайте отдохнём (электронная физминутка «Мороз»)
IV. Формулирование проблемы, планирование деятельности на уроке (5 мин.)
На доске появилась запись:
весы длина сантиметр линейка масса килограмм объём
– Разбейте слова на группы. Объясните свой выбор. Такие же слова у вас на партах на карточках.
Проверка:
- Весы, масса, килограмм.
- Длина, сантиметр, линейка.
– Длина измеряется линейкой, единица измерения – сантиметр.
– Масса измеряется с помощью весов, единица измерения – килограмм.
– Почему слово «объём» вы не отнесли ни к одной группе? (Мы не знакомы с этим словом, не знаем, что оно означает.)
– Что же сегодня на уроке вам предстоит выяснить?
ОБЪЁМ ? ВЕЛИЧИНА
На доске появляется тема: Объём
– Чтобы это доказать или опровергнуть, что вам надо выяснить об объеме? (ЦЕЛЬ)
На доске постепенно появляется план:
- Что такое "объем".
- Можно ли сравнить объем
- Как измерить объем.
- Каковы единицы измерения объема.
– Чем мы сейчас занимались?
(Планировали свою деятельность)
– Для чего все это вам нужно знать?
V. Открытие нового знания.
1) 3 мин. – Сегодня на урок я принесла различные предметы, которые вам хорошо знакомы: это стакан, банка, кружка.
– Для чего мы используем эти предметы в жизни? (чтобы наливать в них различные жидкости – чай, молоко, кефир, воду…)
– Какие задания можете предложить для работы с тем, что стоит у меня на столе? ( можно узнать, сколько воды в каждом сосуде. Можно выяснить, где воды больше всего. А где меньше? И т.д.)
– Давайте посмотрим, во все ли эти предметы помещается одинаковое количество жидкости. Как это сделать? (переливанием)
а) Возьмём стакан с водой и посмотрим, такое ли количество жидкости помещается в банке. Для этого воду из стакана перельём в банку и посмотрим, поместится ли эта вода в банке.(помогают дети)
(Видно, что вода из стакана поместилась в банке вся, и при этом в банке ещё осталось место. Значит, можно сделать вывод, что воды в стакане меньше, чем в банке).
На доске: С. < Б.
Воду вернём обратно в стакан.
б) Проверим, одинаковое количество воды помещается в стакане и в чашке. Перельём воду из стакана в чашку.
(Видим, что вода поместилась вся и её ровно столько же, сколько и в стакане. Можно сделать вывод, что в стакане и в чашке помещается воды одинаково.)
На доске: С. = Ч.
– Сейчас при переливании нас интересовал цвет сосудов? А их форма? Имел ли для нас значение материал, из которого сделаны сосуды? А их масса?
– А что же было для нас важным? (Больше или меньше поместится в них воды)
– При решении данной задачи нас интересовало: вместимость сосудов или в математике говорят «объём».
– Итак, мы сравнивали объёмы сосудов: стакана, чашки и банки. Наши сравнения можно записать с помощью знаков: < > =. Поэтому у нас и получилась запись:
стакан < банка
стакан = чашка
– Раз мы сумели сравнить объёмы сосудов и воспользовались знаками < > =, значит можно сказать, что объём – … (это величина)
– Над каким пунктом плана сейчас работали?
2) 5мин. – Всегда ли можем измерить объём сосуда с помощью переливания? (нет, может быть, они находятся далеко друг от друга, может быть сосуд только один)
– Итак, если сосуд один, то, как измерить, сколько жидкости в нём помещается? (надо выбрать какую-то мерку)
– Сейчас работать будем в группе. Напомните правила работы в ней. На парте у каждой группы сосуды, различные мерки и вода. Каждая группа измеряет, сколько жидкости помещается в этом сосуде (сосуд у каждой группы одинаковый). Данные заносим в таблицу на доске:
Сосуд | столовых ложек | чайных ложек | пробок | стопочек | пробочек | пузырьков |
количество, шт. | ||||||
– Давайте сделаем вывод.
Вывод:
- в этом сосуде помещается … столовых ложек воды,
- в этом сосуде помещается … чайных ложек воды,
- в этом сосуде помещается … пробок воды,
- в этом сосуде помещается … стопочек воды и т.д.
– Что получилось: когда взяли одну мерку, то получилось… ложек воды, когда взяли другую мерку – … стопочек воды? (мерки разные)
– Как вы думаете, достаточно ли точное такое измерение? Ведь тогда каждый человек может выбрать свою мерку и один человек скажет, что получилось … ложек воды, а другой – получилось … стопочек воды. Что же делать?
– Тогда была выбрана одинаковая единица измерения объёма. Давайте прочитаем об этом в учебнике с.102 (И.И. Аргинская, Е.И. Ивановская Математика: учебник для 2 класса,издательский дом «Фёдоров», 2012).
– Может, кто-то уже знает, какую мерку используют в жизни для измерения жидкости? (литр) А как её договорились записывать? (л)
– Учитель демонстрирует банку объёмом 1 литр.
– Где вы уже встречались с этой единицей измерения вместимости?( В магазине продают сок в коробках 1 литр, 2 литра. Мама покупает молоко, кефир в пакетах 1 литр. Папа заправляет машину на заправке бензином, ему автомат заливает 10 литров, 20 литров)
– Над каким пунктом плана мы сейчас работали?
Динамическая пауза
Игра «Да, нет» (Ребята, если услышите новую единицу вместимости, приседаете 1 раз, если какую-то другую единицу измерения делаете хлопок над головой)
- Килограмм конфет (хлопок)
- Красная ленточка (хлопок)
- Банка молока (приседание)
- Пакет печенья (хлопок)
- Бутылка кваса (приседание)
- Ящик яблок (хлопок)
- Канистра с бензином (приседание)
– Какие единицы необходимы для измерения: конфет, печенья, яблок; ленточки?
VI. Применение нового знания.
– Давайте попробуем применить новое знание на практике. Работать будете продолжать в группе. Каждая группа будет выполнять определённое задание. Сигнал готовности покажет тот, кто будет представлять результат совместной работы.
Задания по группам (7мин.).
Для 1 группы. Определите вместимость предметов и заполните таблицу. Детям даётся пакет сока (1л), пакет молока (0,5л), кефир (0,5л), «актимель» и т.п. Данные внесите в таблицу (работа за компьютером).
Для 2 группы. Воспользуйтесь диаграммой из №223 и составьте задачу по ней. Запишите краткую запись, решите задачу.
Для 3 группы. Банка вмещает 2 л воды, а бидон – 5 л. Как с их помощью налить воду в баки разной вместимости? Напишите выражения.
- 3 л __________________
- 4 л __________________
- 9 л __________________
- 7 л __________________
- 10 л _________________
- 12 л _________________
Для 4 группы. Ознакомьтесь с тем, как измеряли объём в древние времена. Для этого воспользуйся страницей в учебнике 105. Подготовьте устный ответ.
Для 5 группы. В тетради № 41 (Е.П. Бененсон, Л.С. Итина Математика, тетрадь для 2 класса, издательский дом «Фёдоров», 2012) заполни пропуски. Сколько же воды оказалось в садовой бочке? 26л
Для 6 группы. В № 221 найдите предложения, в которых говорится о вместимости. Запишите их в тетрадь.
Проверка (5 мин.)
VII. Рефлексия учебной деятельности (7 мин.)
– Какие учебные задачи вы поставили перед собой на уроке?
– На все ли задачи удалось найти правильный ответ?
Попробуйте оценить себя, полученные знания и приобретенные умения на сегодняшнем уроке.
– Напишите слово «Я» на одном из сосудов:
На доске сосуды:
- ничего не понял на уроке;
- понял, но у меня остались вопросы;
- я всё понял.
– За что хотелось вам похвалить себя? А одноклассников? Какое задание хотелось бы выполнить дома?
Домашнее задание.
Листочки для девочек: найти и принести рецепт любого блюда, где используется понятие «объёма» («вместимости»).
Листочки для мальчиков: Выяснить вместимость бензобаков машин, которые есть в вашей семье. Если машин несколько, то сравните, у какой из них вместимость больше. Если машин нет, то попробуйте найти информацию о том, у каких автомобилей вместимость бензобака меньшая.