Конспект фронтального логопедического занятия для детей с ФФНР по теме "Автоматизация звука [с] в слогах, словах, предложениях". 1-й класс

Разделы: Начальная школа, Логопедия

Класс: 1


Темы:

Логопедическая. Развитие слухового восприятия, произношение и выделение звука «С» в слогах, словах, предложениях.

Лексическая. Антонимы. Дикие животные. Домашние животные.

Грамматическая. Словообразование с помощью суффикса. Уменьшительно-ласкательное значение слова.

Цель: Развитие слуховой памяти и слухового восприятия. Развитие звукобуквенного и слогового анализа и синтеза. Расширение и обогащение словарного запаса путём введения в речь антонимов.

Задачи:

  • расширение и уточнение словаря по теме дикие и домашние животные;
  • упражнения по словообразованию;
  • совершенствование мыслительных операций – обобщение.

Оборудование: игрушки (собачка, волк); сигнал «Слова-неприятели». Дидактическая игра «Ниткопись». Касса букв. Картинки, тексты, примеры.

Ход занятия

I. Организационный момент.

  1. психологический настрой на работу: игра «Улыбнемся, друг другу»;
  2. дыхательная гимнастика: упражнения по развитию диафрагмального дыхания («Шарик в животике»)
  3. звукодвижения – А, О, У, И, Ы, Э.
  4. фонационные упражнения;
  5. повторение пройденной темы «Слова-приятели»;
  6. проверка домашнего задания.

II. Сообщение темы занятия.

Сегодня мы узнаем с вами, что слова могут быть не только «приятелями», но и «неприятелями» или, если сказать по другому? – «врагами». На доске сигнал «слова-неприятели». Объяснения детей.

Внимательно послушайте пословицы и найдите в них слова с противоположным значением.

  • Ученье – свет, а неученье – тьма.
  • Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
  • Ученый водит, неученый следом ходит.
  • На чужой сторонушке рад своей воронушке.
  • Март сухой да мокрый май – будут каша и каравай.
  • Корова черна, да молоко у ней бело.
  • Тише едешь – дальше будешь.
  • Много знать – мало спать.

III. Введение в новую тему

1) демонстрация мягких игрушек: собачка, волк.

Дети должны рассказать какой щенок (каким цветом, размером, характером, где живёт)?

Ответы детей: белый, маленький, добрый, домашний, слабенький. Аналогично дают характеристику волку: (черный, большой, злой, дикий, сильный).

Определяют первый звук в слове и с помощью магнитной кассы букв выбирают первую букву в слове и вешают в ряд около собачки: б, м, д, д, с; около волка: ч, б, з, д, с. Детям необходимо удержать в памяти характеристики животных и ответить на вопросы игры «Наоборот».

Игра «Наоборот».

– Скажи наоборот: маленький (большой), слабый (сильный), добрый (злой), сытый (голодный), домашний (дикий), белый (черный).

2) Уточнение акустико-артикуляционнной характеристики звука «С».

Дети дают характеристику звуку «С».

«С» – согласный, глухой, твердый, свистящий.

3) Закрепление операции звукового анализа. Дифференцирование свистящих и шипящих звуков.

Определение положения (в начале, середине, в конце слова) звука «С» в словах (с демонстрацией картинок). Дети, с помощью схемы слова и кружочка, устанавливают положение звука «С» в словах: лиса, собака, песец, сорока, сова, овца, лошадь, щенок, заяц, сом, соболь. Назовите по памяти названных животных.

4) Словообразование. При словообразовательной работе параллельно дети определяют дикое животное или домашнее («Если дикое – то хлопни, а домашнее, так топни!»).

Волк – волчонок, олень – олененок, лиса – лисёнок, белка – бельчонок, медведь – медвежонок, кот – котёнок, ёж – ежонок, мышь – мышонок, лошадь – жеребёнок, корова – телёнок и др.

5) Физминутка. Пальчиковая гимнастика.

Раз, два, три, четыре, пять
Буду я зверей считать. Сжимают и разжимают пальчики.
Волк, собака, кот,
Слон, корова, крот.
Белка, козлик и лиса, Поочередно сжимают пальчики обеих рук в кулачки, начиная с мизинца левой руки.
Вот такие чудеса!
Раздели всех зверей поскорей:
На больших и малышей.

6) Выбери картинку (приложение 3 у автора), составь предложение, состоящее из 4 слов.

7) Упражнение «Ниткопись». Дети на бархатной бумаге выкладывают с помощью нитки букву С.

8) Работа в тетради. Дифференцированные задания трёх уровней сложности.

  • прописывание образца логопеда
  • обводка в воздухе
  • предупреждение возможных ошибок на письме.

Под диктовку, анализируя состав слога, записывают прямые открытые и обратные слоги (са, со, су, сы, ас, ос, ус, ыс). Рисуют схемы слогов.

9) Чтение слогов, слов.

Игра «Реши пример», напиши полученное слово, найди слова с противоположным значением:

ЗА+КА+Т, ЗА-А+ЛО, МА+ЛЫ-Ы+О, МУ-У+НО+ГО, ПА-А+ЛО+ХО, ВО+СО-О+ХО+Д, ДО+БУ-У+РО, ХО+РО+ШО[1].

10) Послушайте текст и перескажите его наоборот.

Пасмурным осенним вечером. (Ясным весенним утром.)
Когда на темном небе, зажигаются звёзды. (Когда на светлом небе, гаснут звёзды.)
Когда хмурое солнце катится за гору. (Когда весёлое солнце поднимается над горой.)
И дует холодный резкий ветер. (И дует теплый слабый ветер.)
Всё звери ложатся спать в свои норки. (Все звери просыпаются в своих норках.)

IV. Домашнее задание.

Что было дальше придумай дома и расскажи на следующем уроке.

V. Обратная связь.

VI. Итог урока.