В статье рассматриваются основные причины неуспеваемости учащихся на уроках английского языка. Даются рекомендации как повысить работоспособность детей во время урока. Называются разные виды работ со слабоуспевающими учащимися. Перечисляются разные формы и жанры урока. Указывается на решающую роль учителя при формировании мотивации в изучении английского языка.
“Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться. Чем труднее учителю, тем легче ученику”. Эти слова принадлежат Л.Н. Толстому, и они правдиво отражают мысль о том, что учитель должен работать с полной отдачей, не жалея сил. Ведь учитель может сформировать личность лишь при условии, что он будучи сам творческой личностью, для этого должен знать, хотеть учиться, суметь творить, хотеть работать (Пассов Е.И.)
Чтобы найти средство для преодоления неуспеваемости, надо знать причины, порождающие её. Это может быть низкое качество мыслительной деятельности ребёнка, отсутствие у него мотивации к учёбе, несовершенство организации учебного процесса. Определив, чем вызвана школьная неуспеваемость, педагог сможет оказать учащемуся квалифицированную помощь по её преодолению. Что же такое неуспеваемость? Неуспеваемость - это отставание в учении, при котором за отведённое время учащийся не овладевает на удовлетворительном уровне знаниями, предусмотренными учебной программой, а также весь комплекс проблем, который может сложиться у ребёнка в связи с систематическим обучением (как в группе, так и индивидуально).
Внешние и внутренние причины неуспеваемости
Известные психологи Ю.К. Бабанский и В.С. Цетлин выделяют две группы причин неуспеваемости: внешние и внутренние. К внешним причинам надо отнести социальные, т.е. снижение ценности образования в обществе, нестабильность существующей образовательной системы. К числу внешних причин следует отнести несовершенство организации учебного процесса на местах (неинтересные уроки, отсутствие индивидуального подхода, перегрузка учащихся, несформированность приёмов учебной деятельности, пробелы в знаниях). Одной из самых главных внутренних причин неуспеваемости на сегодняшний день становятся дефекты здоровья школьников, вызванные резким ухудшением благосостояния семей .Каждый четвёртый ребёнок имеет проблемы со здоровьем. Это необходимо учитывать при организации рабочего процесса, ведь человек имеющий проблемы со здоровьем не в состоянии вынести колоссальные учебные нагрузки. К внутренним причинам следует отнести низкое развитие интеллекта, что также должно найти отражение в составлении учебников и программ. Учебный материал должен быть посильным для каждого ученика. К внутренним причинам следует отнести и отсутствие мотивации учения: у ребёнка неправильно сформировалось отношение к образованию, он не понимает её общественную значимость и не стремится быть успешным в учебной деятельности. И наконец, проблема слабого развития волевой сферы у учащихся. К. Ушинский писал: “Учение, основанное только на интересе, не даёт возможности окрепнуть воле ученика, т.к. не всё в учении интересно, и придётся многое взять силой воли”.
В таблице 1 приведены причины и характер неуспеваемости.
Причины неуспеваемости | Характер проявления |
Низкий уровень развития учебной
мотивации. Влияют: обстоятельства жизни ребёнка в семье; взаимоотношения с окружающими, взрослыми |
Неправильно сформировавшееся отношение к учёбе, непонимание его общественной значимости. Нет стремления быть успешным в учебной деятельности, отсутствует стремление в получении хороших оценок, вполне устраивают неудовлетворительные. |
Интеллектуальная пассивность как результат неправильного воспитания. | При выполнении учебного задания отсутствует стремление его понять и осмыслить. Вместо активного размышления использование различных обходных путей: зазубривание, списывание, подсказки товарищей, угадывание правильных вариантов ответа. |
Неправильные навыки учебной работы со стороны педагога нет должного контроля над способами и приёмами её выполнения. | Учащиеся не умеют учиться, не умеют самостоятельно работать, потому что пользуются малоэффективными способами учебной работы, которые требуют от них значительной траты лишнего времени и труда: заучивают текст не выделяя логических частей; начинают выполнять практические задания раньше, чем выучивают правило; не проверяют свои работы или не умеют проверять |
Неправильно сформировавшееся отношение к труду: пробелы в воспитании (нет постоянных трудовых обязанностей, не приучены выполнять их аккуратно, не предъявлялось строгих требований к качеству работы; избалованные неорганизованные учащиеся); неправильная организация учебной деятельности в ОУ. | Нежелание выполнять не очень
интересное, скучное, трудное, отнимающее много
времени задание. Небрежность и недобросовестность в выполнении учебных заданий. Невыполненные или частично выполненные домашние задания. Неаккуратное обращение с учебными пособиями. |
Отсутствие или слабое развитие учебных и познавательных интересов-недостаточное внимание к этой проблеме со стороны педагогов и родителей. | Знания усваиваются без интереса, легко становятся формальными, т.к. не отвечают потребности в их приобретении, остаются мертвым грузом, не используются, не влияют на представления школьников об окружающей действительности и не побуждают к дальнейшей деятельности. |
Детей с проблемами школьной успеваемости можно разделить на несколько групп.
1 группа. Низкое качество мыслительной деятельности (слабое развитие познавательных процессов - внимания, памяти, мышления, несформированность познавательных умений и навыков и т.д.) сочетается с положительным отношением к учению.
2 группа. Высокое качество мыслительной деятельности в паре с отрицательным отношением к учению.
3 группа. Низкое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учению.
Чаще всего педагог сталкивается с учащимися первой и второй группы. Каждой группе учащихся надо оказывать дифференцированную помощь.
Для первой группы учащихся проводятся специально организованные занятия по формированию познавательных процессов - внимания, памяти, мышления: сравнения, классификации, обобщения; занятия по формированию учебных навыков: алгоритм решения задачи или работа с её условием, развитие скорости чтения и т.д. Главное в работе с такими детьми учить учиться. Бесполезно взывать к чувству долга, совести, вызывать родителей в школу - ученики сами болезненно переживают свои неудачи. Наоборот, надо вместе с ними радоваться каждой, пусть малейшей победе, каждому продвижению вперёд. Источник активности человека – его потребности. Мотив - побуждение к активности в определённом направлении. Мотивация - это процессы, определяющие движение к поставленной цели, это факторы внутренние и внешние, влияющие на активность или пассивность учащихся. Как вызвать у учащегося ощущение движения вперёд, переживание успеха в учебной деятельности? Для того чтобы заинтересовать учащихся надо использовать все возможности учебного материала: создавать проблемные ситуации; активизировать самостоятельное мышление; организовывать сотрудничество учащихся на уроке; выстраивать позитивные отношения с группой; проявлять искреннюю заинтересованность в успехах ребят.
При развитии мотива достижения следует ориентировать ученика на самооценку (например, задавать ребёнку такие вопросы: “Ты удовлетворён результатом?”; вместо оценки сказать ему: “Ты сегодня хорошо справился с работой”). Можно проводить индивидуальные беседы, обсуждая достижения и промахи, постоянно интересоваться отношением ученика к процессу и результату своей деятельности. Учащиеся, которые уже усвоили материал и выполнили задание, могут отдохнуть или выполнить дополнительные задания. Ученикам, которые ориентированы на избегание неудач, стоит дать такие задания, которые поддержат их самооценку, защитят от публичного осуждения и критики. Этой группе неуспевающих детей рекомендуют упражнения, направленные на развитие мышления, памяти и внимания.
Упражнение “Самое главное”
Учащиеся быстро и внимательно читают учебный текст. После этого им предлагается просмотреть его ещё раз и охарактеризовать тему учебного материала одним словом, потом одной фразой, а после найти в тексте какой-то секрет, то без чего он был бы лишён смысла. В конце упражнения все участники зачитывают слова, фразы и секреты. Выбираются самые точные и лучшие ответы.
Упражнение “Моментальное фото”
Участники делятся на две команды. В течении очень короткого времени школьникам демонстрируется текст. Участники должны сосредоточить всё своё внимание и воспринять из показанного текста как можно больше информации. Каждая команда может зафиксировать на листочке то, что члены команды могут восстановить вместе по памяти. Затем все вместе обсуждают и сравнивают результаты, какая команда правильно воспроизведёт больше текста.
Упражнение “Пересказ по кругу”.
Ученики читают текст, а затем встают в круг. Один из участников выходит в центр круга, закрывает глаза, кружится на месте и показывает на любого игрока, с которого начинается воспроизведение учебного текста. Далее по часовой стрелке каждый говорит по одной фразе из текста. Итак, до его конца.
Причиной плохой успеваемости может быть и такая проблема как поддержание дисциплины на уроке. Чтобы организовать продуктивную работу на уроке, учителю надо уметь многие вещи. Так большое значение имеет способность учителя проявить для детей смысл учебной деятельности, показать, каким образом конкретные знания сопрягаются с жизнью, заинтересовать, создать ситуацию успеха. Учитель должен быть не только строгим, но и поддерживающим. Только строгий, но не поддерживающий учитель никогда не завоюет авторитет у детей. И чем труднее ребёнок, тем больше ему требуется твёрдости, но также ему надо больше и поддержки. А заключается эта поддержка в следующем: насколько ты пресекаешь в поведении ребёнка всё плохое, настолько ты замечаешь и поддерживаешь в этом ребёнке хорошее. Для того, чтобы заинтересовать детей можно использовать много приёмов. Известно, что устойчивое внимание длится 15-20 минут. Поэтому чаще переходите с одного вида речевой деятельности на другой. Попробуйте начать урок словами: “Через минуту каждый говорит по одному предложению из предыдущей темы”. Предложения не должны повторяться. Если в классе мало детей, то каждый следующий повторяет предложение предыдущего. Такой приём заставляет слушать других и положительно влияет на ход урока. Дети сидят, разговаривают, на учителя не обращают внимания? Попросите их встать, потянуться, улыбнуться соседу справа, потом соседу слева, потом улыбнуться вам. Вы тоже улыбнитесь, говорите, что сегодня будет очень интересный урок. Тема урока может быть зашифрована на доске, например: “Het dlwor ew veil ni”. Можно приготовить для учеников специальные грамоты “за умение болтать без умолку”, (the ability to chatter like a magpie), “за умение не разлучаться со своим телефоном” (the ability not to separate from a mobile phone), за умение пропускать слова учителя мимо ушей( the ability to miss teacher’s words), за прекрасное знание английского языка, которое заключается в знании двух слов “hello” и “ok”. Наделайте жетончиков чтобы выдавать их за хорошее поведение, выполнение домашних заданий, взаимопомощь.
Выделите лидера (зачинщика беспорядков) и загрузите его работой лучше творческой. А можно просто назначить ответственным за какой-то участок работы. Будьте последовательны в своей работе. Если вы сказали в начале урока, что после изучения нового материала будет проверочная работа, - проведите её. Проведите даже если ученики не слушали и занимались своими делами. Не продолжайте урок, если вас не слышат. Дети галдят, тихонько пройдите по классу, прислушайтесь к каждому, вернитесь на своё место и добейтесь всеобщего внимания (любыми действенными средствами), например что-то громко уроните, а потом скажите: “Я вас всех послушала, я вас понимаю…” Дальше импровизируйте. Суть в том, чтобы дети обратили на вас внимание и услышали вас, а также поняли, что учитель не просто ходит по классу, а участвует в их проблемах. Когда дети уж очень расшумелись, внимание рассеяно, выдерживаем паузу 10-15 секунд и говорим: “Кто меня слышит - хлопните в ладоши 1 раз” - раздастся 2-3 разрозненных хлопка. “Кто меня слышит - хлопните в ладоши два раза” - в классе станет заметно тише, а в ладоши хлопнет человек 10-12. “Кто меня слышит, хлопните в ладоши три раза” - класс дружно хлопает в тишине. “А теперь продолжим урок, впереди много интересного!”
Прикрепите на доску три разных по цвету магнита. Объясните детям, что чей ряд будет лучше вести себя на уроке, тем выше поднимете магнит. Как только ребята зашумели, обратите внимание на эти магниты. Скажите: сейчас посмотрим, какой ряд ведёт себя лучше. Все притихнут. А вы оценивайте. Например, первый ряд молодцы - поднимите магнит на 3 см вверх; второй ряд молодцы - поднимите магнит на 2 см, а третий ряд - магнит на месте. И так на протяжении всего урока. Зашумели вы - к магнитам. Oценили и дальше ведите урок. Можно под магниты прикрепить картинку, к примеру, машинки, у каждого ряда своя. Подводя итоги, каждый раз продвигайте машинку вперёд. Какой ряд к концу урока доедет до гаража? В конце урока подведите итог, похвалите. Каждый раз меняйте картинку. В конце урока обязательно нужно поговорить, что было сделано на уроке. Ученики не просто пришли на урок, они узнали что-то новое. В конце урока нужно выставить детям оценки и прокомментировать их. Поскольку отметки в школе отменить пока нельзя, можно хотя бы минимизировать их негативное влияние. Прежде чем выставить оценку в дневник, прокомментировать публично успехи ученика нужно вспомнить несколько правил:
- Оценивать, принимая во внимание все возможные факторы, которые могли повлиять на результат.
- Помнить, что оценка - всего лишь отображение усвоенных знаний на данный момент. Ученик должен понимать, что у него всегда есть шанс, её исправить, даже на этом уроке.
- Плохие и хорошие оценки объявлять без осуждения или восторга.
- Даже (особенно) ставя плохую отметку, показать ученику и другим детям, что он не плохой, просто недоучил.
- Относится к ученикам хорошо вне зависимости от их успешности. Детям очень важно знать, что их принимают всегда и что в этом вы неизменны. Только так они смогут вам доверять.
- Учитель должен чувствовать, когда оценка поможет ребёнку, а когда может его просто “убить”. Важно учитывать последствия.
- Если вы видите, что ученик ленится, не старается, лучше сказать ему о чувствах, которые он вызывает у вас таким отношением.
- Никогда не жаловаться родителям на плохую успеваемость школьника. Лучше вместе с родителями искать способы поправить ситуацию и не навредить ребёнку.
- Помнить, что у ребёнка могут быть личные причины невыученного урока. Относиться к этому с пониманием.
- Поддерживайте ребят, когда им плохо, напоминайте про их сильные стороны, покажите, что они уникальны, что в другой раз обязательно получится.
Ш.А. Амонашвили в своей книге “Единство цели” пишет о том, что он не использует оценки в своей практике. Оценка это тонкий психологический инструмент, который может иметь разное влияние на детей, особенно относящихся к категории неуспевающих, отстающих. Он писал: “Я не использую в своей педагогической деятельности отметок, метод наказания также изгнан из моей практики, уроки мои, как правило, не совпадают с установленными рамками, моё общение с детьми опирается на сотрудничество, на утверждение в них свободного выбора” [1]. Амонашвили пишет о том, что оценки превратились в инструменты социального давления на детей, их сортитовки на “успевающих” и “неуспевающих”, на “хороших” и “плохих” учеников. Он приходит к выводу, что в оценках мало педагогики и больше власти. “Мы, учителя, полностью забираем эту власть в свои руки, чтобы нам было легче управлять детьми. Отметки - это костыли хромой педагогики. Дети сжигают наши оценки - что это значит? Это значит, что они недолюбливают нас, им не нравится творимый нами педагогический процесс, они отдаляются от нас”. Дети очень чувствительны к оценке. Они не умеют отделять оценку выполнения отдельного задания от оценки себя в целом. Система содержательных оценок, разработанных Ш.А. Амонашвили включает в себя четыре компонента:
1) доброжелательное отношение к ученику, как к личности;
2) положительное отношение к усилиям ученика, направленным на решение задачи (даже если эти усилия не дали положительного результата);
3) конкретный анализ трудностей вставших перед учеником, и допущенных им ошибок;
4) конкретные указания на то, как можно улучшить достигнутый результат. При оценивании ученика я стараюсь использовать все эти компоненты, даже если ученик ответил не лучшим образом. Есть много способов оценить ученика так, чтобы он не воспринимал слова учителя как проявление отрицательного отношения к себе. Исправлять ошибки ученика нужно очень деликатно, не обидно для ребёнка, например вежливым переспросом, уточнением, подсказкой.
Чтобы преодолеть проблемы в обучении у отстающих и слабоуспевающих учеников надо развивать у них память, внимание и мышление. Н.Д. Гальскова в своей книге “Теория и практика обучения иностранным языкам” отмечает: “Малоспособный к изучению иностранного языка ученик-это ученик, у которого слабо развиты память, мышление и внимание. Суть мастерства учителя состоит в определении характера необходимой в конкретном случае помощи, а также способов, которыми её можно наилучшим образом обеспечить. Путь к развитию иноязычных способностей лежит через обучение школьника рациональным приёмам учебной деятельности, тренировку его психических функций ( памяти, внимания, мышления, слухового восприятия и т.д.) и использование принципа индивидуального подхода. Игнорирование этого принципа приводит к тому, что наиболее способные и развитые учащиеся задерживаются в своём развитии, у них снижается познавательная активность, темп работы, а слабо подготовленные учащиеся не в состоянии достичь уровня “средних”, а тем более “сильных” школьников [2]. При обучении иностранному языку нужно использовать личностно-ориентированный, дифференцированный подходы, чтобы свести количество отстающих и неуспевающих детей к минимуму. Детям с более развитой зрительной памятью потребуется большее число упражнений для увеличения объёма слуховой памяти и создание дополнительных зрительных опор для компенсации недостатков в развитии слуховой памяти – с другой. К факторам успешности учебной деятельности относятся не только иноязычные способности, но и мотивация, волевые качества, владение навыками учебного труда. Понятия “сильный”, “средний”, “слабый” являются относительными, позволяющими сравнивать школьников и эти понятия, как всякая мерка, зависят от эталона. “Сильным” можно назвать ученика, владеющего рациональными приёмами учебной деятельности и обладающего значительным объёмом вербальной памяти (в первую очередь слуховой), с хорошо развитой памятью и аналитико-синтетическими операциями мышления (в первую очередь способностью к вероятностному прогнозированию) и высоким уровнем развития внимания (его устойчивости и концентрации), то есть способности сосредоточиться на предмете деятельности. “Средним” учеником может оказаться школьник, не обладающий (или обладающий средним) показателем объёма вербальной памяти, а также способностью к вероятностному прогнозированию, не имеющий сильной внутренней мотивации и сильной воли, что позволяет ему добиваться определённых результатов в учении, но не обеспечивает лёгкость и быстроту процесса формирования навыков и умений иноязычной речевой деятельности. Чаще встречаются случаи, когда ученики недостаточно владеют приёмами учебной деятельности и одновременно имеют неплохие иноязычные способности. “Слабым” считается ученик у которого плохо развиты навыки учебной деятельности, слуховая память, аналитико-синтетические операции мышления и внимание характеризуется низким уровнем устойчивости и концентрации. Слабое развитие всех этих компонентов иноязычных способностей или только части из них может привести к тому, что ученику будет трудно овладевать иностранным языком. Следующим фактором, влияющим на специфику процесса овладения детьми иностранным языком, является их опыт владения родным языком. Имеющийся речевой и коммуникативный опыт детей в родном языке будет служить учителю опорой при формировании у них способности к общению на иностранном языке. Гальскова Н.Д. отмечает такой фактор, как фактор успеха.
При организации обучения важно создавать у учеников ситуацию успеха. Даже самый маленький успех воодушевляет детей и поддерживает их интерес к предмету. Учителю важно всегда найти возможность создать такую ситуацию, предложить такое задание, чтобы и ученик с низким уровнем активности имел возможность отличиться; важно похвалой отметить даже самое незначительное продвижение вперёд. Необходимо также учитывать психологические особенности детей определённой возрастной группы, так как незнание этих особенностей влияет на фактор успешности процесса обучения иностранного языка в школе. Но не менее важным является понимание сущности методических приёмов, используемых при организации учебного процесса по иностранному языку.
Работа с детьми в кадетской школе имеет свою специфику. Обучение детей начинается с 5 класса. В школе преподаётся только один иностранный язык - английский. Часто поступают дети, которые до этого изучали другой иностранный язык немецкий или французский. Перед учителем возникает задача как за короткий период времени научить разновозрастных детей читать, говорить, писать на английском языке? Работать на уроке в общем режиме таким детям очень сложно, поэтому организую индивидуальные занятия после уроков. Изучение языка начинаем с фонетики, затем постепенно осваиваем грамматику и лексику. Составляю индивидуальный план проверки знаний в конце четверти. Включаются посильные задания, которые данный ученик может выполнить. В таких условиях сжатых временных рамок, когда за короткий промежуток времени приходится обучить многому вспоминается интенсивная методика обучения иностранным языкам, разработанная Г.А. Китайгородской. Основной является задача обучения иноязычному общению на базе отобранного словаря в 2500-2800 словарных единиц и всей нормативной грамматики разговорной речи, а дополнительной - задача обучения чтению художественной адаптированной и оригинальной литературы [3]. Автор указывает на принцип личностного общения, вытекающий из основной цели обучения. Он предполагает, что главной формой учебной деятельности является не слушание, чтение, а живое и активное общение преподавателя с учащимися и учащихся между собой. В общении преподаватель передаёт им информацию, в общении между собой и преподавателем учащиеся усваивают её. Роль преподавателя в любом обучении огромна и в том числе в работе с неуспевающими детьми. Преподаватель, его авторитет имеют прямое отношение к результатам обучения. Он влияет не только на обучение, но и на обучаемых. Слово и действие преподавателя могут вызвать у обучаемых и болезненное отрицательное отношение к изучаемому предмету. Поэтому расширение функций преподавателя является отличительной чертой интенсивного обучения. В понятие профессионализма включаются такие свойства личности, как высокая профессиональная культура, умение понять психологию, настроение, пожелания каждого и группы в целом, талантливость, самозабвенность, самоотдача, высокий уровень знания предмета, доброжелательный настрой в сочетании с высокой требовательностью, умение применять щадящий самолюбие способ учёта знаний, артистичность, находчивость.
Обобщая всё вышесказанное, необходимо обозначить основные пункты для профилактики неуспеваемости:
- Учителю необходимо тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые учениками в письменных и устных ответах. Контролировать усвоение материала учениками пропускающими занятия. В конце темы или раздела обобщить итоги усвоения основных правил, умений и навыков.
- Подбирать задания по наиболее существенным и сложным отделам учебника.
- Подробно объяснять в классе выполнение домашних заданий.
- При развитии навыков говорение акцент делать на диалогическую речь, групповую и парную работу.
- Включать в свою работу внеклассную работу, постановку спектаклей на английском языке куда включать слабоуспевающих, неуверенных в себе детей, чтобы раскрыть их творческий потенциал и внушить мысль, что они могут общаться на языке не хуже других.
- Повышать мотивацию в изучении иностранного языка, организуя нестандартные уроки, олимпиады, фестивали, конкурсы, викторины, ролевые игры, проекты, интерактивные технологии.
Библиографический список
- Ш.А. Амонашвили. Единство цели. - М., 1987, Просвещение. - стр.91.
- Н.Д. Гальскова, З.Н. Никитенко. Теория и практика обучения иностранным языкам - М., Айрис-Пресс. 2004. – стр.63.
- Г.А. Китайгородская. Методические основы интенсивного обучения иностранным языкам. – МГУ. 1986. - стр.30.