Негосударственное общеобразовательное учреждение “Средняя общеобразовательная школа № 40 ОАО “РЖД” в 2013 году отметит свое 95-летие и за время существования она оставалась железнодорожной, всегда готовой к преобразованиям и инновациям. В настоящее время это современное общеобразовательное учреждение.
Основной целью работы школы является создание условий и инновационных механизмов развития системы образования, обеспечивающих доступность, высокое качество и эффективность образования, его развитие с учетом социальных и экономических потребностей железнодорожного транспорта, запросов работников ОАО “РЖД”. Для достижения указанной цели и реализации Концепции развития системы дошкольного и общего среднего образования открытого акционерного общества “Российские железные дороги” должны быть решены следующие задачи:
- повышение качества образования на основе совершенствования технологий образования, преемственности образовательных программ и запросов работников ОАО “РЖД”;
- формирование системы выявления, развития и поддержки одаренных детей;
- формирование кадровой политики, позволяющей удовлетворять потребности отрасли в компетентных, высокомотивированных специалистах;
- достижение нового качества профориентационной работы на профессии, востребованные компанией, особенно на профессии железнодорожного транспорта, как одно из условий подготовки квалифицированных кадров;
- воспитание детей на идеях гуманизма и демократии, развитие форм общественного управления;
- совершенствование материально-технической базы образовательных учреждений как одно из основных условий достижения нового качества образования.
Как мы решаем эти задачи?
В школе работает высококвалифицированный педагогический коллектив. Все учителя математики, физики и информатики имеют высшую квалификационную категорию и большой практический опыт работы. Педагог дополнительного образования, который одновременно преподает предпрофильный курс для 9 класса “Общий курс железных дорог” и кружки “Юный железнодорожник” для учащихся 1-4, 5-8, 9-11 классов, специалист железнодорожного транспорта с высшим профессиональным образованием. Кроме того, педагоги школы участвуют в работе регионального отделения “Всероссийское педагогическое собрание” и в работе комиссии по проверке материалов конкурсов, проводимых в рамках приоритетного национального проекта “Образование”, ежегодно принимают участие в городском конкурсе “Учитель года”, участвуют во Всероссийском фестивале педагогических идей “Открытый урок”. В 2008 году школа участвовала во Всероссийской конференции по проблемам профориентации в г. Кемерово.
Что касается учебно-материального обеспечения, то школа оснащена современным оборудованием: два компьютерных класса; кабинеты физики, математики, химии, черчения, иностранного языка оснащены интерактивными комплексами. Создан кабинет профориентации с использованием электронного макета-тренажера железной дороги. Опыт работы школы был обобщен на сетевой школе передового опыта, которая проводилась Департаментом управления персоналом в 2008 году. Школа стала лауреатом III степени конкурса “Школа года ОАО “РЖД” 2009, в 2012 году награждена дипломом за Лучшую компьютерную презентацию в конкурсе “Школа года ОАО “РЖД” 2012.
Учитывая педагогический потенциал учителей, учебно-материальную базу школы на педагогическом совете в 2005 году было принято решение об организации предпрофильного обучения в 9 классе и профильного в 10 и 11 классах и в настоящее время школа продолжает работать в этом направлении.
В соответствии с выбранным профилем обучения внесены изменения в учебный план школы и программы обучения. Они составлены с учетом федерального и регионального компонентов. Часы школьного компонента на I и II ступенях обучения использованы для углубления знаний по профильным предметам: математики, физики. Уже на I ступени начальной школы дети изучают информатику. В программы учебных предметов внесены темы по изучению первоначальных представлений о работе железнодорожного транспорта: окружающий мир в начальных классах - “Какой бывает транспорт”, “Здоровье и безопасность”, “Чтобы путь был счастливым”; изобразительное искусство в 1-8 классах - Тема “Рисунок – основа языка всех видов изобразительного искусства (рисунок на железнодорожную тематику)”; ОБЖ в 8-11 классах – “Основы безопасности на железнодорожном транспорте.
В 9 классе организована предпрофильная подготовка. В учебный план введен предмет “Общий курс железных дорог”. На данном этапе учащиеся учатся самостоятельно отправлять и принимать поезда, составлять маршрут движения, соблюдать регламент переговоров, принимать решения при возникновении нештатных ситуаций: “потеря контроля стрелки”, “ложная свобода”, “ложная занятость” Это позволяет сформировать у учащихся такие качества, как внимательность, чувство ответственности, строгое соблюдение правил безопасности движения. В результате 80 % выпускников основной школы после окончания выбирают продолжение обучения в классах совместного обучения по железнодорожному профилю по специальности “Организация и управление процессом перевозок на железнодорожном транспорте”. Этот курс включает экскурсии на предприятия: ст. Воронеж-1, локомотивное депо, Воронежский вагоноремонтный завод, Воронежскую школу машинистов локомотивов. На этих предприятиях учащиеся знакомятся с основными профессиями, спецификой работы и закрепляют полученные при изучении курса знания.
Особо хотела бы остановиться на введении в учебный план классов III ступени обучения профильных элективных курсов. Все они ориентированы в нашей школе на подготовку детей к продолжению обучения в образовательных учреждениях профессионального образования железнодорожного профиля. Предусмотрено изучение учебной дисциплины “Техническое черчение”, элективные курсы: “Физические модели технических процессов в железнодорожной сфере”, “Задачи практического содержания на железнодорожном транспорте” и другие.
Развитие навыков и умений учащихся осуществляется в рамках комплексно-целевой программы “Проектная деятельность учащихся”, которая является одним из направлений опытно-экспериментальной деятельности школы. Была создана “Лаборатория организации проектной деятельности”, в которой учителя объединились, чтобы научить детей стать активными участниками учебного процесса, выступать с инициативой, не бояться смелых решений и самостоятельности.
Перед учителями, ведущими элективные курсы, была поставлена задача разработать темы проектов, которые были бы впоследствии предложены учащимся для выполнения. Так итогом элективного курса “Задачи практического содержания на железнодорожном транспорте”, стало выполнение трех проектов: “Определение тормозного пути при движении состава”, “Прокладка железнодорожного полотна на холмистой местности. Разбивка серпантин”, “Проектирование оптимального расположения станций на железнодорожной магистрали”. Элективный курс по техническому черчению завершается проектом “Разработка цилиндрического резервуара со сферическими поверхностями на торцах”.
Достаточно давно внедряют проектную деятельность учителя технологии. Со своими проектами учащиеся ежегодно участвуют во 2 этапе Всероссийской предметной олимпиады школьников и занимают призовые места. Вся работа над проектами учащихся педагога технического труда Гавриленко А.И. ведется в рамках технического кружка “Электропитание устройств железнодорожной автоматики, телемеханики и связи”. Представляемые проекты учащихся всегда интересны и занимают призовые места во Всероссийской предметной олимпиаде школьников: 2007 год - работа по демонстрации токов Фуко в металлах вызвала неподдельный интерес у жюри на олимпиаде по технологии и ей единогласно было отдано 1 место; 2009 год выставлен проект “Использование однокаскадного усилителя низкой частоты на практике (сторожевое устройство)” – 1 место.
Педагоги нашей школы с энтузиазмом включились в работу по внедрению проектного метода обучения в образовательную деятельность. И не только предметов физико-математического профиля коснулась эта инновационная деятельность. Проект “Тема железной дороги в творчестве писателей Х1Х века”, выполненный под руководством учителя Пискаревой Р.И., вызвал неподдельный интерес у учащихся. Учащиеся под руководством учителя немецкого языка Самсоновой О.И. выполнили проект по теме “Основы технического перевода” и выпустили немецко-русский словарь на железнодорожную тематику. В издательстве ВОИПКиПРО вышло методическое пособие по немецкому языку “Железнодорожный транспорт” (автор Самсонова О.И.). Часть изданного материала было распространено по школам Ю-Вж.д.
Являясь неразрывным звеном в системе профессиональной подготовки кадров железнодорожного транспорта работа школы строится в соответствии с принципом обеспечения преемственности по профессиональной ориентации на всех ступенях образования.
Совместная деятельность школы и детских садов № 101,102 ОАО “РЖД” строится в соответствии с программой работы на год, разрабатываемой совместно администрациями этих учреждений. Эта программа включает в себя различные мероприятия: праздники, экскурсии, творческие дни, родительские собрания с приглашением учителей начальных классов. С целью адаптации дошкольников к обучению в начальных классах организуются курсы подготовки будущих первоклассников из числа воспитанников д.с № 101,102 и немаловажным фактом является то, что ежегодно растет количество первоклассников, выпускников этих дошкольных учреждений.
Очень привлекательной для педагогов детского сада и, конечно же, детей являются экскурсии в кабинет профориентации. Применение макета-тренажера в образовательном процессе позволяет, начиная с детского сада, давать первоначальные представления о работе железнодорожного транспорта, визуально оценить всю сложность, ответственность профессий железнодорожников. С применением данного макета-тренажера дети могут закрепить основные понятия о железнодорожном транспорте, полученные в дошкольных учреждениях. Посещая кабинет профориентации, воспитанники негосударственных дошкольных образовательных учреждений ОАО “РЖД” №100, №101, №102 проявляют неподдельный интерес к работе макета-тренажера (перевод стрелок, движущийся подвижной состав, открытие-закрытие шлагбаума на охраняемом переезде, разрешающие и запрещающие показания светофоров). Хочется отметить, что дети знакомы с железнодорожными терминами, железнодорожными профессиями, что свидетельствует о значительной профориентационной работе в детских дошкольных учреждениях. Ребята с интересом рассказывают о работе своих родителей-железнодорожников и многие мечтают пойти по их стопам.
С 2005 года по 2009 школа ежегодно набирала группу учащихся в 10 класс совместного обучения с Воронежским колледжем железнодорожного транспорта - филиал МИИТа. Учащиеся в школе в течение двух лет обучались по программам среднего (полного) общего образования, успешно проходили государственную итоговую аттестацию, одновременно являясь студентами колледжа 1 и 2 курсов. Все выпускники этих классов либо продолжали обучение на 3 курсе колледжа, либо по результатам ЕГЭ поступали в высшие учебные заведения железнодорожного транспорта. Целью работы этих классов являлась организация в школе работы по ранней профессиональной ориентации учащихся и направленной подготовки их к поступлению в Московский государственный университет путей сообщения (МИИТ). Такую практику совместной работы с Воронежским колледжем железнодорожного транспорта - филиалом МИИТа считаем достаточно плодотворной. Первый выпуск учащихся класса совместного обучения состоялся в 2007 году и за последние три года продолжили обучение в колледже 48 учащихся, а 12 человек из этих классов, получив аттестаты о среднем (полном) общем образовании, поступили в высшие учебные заведения железнодорожного профиля. К сожалению, с этого года набор в данные классы уже не проводился. Но мы считаем, что данная практика совместного обучения была оптимальной и социально адаптированной по осуществлению непрерывного обучения и обеспечения преемственности на всех уровнях образования.
Особенно хотелось бы остановиться на роли кабинета “Профориентации”, основой которого послужил электронный макет-тренажер железной дороги. На этом макете представлены различные инженерные сооружения, технические устройства, основными из которых являются железнодорожные пути, подвижной состав, сооружения и устройства сигнализации и связи, железнодорожные станции.
В школе макет-тренажер позволяет проводить уроки с учащимися всех ступеней обучения. Учащиеся средней и старшей школы после изучения теоретического курса приступают к практическим занятиям на макете-тренажере. Они имеют уникальную возможность наблюдать за правильностью выполнения своих действий. Кабинет профориентации используется и для внеклассной работы: работе кружков дополнительного образования, классных часов, встреч с ветеранами-железнодорожниками.
Школа тесно сотрудничает и с МГУПС - Воронежским филиалом МИИТа. Студенты, обучающиеся по специальности “Организация перевозок и управление на транспорте”, имеют возможность закрепить свои теоретические знания, полученные в университете, занимаясь на макете-тренажере. Будущим железнодорожникам, студентам выпускных курсов предоставляется возможность поработать в роли дежурного по станции и поездного диспетчера. Таким образом, прослеживается преемственность в системе образования железнодорожного транспорта.
Школа является членом ассоциации “Университетский учебный округ” Московского государственного университета путей сообщения”. На базе школы создан учебный центр довузовской подготовки, слушателями которого являются не только выпускники школы, но и выпускники прошлых лет, работники предприятий ОАО “РЖД” Воронежского узла. Это позволяет увеличить количество выпускников, поступающих в высшие учебные заведения железнодорожного профиля. Ежегодно выпускники нашей школы получают целевые направления на обучение в МИИТе, количество таких выпускников растет.
Всем известно, что любое общество проектирует свое будущее через воспитание, которое своеобразным механизмом включения подрастающего поколения в уже существующую общность, дает возможность вслед за старшими поколениями поддерживать и сохранять передаваемые традиции и нормы жизни.
В школе реализуется система внеклассной воспитательной работы. Наряду с традиционными методами организации воспитательной работы: проведение классных часов на различные темы, школьных мероприятий, родительского лектория, расширение спектра спортивно-массовой работы, кружков, студий, в школе внедряются современные формы общественного и ученического самоуправления.
Любое общество проектирует свое будущее через воспитание, которое является своеобразным механизмом включения подрастающего поколения в уже существующую общность, что дает возможность вслед за старшими поколениями поддерживать и сохранять передаваемые традиции и нормы жизни. Детское движение - это как раз то, что помогает в развитии социальной активности детей. Поэтому на базе семи образовательных учреждений Юго-Восточной железной дороги-филиала ОАО “РЖД” еще в 2005 году создана детская общественная организация юных железнодорожников “Магистраль”, которая является добровольным общественным объединением учащихся школ и школ-интернатов и преследует цель активизации патриотического и гражданского воспитания школьников. Проведение профориентационной работы на железнодорожные специальности, повышение интереса к железнодорожному транспорту, изучение истории и трудовых традиций работников Юго-Восточной железной дороги, оказание помощи и внимания железнодорожникам - ветеранов Великой Отечественной войны и труда. Учредителем ДОО “Магистраль” является Совет ветеранов Юго-Восточной железной дороги, а в нашей школе расположен дорожный штаб этой организации. В школе организована внеклассная работа с обучающимися. Работают вокальная и танцевальная студии, спортивные секции. Всего в школьных кружках и секциях занимаются около 85 % учащихся. Кроме того, 30% школьников посещают кружки и клубы в учреждениях дополнительного образования вне школы.
В целях создания необходимых условий достижения нового, современного качества общего образования, совершенствования работы по непрерывному обучению, обеспечению преемственности на всех уровнях образования в рамках нашей школы определены приоритетные направления работы.
- внедрение различных моделей сотрудничества с негосударственными дошкольными образовательными учреждениями ОАО “РЖД”, железнодорожными вузами и колледжами в целях обеспечения непрерывного образования, дающего каждому ученику возможность формирования индивидуальной образовательной траектории для дальнейшего личностного роста;
- внедрение практики создания ученических портфолио для отслеживания индивидуальных достижений обучающихся;
- расширение перечня спецкурсов, элективных курсов, направлений подготовки в сфере профильного обучения разработанных в целях формирования образовательных программ, адекватных мировым тенденциям, потребностям рынка труда и личности (ожидаемый результат: расширится перечень элективных курсов, программ дополнительного образования в сфере профильного обучения, будет создан пакет сетевых образовательных программ для старшеклассников, что позволит увеличить возможности обучения по индивидуальным образовательным программам);
- внедрение новых образовательных технологий и принципов организации учебного процесса, обеспечивающих эффективную реализацию новых моделей непрерывного образования, в том числе с использованием современных информационных и коммуникационных технологий (ожидаемые результаты: будут внедрены новые образовательные технологии и принципы организации учебного процесса, что обеспечит улучшение качественных показателей результатов по ЕГЭ);
- усиление личностно- ориентированной направленности образования и воспитания через совершенствование системы работы с мотивированными учащимися, создание условий для организации проектной и научно-исследовательской деятельности; совершенствование системы воспитательной работы; расширение спектра и содержательного аспекта дополнительного образования.
- совершенствование системы управления образовательным процессом на основе эффективного использования информационно-коммуникационных технологий в рамках единого образовательного пространства (ожидаемые результаты: увеличится число автоматизированных рабочих мест, предназначенных для административно-управленческого персонала, что создаст условия для повышения гибкости и быстрого реагирования системы образования школы на внешние факторы);
- создание условий для привлечения и закрепления высококвалифицированных кадров в школе (ожидаемые результаты: повысятся объемы выплат стимулирующего характера педагогам, что создаст условия для повышения привлекательности педагогической деятельности для высококвалифицированных и молодых педагогов);
- внедрение современных форм общественного и ученического самоуправления, развитие структуры ДОО “Магистраль”;
- повышение квалификации администрации, руководителей структурных подразделений и стратегической команды (ожидаемые результаты: повысится квалификация административно-управленческого персонала, что позволит осуществлять развитие системы образования на основании внедрения эффективных форм и технологий организации и управления);
- повышение квалификации педагогических работников, прохождение ими психолого-педагогической подготовки, освоение новых образовательных технологий (ожидаемый результат: позволит учителям слышать и понимать детей, адекватно выбирать приемы и методы педагогической работы).
- организация сетевого взаимодействия с образовательными и другими организациями, входящими в единое образовательное пространство (ожидаемые результаты: повысится индекс “позитивного цитирования” школы в общественном мнении и СМИ в 2 раза, что будет способствовать росту имиджа школы.
- развитие инфраструктуры единого информационного пространства (интернет, медиатека, библиотека со средствами сканирования и распознавания текстов).
- совершенствование внутренней локальной сети учреждения.
- постоянное обновление программного обеспечения учебного процесса, административной работы.
- оборудование спортивного зала современным спортивными снарядами, устройство современных раздевалок (душевые кабины).
- организация кабинета иностранного языка, оборудованного персональными компьютерами со средствами записи и редактирования звука и изображения, медиаплеерами для индивидуальной работы с учебным вещанием.
- организация естественно-научной лаборатории с лабораторным оборудованием для проведения индивидуальной научно-исследовательской и проектной деятельности.
Одной из основных целей функционирования системы образовательных учреждений ОАО “РЖД” является обеспечение непрерывного образования в системе образовательных учреждений железнодорожного транспорта: детский сад – общеобразовательная школа – образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования, реализующие образовательные программы по подготовке специалистов в сфере железнодорожного транспорта. В работе школы № 40 имеется богатый опыт по обеспечению непрерывного образования в системе образовательных учреждений ОАО “РЖД”, которым мы всегда готовы поделиться со своими коллегами. Но для того, чтобы соответствовать ритму развития образования, в настоящее время необходим высокий потенциал образованности, работоспособности, лабильности, и администрация, и педагогический коллектив готовы к совершенствованию работы по реализации Концепции развития системы дошкольного и общего среднего образования открытого акционерного общества “Российские железные дороги”.