Урок окружающего мира по теме "Солнечная семья". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цель:

  • дать детям первое представление о звёздах, о Солнечной системе;
  • развивать абстрактное мышление, внимание, речь, точность восприятия, расширять кругозор;
  • способствовать воспитанию наблюдательности, интереса к познанию окружающего мира

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.(СЛАЙД 1)

Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.

- Ребята, а вы любите наблюдать за тем, что происходит вокруг вас?

- Что вам больше нравится?

- А вы знаете, что поэты и художники считают, что ЧЕЛОВЕК СТАЛ ЧЕЛОВЕКОМ, КОГДА ВЗГЛЯНУЛ НА ЗВЁЗДНОЕ НЕБО И УДИВИЛСЯ…(СЛАЙД 2)

- Чему мог удивиться человек?

- А вы смотрели на звёздное небо

- Что можно увидеть? (СЛАЙД 3)

- Всегда мы можем увидеть звёздное небо?

- А сейчас как нам увидеть звёздное небо?

- Давайте посмотрим и подумаем, что нам представляется? (СЛАЙД 4)

- Что вы можете рассказать о звёздах?

- Какие бывают звёзды?

- Где можно найти ответ на это вопрос?

- Первый наш помощник - учебник (с.7)

- Читайте, отмечая то, что вам уже известно +, а что для вас новое -? Что вас удивило- !.

(самостоятельная работа).

III. Работа по учебнику.

- В паре поделитесь впечатлениями о прочитанном.

- Что для вас оказалось не новым?

- О чём вы прочитали впервые?

- Что удивило?

- Так какие бывают звёзды? (СЛАЙД 5)

- Скажите, а откуда эти сведения дошли до нас?

- Жизнь небесных тел изучает наука.

- Как называется наука, изучающая звёзды? (астрономия).

- Давайте найдём объяснение слову астроном. Где будем искать? (интернет, словарь, спросим у учителя).

Толковый словарь С.И.Ожегова: Астрономия – наука о космических телах, образуемых ими системах и о вселенной в целом.

Большая книга знаний: Астрономия – очень древняя наука, изучающая космические тела.

Учитель: Астрономия – наука, изучающая небесные тела.(СЛАЙД 6)

- Какое объяснение оказалось наиболее точным? Мы должны пользоваться источником, который даёт наиболее точную информацию.

- Но есть на небе одна звезда, без которой не было бы жизни на земле.

Ну-ка кто из вас ответит:
Не огонь, а больно жжёт,
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печёт?

- Что это за звезда? (солнце).

- Кто догадался, о чём пойдёт речь на уроке? (СЛАЙД 7)

- Сколько поговорок бытует в народе о солнце. (СЛАЙД 8)

- Какие поговорки вам известны? Как вы их понимаете?

При солнышке тепло, при матери добро.

- Найдите в учебнике ещё пословицы о солнце.

Солнце встаёт, так и день настаёт.

Солнце встало – всем принесло радость.

Солнце, как родная матушка, никогда не обидит.

- Но не только о солнце пойдёт речь на уроке, но и о солнечной «семье».(СЛАЙД 9)

- Может кто-то знает, что за «семья» у солнца? (предположенья детей)

- На какие вопросы мы должны сегодня ответить?

ЧТО ….(такое солнце)?

КАКИЕ ….. (небесные тела входят в солнечную «семью»)?

- С какого вопроса хотели бы начать? Закройте глазки и покажите пальчиком. Человеку легче говорить о тех вещах, которые знакомы.

IV. Работа по теме.

- Так что такое солнце?

- Что вы можете рассказать о Солнце?

- Как вы думаете, что расскажет поэт о Солнце? А художник?

- А астроном?

а) Работа в группах.

- В конвертах задания:

  1. Что такое солнце? Учебник (с.8)
  2. «Книги знаний»? (с.26) (Приложение\2 группа Что такое солнце.rtf)
  3. Солнечная система.(с.8)
  4. Что такое солнце? Учебник (с.8)
  5. А знаете вы? (с.49-50) (Приложение\5 группа А знаете ли вы.rtf)

- Вы искали информацию в разных источниках, но какой можно сделать вывод? (СЛАЙД 10)

- Что такое Солнце?

1. Солнце – это огромный огненный шар из газа.

- Что можно сказать о размерах Солнца по сравнению с планетами.

2. Во много раз больше Земли и других планет. (СЛАЙД 11)

- Какое значение имеет для планеты Земля?

3. Благодаря солнцу появились условия, которые позволили возникнуть жизни на нашей планете.

(беру заготовку Солнца)

- Куда мне поместить Солнце?

- А в учебнике на с.9 совсем по-другому. (Там есть ошибки). (СЛАЙД 12)

- Почему вы – второклассники смогли найти ошибки? (Мы знаем, читали)

- Что влияет на то, как мы изображаем мир?

- Давайте восстановим модель солнечной системы.

- Сколько планет входит в солнечную «семью»?

-Нас 27 человек, а планет 9.сколько человек должно работать в группе?

27: 9 =3 (ч.)

б) Работа в группах. Моделирование Солнечной системы.

- Выберите конвертик. Выполните задание.

1. Вырежи планету.

2. Подготовь рассказ о ней по плану: (СЛАЙД 13)

  1. Форма.
  2. Размер.
  3. Отдалённость от Солнца.
  4. Можно ли жить на планете или нет? Почему?
  1. Меркурий – ближайшая к Солнцу планета и самая быстрая. Меркурий совершает оборот вокруг Солнца за 88 дней. Поскольку Меркурий близок к Солнцу, то сильно нагревается. Его поверхность похожа на Луну.
  2. Венера – вторая планета от Солнца. Она закрыта густыми облаками ядовитого газа. Это самая жаркая планета. Венера почти близнец Земли по размерам, но это раскалённая безводная планета с колоссальным атмосферным давлением.
  3. Земля – третья планета от солнца. Это единственная планета, на которой есть жизнь! Она находится на таком расстоянии, что температура на ней не бывает слишком высокой, ни слишком низкой. Это позволяет жить на Земле разным живым существам. Кроме солнечного света и тепла, для жизни на нашей планете необходимы вода и воздух.
  4. Марс – небольшая планета красноватого цвета. Это четвёртая планета от солнца. Марс похож на Землю больше, чем любая другая планета. Когда-то люди считали, что на Марсе существует разумная жизнь, однако исследования доказали, что это заблуждение. На Марсе слишком холодно и очень разреженная атмосфера, чтобы могла существовать жизнь.
  1. Пятая планета от Солнца – Юпитер. Это самая большая планета. Солнечной системы. Юпитер мог бы вместить более 1300 тел размером с Землю. Юпитер представляет собой гигантский газовый шар, состоящий в основном из водорода. Вокруг Юпитера вращается целое семейство спутников. Температура поверхности – 150 градусов.
  2. Сатурн – шестая планета. Это вторая по величине планета после Юпитера. Это гигантский газовый шар. Сатурн, окружённый блестящими кольцами, один из самых привлекательных объектов Солнечной системы. У Сатурна не менее 18 спутников.
  3. Уран, третья по величине планета Солнечной системы, в 4 раза больше Земли. Эта планета необычна тем, что вращается как бы лёжа на боку. Уран настолько далеко от Земли, что его очень редко можно видеть невооружённым глазом. Именно поэтому его открыли только в ХVIII веке, после создания телескопа. Это седьмая планета от Солнца.
  4. Нептун – газовый гигант, окружён кольцами. Его поверхность покрыта дымкой из голубых облаков. Эта планета была обнаружена одной из последних. Чтобы увидеть эту планету, необходим телескоп – астрономический прибор для изучения небесных тел.это предпоследняя планета Солнечной системы
  5. Девятая планета Солнечной системы - Плутон. Это самая маленькая планета в Солнечной системе. Её открыли одной из последних, так как она находится в миллиардах километров от Земли. Она так далека от Солнца, что температура на его поверхности опускается до - 220 градусов. Там в два с лишним раза холоднее, чем в самом холодном месте на Земле.

Физминутка.

- Один астроном предлагает выучить считалку, которую он придумал для ребят. (СЛАЙД 14)

На Луне жил звездочёт,

Он планетам вёл подсчёт:

Меркурий - раз,

Венера - два-с,

Три - Земля,

Четыре - Марс,

Пять - Юпитер,

Шесть - Сатурн,

Семь - Уран,

Восьмой - Нептун,

Девять - дальше всех - Плутон...

Кто не видит - выйдет вон!

- Какие планеты входят в солнечную «семью»?

- Почему их назвали «семьёй»?

- Так что же такое Солнечная «семья»? (Солнечная система)

- Что общего у всех планет? (СЛАЙД 15)

  1. Входят в Солнечную систему.
  2. Вращаются вокруг солнца.
  3. Имеют шарообразную форму.

- Чем различаются?

  1. По величине.
  2. Находятся на разном расстоянии от солнца.

- На что это влияет? (на температуру поверхности планет).

- Посмотрите, как представлял себе нашу Вселенную Николай Коперник более 500 лет назад. Сравните нашу модель с его. Что заметили? (СЛАЙД 16)

- Как вы думаете, почему отличается?

- Ребята, мы сегодня смогли всё узнать о Солнечной «семье»?

- Конечно, объём информации огромен, и за один урок обо всём поговорить невозможно. О небесных телах можно говорить бесконечно…Но вы можете самостоятельно найти ответы на интересующие вас вопросы. Как это можно сделать?

V. Итог урока

- На какие вопросы мы сегодня отвечали?

- Что такое Солнце?

- Какие небесные тела входят в Солнечную «семью»?

- Давайте проверим себя. Откройте тетрадь на с. 3. (СЛАЙД 17)

VI. Обратная связь. Тест.

№1.

Голубые и белые - горячие;

Жёлтые – тёплые;

Холодные – оранжевые и красные.

№2.

Солнце – ближайшая звезда к _________(Земле).

Солнце встаёт, день- ___________ (настаёт).

Солнце даёт Земле - ___________ (тепло и свет.

№3.

Какие планеты входят в солнечную систему?

№4.

Выбери правильный ответ.

Проверяем. (СЛАЙД 18)

VII. Рефлексия.

- Выберите звезду: (СЛАЙД 19)

  • Получилось всё отлично – красный;
  • Получилось всё хорошо – жёлтый;
  • Только часть заданий выполнена так, как хотелось – синий.

- Спасибо за урок! (СЛАЙД 20)

Презентация