Перемены в разных сферах жизнедеятельности современного общества повлекли за собой изменения в области дошкольного воспитания и образования детей: вступили в силу федеральные государственные требования к структуре и условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования; созданы новые типы и виды дошкольных образовательных учреждений, что позволяет обеспечить вариативность образовательного процесса, ориентироваться на выявление и развитие способностей каждого ребенка, на запросы его семьи. Воспитательно - образовательный процесс в ДОУ рассматривается как степень соответствия совокупности свойств и результатов образования детей дошкольного возраста прогнозируемым целям развития ДОУ на основе требований и стандартов, потребностей и ожиданий субъектов образовательного процесса (детей, педагогов, родителей). В связи с утверждением и введением в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования в настоящее время разрабатывается новая образовательная программа нашего учреждения. Педагоги детского сада работая по программам нового поколения с учетом ФГТ испытывают определенные трудности в воспитательно-образовательном процессе т.к. программы еще не утверждены. Но уверены, что независимо от того, какую программу воспитания и обучения реализует детский сад, содержание дошкольного образования должно быть направлено на решение трех важных задач:
- сохранение здоровья ребенка;
- развитие базовых качеств личности;
- предоставление равных стартовых возможностей.
Главная ценность в образовании - ребенок. Вся система образования должна быть построена на идее, что ребенок есть саморазвивающееся, самоопределяющееся, самореализующееся существо. Дошкольное детство является не подготовительным этапом к школьной жизни, а самоценным возрастным периодом. В этом периоде закладываются основы человеческого в человеке. Совершенствование воспитательно-образовательной системы невозможно без определения и реализации ряда условий для психологического комфорта ребенка в детском саду. Однако мы замечаем, что увлечение расширением объема содержания в разных областях знаний педагогического процесса приводит к перегруженности, что в первую очередь, отражается на ребенке. Складывается своего рода противоречие между желанием «больше дать ребенку» и действительными психическими и физическими возможностями ребенка дошкольного возраста. Возникла необходимость использовать путь интеграции, чтобы решить эту проблему и на основании ФГТ мы приняли решение и начали работу. Многие специалисты определяют ее как один из путей достижения качества образования, его обновления и эффективности в развитии личности ребенка, сохранении здоровья и свободного пространства детства. При отборе содержания образовательного процесса мы четко ориентируемся на интересы, склонности, желания и способности детей. Мотивированная таким образом детская деятельность более результативна, она способствует развитию тех или иных способностей каждого ребенка. В ходе работы мы пришли к выводу, что интеграция разных видов деятельности в воспитательно-образовательном процессе эффективнее осуществляется через реализацию метода проектов: цикл интегрированных занятий, экскурсий, вечеров-развлечений, праздников, тематических концертов и наполняет детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствует формированию коллективных взаимоотношений. Мы стремимся, чтобы каждый цикл интегрированных занятий включал создание коллективных композиций в виде игр-драматизаций, театральных представлений, картин или литературно-музыкальных композиций. Интегрированное содержание проектной деятельности не только объединяет педагогов, но и развивает способности детей в комплексе.
Работа с родителями – одно из важнейших направлений воспитательно-образовательной работы в детском саду. Согласно Закона РФ "Об образовании" ст.18, гл.2 родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте. Основной структурной единицей в процессе развития ДОУ выступает взаимодействие участников воспитательно-образовательного процесса в системе «педагог — ребенок — родитель». Новые модели сотрудничества детского сада с семьёй, основаны на доверии и партнёрстве, направлены на поиск общих решений и способствуют вовлечению родителей в единое образовательное пространство и росту рейтинга ДОУ.
В соответствии с ФГТ и на основе примерной программы «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы мы разработали систему мониторинга образовательных областей и интегративных качеств дошкольников. Мониторинг детского развития (развития интегративных качеств) осуществляется педагогами и специалистами ДОУ, психологом, медицинским работником. Основная задача мониторинга — выявить индивидуальные особенности развития каждого ребенка и наметить индивидуальный маршрут образовательной работы для максимального раскрытия потенциала детской личности. Воспитатели групп анализируют показатели по своей группе и делают соответствующие выводы. В годовой план ДОУ мы включаем задачи, которые смогут модернизировать воспитательную систему.
Сегодня каждому педагогическому коллективу необходимо включиться в поиск способа решения проблемы, заключающейся в сохранении высокого уровня требований стандарта к воспитательно-образовательному процессу.
От того, как будет устроена воспитательно-образовательная система, какое будет отношение дошкольных учреждений и общества, насколько интеллектуальным и современным мы сможем сделать образование, зависит благосостояние наших детей, внуков, всех будущих поколений.